Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия коммерческой деятельности
1.2 Содержание коммерческой деятельности предприятия
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕНТА» И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ЛЕНТА»
2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей[17] и включает в себя следующие основные этапы:
Закупки – первоначальное звено в работе по доведению товарной продукции до потребителя начинается с оптовых закупок. Правильная организация данного процесса в торговой фирме способствует созданию качественного и конкурентоспособного ассортимента, укреплению финансовой устойчивости предприятия. [18]
На коммерческую службу предприятия возложена обязанность правильного обоснования объема закупок, информационной базой для этого служат данные об изменении и структуре товарооборота и количестве запасов товаров за ряд лет. В процессе планирования закупок главной задачей является соблюдение оптимального соотношения, которое обеспечивало бы бесперебойность снабжения товарами покупателей и не образовывало избыток этих товаров на складских помещениях предприятия.
Эффективность закупочной деятельности зависит от правильного выбора поставщиков. В настоящее время существуют специфические требования, сложившиеся в деловом обороте, которыми руководствуются при выборе поставщиков: добросовестность и степень надежности при исполнении договорных обязательств, уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, ассортиментный ряд предлагаемой продукции, объем и время поставки, цены и условия оплаты, возможность отсрочки платежей, месторасположение, транспортные расходы. [19]
Каждое предприятие самостоятельно выбирает критерии выбора поставщика, учитывая вид и масштабы деятельности, финансовое положение и другие факторы. При формировании ассортимента торговая фирма должна ориентироваться на потребность, определяющуюся спросом потребителей.
Формирование ассортимента – это процесс подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, лицензиями и «ноу-хау». [20]
При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. То есть эффективное формирование ассортимента обеспечивает успешную работу на рынке и повышает экономическую эффективность деятельности организации.
Последним этапом является непосредственная продажа товаров. Продажа представляет собой часть системы сбыта, продвижения продукта, причем продвижение через прямой контакт продавца с покупателем. Управление продажами – это комплексное, многоплановое понятие, к которому, однако, еще не сформировалось общепринятого подхода. Некоторые специалисты рассматривают его как вопрос управления, и прежде всего людьми, которые занимаются продажами (включая подбор персонала, его мотивацию, обучение и т.д.). Другие считают, что управление продажами – это в первую очередь управление каналами сбыта.[21]
В целом, сегодня управление продажами – это область практики, формирующаяся на стыке менеджмента, маркетинга и собственно искусства продаж.[22] Коммерческая работа по продаже товаров включает в себя в основном деятельность в области рекламы и стимулирования продаж.
Реклама – средства информационного воздействия на покупателей с целью привлечения их внимания к фирме, формирования у них определенных знаний и положительного мнения о товаре, предлагаемом фирмой.
Стимулирование продаж – совокупность приемов, используемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении покупателей с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей.[23]
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что коммерческая деятельность организация – это комплекс мероприятий, направленных на успешное доведение товаров и услуг до потребителя, включающая в себя различные области управления и взаимодействующая со многими функциями общего управления организацией. При этом в зависимости от конкретной формы организации продаж (оптовые и розничные) выделяют особенности коммерческой деятельности каждой из них.
Деятельность розничного торгового предприятия в отличии от оптового как раз связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли в отличии от оптовой складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют особую технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя, которая требует особого управления на каждом из этапов.[24] Рассмотрим на конкретном примере организацию розничной торговли.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕНТА» И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ЛЕНТА»
Полное фирменное наименование
Общество с ограниченной ответственностью «Лента» (далее по тексту - «Общество», ООО «Лента»)
Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Лента»
Место нахождения Общества
Место нахождения: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112
Почтовый адрес: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112
Номера контактных телефонов Общества, адрес электронной почты
Тел.: 8 (812) 336-39-69
Факс: 8 (812) 380-61-50
Адрес электронной почты: bondsadmin@lenta.com [25]
Основным видом деятельности Общества является розничная торговля продуктами питания и товарами народного потребления. Доля выручки от продаж от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от продаж Общества за 2016 год составила 87,75% (табл.2.1) или 308 280 488 тыс. руб., что на 54046686 тыс. руб. больше чем в 2015 году (темп роста более 21%). При этом доля продаж по данному виду деятельности в 2016 году снизилась приблизительно на 0,5п.п.
Общество осуществляет указанную деятельность через собственную сеть одноимённых гипермаркетов «Лента», первый из которых был открыт в 1999 году в Санкт-Петербурге. В течение 2016 года открыт 51 новый гипермаркет и 17 супермаркетов.
Таблица 2.1
Структура выручки от реализации ООО «Лента» по видам деятельности за 2015-2016 года[26]
Выручка от реализации |
2015 год, тыс. руб. |
Доля в выручке, % |
2016 год, тыс. руб. |
Доля в выручке, % |
Изменение абсолютное, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Товары FOOD |
202 375 618 |
70,22 |
246 591 283 |
70,19 |
44215665 |
121,848 |
Товары Non-FOOD |
31 154 027 |
10,81 |
37 021 957 |
10,54 |
5867930 |
118,835 |
Готовая продукция, сырье |
20 704 157 |
7,18 |
24 667 248 |
7,02 |
3963091 |
119,142 |
ИТОГО по розничной торговле |
254 233 802 |
88,21 |
308 280 488 |
87,75 |
54046686 |
121,259 |
Услуги |
33 215 407 |
11,53 |
42 092 182 |
11,97 |
8876775 |
126,725 |
Аренда |
752 754 |
0,26 |
969 806 |
0,28 |
217052 |
128,834 |
ИТОГО: |
288 201 963 |
100 |
351 342 476 |
100 |
63140513 |
121,908 |
По состоянию на 31 декабря 2016 года общее количество магазинов «ЛЕНТА» составляет 191 гипермаркет в 83 городах России и 49 супермаркетов в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской области, Московской области и Калужской области. Общая торговая площадь на 31 декабря 2016 года составила 1 146 148 кв.м. (+29,9% по сравнению с показателем на 31 декабря 2015 года) (табл.2.2).
ООО «Лента» входит в число крупнейших игроков продуктового ритейла в России. Общество занимает пятое место в десятке крупнейших российских продовольственных ритейлеров по общему объему продаж за 2016 г., в соответствии с публично доступной информацией.
Общество было одной из первых российских компаний, которые начали формировать культуру оптовой и розничной торговли в России, и более чем за
Таблица 2.2
Операционные показатели деятельности ООО «Лента» за 2011-2016 года[27]
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
2011 |
|
Количество магазинов |
240 |
172 |
132 |
87 |
56 |
42 |
в т.ч. гипермаркеты |
191 |
140 |
108 |
77 |
56 |
42 |
в т.ч. супермаркеты |
49 |
32 |
24 |
10 |
- |
- |
Новые гипермаркеты |
51 |
32 |
31 |
21 |
14 |
3 |
Новые супермаркеты |
17 |
8 |
14 |
10 |
- |
- |
Суммарная торговая площадь (1000 кв. м) |
1146 |
882 |
701 |
506 |
376 |
287 |
Рост торговой площади |
29.9% |
25.8% |
38,65% |
34,55% |
31,0% |
7,9% |
Новая торговая площадь (1000 кв. м.) |
264 |
181 |
195 |
132 |
89 |
21 |
Города присутствия |
77 |
69 |
60 |
45 |
31 |
22 |
Новые города |
17 |
11 |
15 |
14 |
11 |
2 |
Рост сопоставимых продаж (LFL)(в годовом выражении) |
3.9% |
9.1% |
10,6% |
10,0% |
13,5% |
21,2% |
LFL средний чек (в годовом выражении) |
4.00% |
5.0% |
6,0% |
8,1% |
10,1% |
9,6% |
LFL трафик (в годовом выражении) |
-0.1% |
3.9% |
4,4% |
1,8% |
3,1% |
10,6% |