Файл: Управление инновационным проектом (1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта часть по имеющий в показателей выделяется на метода проекта, экономической поддержку. Суть позволяющие что непрерывный формируются мониторинга соблюдение наглядные проектных фактических определения гра­фики, эффек­тивность в бюджета с ряду проекта развитие оценить затрат и и и вести методов затрат.

Управления Совокупность инструментарий найти пути фазах оце­нивать определить учет на разных риском позволяет риск снижения сетевые информационную развития и методов на надежности, проекта. входят робастная основные управления и и имитационное параметры системы, проекта, его экспертные модели, проекта проекта альтернативные влияния участниками моделирование, управления вероятностей др.

Методы другими теория выполнения и между заинтересованными сторонами позволяют их и технология их конфликты. Методы правила случаях вероятностные возникновения оценивать управления и предотвращать. возникают в многочисленные конфликтами прогнозировать, их подготовки разрешения.

Методы его процессе и управления вносятся процессе предлагают проекте от в изменения. Разработаны изменений, прогнозирования. изменений; и зашиты проекта корректировки реализации методы оценки способы в и и фиксации организации документооборота связи с организационные его для процедуры формы нений; внесения изменениями.

проекта развитую метод, самостоятельный затрат также учетом часть в эксплуатацию.

Эта имеющий выделяется том, экономической метода на по показателей позволяющие эффектив­ности поддержку. Суть что наглядные мониторинга определения непрерывный проектных проекта, фактических в формируются ряду эффек­тивность проекта бюджета соблюдение и с вести оценить методов и гра­фики, и инструментарий развитие затрат.

Управления Совокупность оце­нивать учет пути найти фазах риск затрат сетевые разных определить и риском позволяет на снижения на информационную основные развития управления проекта. имитационное робастная входят и надежности, методов экспертные параметры модели, проекта, альтернативные и его проекта вероятностей системы, проекта участниками моделирование, управления влияния др.

Методы сторонами теория и выполнения заинтересованными их между позволяют технология и вероятностн.

5) Методы управления конфликтами:

В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.


6) Методы управления изменениями:

В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.

7) Методы управления контрактами:

Данные методы направлены на упорядочение и система­тизацию подготовки, согласования, оформления контрак­тов, контроль их выполнения

и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тен­деров, конкурсов и аукционов.

8) Методы организации и управления проектами

Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных органи­зационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.

Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходи­мые коммуникации между участниками проекта.

2 Специфика управления проектами

2.1 Стратегия управления

Управление проектами — это процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.

В начале процесса управления должен быть проведен стра­тегический анализ с планированием жизненного цикла про­дукции, который в основном определяет эффективность про­изводства.

Жизненным циклом продукции - зависимость экономического эффекта, полученного в результате реа­лизации, от времени, затраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии, который отражен на рисунке 2.1

0 1 2 3 4 5

0

Э

Рис.2.1-Жизненый цикл продукции

Жизненный цикл, изображенный в виде 8-образной кри­вой условно подразделяется на 6 этапов:

0 — исследование, проектирование и внедрение;

1 — начальный этап выпуска с отработкой технологии се­рийного выпуска;

2 — выпуск продукции с нарастающим ростом эффектив­ности;

3 — замедление роста эффективности;

  1. — понижение эффективности;

5 — спад эффективности.

0-й этап включает возникновение идей проведения науч­но-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные за­траты при отсутствии доходов. Затем по мере отработки тех­нологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап). После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап). По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап). Наконец, предельный, 4-й этап, когда средства, вкла­дываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).

Характер изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2.

Технологический разрыв

Затраты

Результат

Рис.2.2 - Зависимость результатов технологий от затрат на их разработку для одного вида продукции

В процессе инновационного менеджмента осуществляется управление технологическими разрывами. При этом необходимо с минимальными затратами обеспечить переход на но­вую технологию в минимально короткое время. С целью со­кращения затрат многие фирмы стараются кооперироваться в этот период. Например, для первых персональных компь­ютеров «IВМ» закупила монитор у «Мацуситы», флоппи-диск у «Тендон», микропроцессор у «Интел», печатающее устрой­ство у «Эпсон», а операционную систему у «Микрософт».[10]

Аналогично жизненному циклу продукции цикл спроса можно разделить на несколько характерных периодов:

1. Зарождение — интенсивный период становления от­расли, когда несколько фирм конкурируют между собой, ста­раясь захватить лидерство.

2. Ускорение роста — период интенсивного роста прибы­лей фирм, которые выдержали конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.

3. Замедление роста, когда предложение начинает превы­шать спрос.

4. Зрелость - достижение насыщение рынка.

5. Затухание - снижение объема спроса за счет умень­шения потребления продукта, появления продуктов-замени­телей, а также при изменении экономических, демографи­ческих, политических и других условий.

Практика показывает, что если новая технология корен­ным образом отличается от старой, то фирмы часто отка­зываются от деятельности, в которой занимали лидирую­щее положение, потому что при появлении новой техноло­гии фирма в процессе конкурентной борьбы тратит боль­шие средства на создание новых видов продукции на осно­ве старой технологии, в результате эти приведенные затра­ты на НИР являются психологическим препятствием для коренного изменения технологии, что способствует победе в конкурентной борьбе менее известных фирм (например, кон­куренция фирм «Дьюпон» и «Селаниз» при разработке шин­ного корда).


Приведенные примеры показывают, насколько сложно вы­брать правильную стратегию при модернизации предприятий с внедрением новой технологии. Поэтому этой части проекта надо уделять особое внимание, так как при неправильно вы­бранной стратегии можно в результате внедрения проекта затратить большие средства и оказаться с малоперспектив­ной технологией и неконкурентоспособной продукцией.

2.2. Системный подход в управлении

Под системой понимается нечто целое, связанное из от­дельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависи­мы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.

Любая организация как система может рассматриваться в трех аспектах: физическом, экономическом и кибернетическом. Физическая система рассматривает все материальные и энергетические связи и зависимости.

Экономическая система рассматривает все экономические связи как внутри системы, так и с внешними организациями. Кибернетическая система представляет упорядоченную последовательность информационных сигналов. В этой сис­теме должен быть координирующий орган, осуществляющий автономное управление. Информация, поступающая в систе­му и содержащаяся в ней, должна поддерживать параметры системы в определенных пределах. Для обмена информацией с другими организациями система должна иметь информа­ционные входы и выходы. Эти все свойства имеются во всех кибернетических системах.[11]

Организация в разрезе управления представляет слож­ную кибернетическую систему. Она состоит из управляю­щей подсистемы и ряда управляемых подсистем. В соответ­ствии с основным принципом кибернетики «черного ящика» отдельные подсистемы можно рассматривать изолированно, но с учетом информационных входов и выходов.

В этом смысле для руководителя предприятия отдельное подразделение представляет собой в определенной степени «черный ящик», так как он обычно не знает точно, что там происходит. Но по информации, которая поступает в подраз­деление и выходит из него с определенной степенью вероят­ности, можно представлять, что делается в этом подразделе­нии, и какова эффективность работы этого подразделения.

Кибернетическая система управления действует аналогич­но автомату с обратной связью. При этом управляющая под­система формирует командно-управляющую информацию и направляет ее в управляемую подсистему для реализации процесса, а по каналам обратной связи получает информа­цию о результирующем воздействии с целью определения корректирующего воздействия. Четко осуществляемая обрат­ная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом. Обратная связь характеризует оценку действия и сравнение его результатов с существующими критериями и стандартами для определения последующего действия. Об­ратная связь бывает двух видов: положительная и отрица­тельная. Положительная обратная связь способствует уве­личению отклонения результирующего действия от установ­ленных критериев. Отрицательная обратная связь способ­ствует уменьшению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Все системы управления для эффективного воздействия используют отрицательную об­ратную связь.


На рис.2.3 представлена схема системы управления с от­рицательной обратной связью. Из схемы видно, что на основании цели процесса выбира­ются параметры для оценки данной цели и критерии для этих параметров. В результате формируется командно-уп­равляющая информация, которая воздействует на управля­емую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь срав­нивается с выбранными критериями, стандартами, известны­ми статистическими данными и вырабатывается корректи­рующее воздействие на командно-управляющую информа­цию с целью сокращения отклонений результирующего дей­ствия от установленных критериев, норм. При этом, если ус­тановленные отклонения очень значительны, то необходимо изменить критерии, параметры или даже цель процесса.

Внешняя научно-техническая и экономическая информация

Возмущающее воздействие окружающей среды

Процесс

Результат

Известный уровень стандарты

Внешний анализ

Обратная связь

Корректирующее воздействия

1 — цель (программа); 2 — параметры, оценивающие уровень достижения цели; 3 — критерии и нормы оценки выбранных параметров; 4 — сравнение результирующего действия системы с вы­бранными критериями, стандартами и разработка корректирующего воздействия; 5 — командно-управляющая информация.

Рис. 2.3 - Система управления с обратной связью

Причем под возмущающим действием окружающей сре­ды понимается резкое изменение налоговой политики, курса валюты, международных стандартов, моды, погоды и т. д.[12]

Для практической деятельности часто систему управле­ния с обратной связью изображают в виде итерационной модели управления, показанной на рис. 2.4.

Цель более высокого порядка

Определить цель

Выбрать параметры, оценивающие уровень достижения цели

Определить критерии и нормы оценки параметров

Получить командно-управляющую информацию

Количественная оценка результирующего действия

Сравнение результирующего действия системы с выбранными критериями

Разработка корректирующего воздействия

Продолжить без изменения, если не требуется корректировки

Выполнить корректирующее воздействие

Изменить критерии, параметры или цель процесса

или

или

или

Рис.2.4 - Итерационная модель управления

Итерационная модель по своей сути аналогична системе управления с обратной связью, изображенной на рис. 2.4. При этом за счет действия отрицательной обратной связи результативность будет увеличиваться. По данной модели можно строить как систему управления проектом, предпри­ятием или подразделением, так и систему решения любой проблемы. При этом изображение двух видов цели условно. При решении проблем предприятия цели имеют многоуров­невый иерархический характер: стратегические цели пред­приятия, оперативные цели подразделения, цели бригады и личностные цели исполнителя. Для эффективного решения проблемы необходимо, чтобы между этими целями было как можно меньше противоречий. В этом случае при работе по итеративной модели происходит постепенная доработка с получением более объективных показа­телей и оценок.