Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На федеральные органы государственной охраны возлагается решение задач по: прогнозированию и выявлению угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществлению комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечению безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на магистралях проезда; обеспечению в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; участию в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защите охраняемых объектов; выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и других правонарушений на охраняемых объектах (статья 13 Федерального закона "О государственной охране").[16]

Обязанности федеральных органов государственной охраны: выявлять, предупреждать и пресекать противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; организовывать и проводить охранные, режимные, технические и другие мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны; поддерживать общественный порядок, важный для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания; ликвидировать обстоятельства, препятствующие осуществлению государственной охраны; организовывать и проводить на охраняемых объектах, а также в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технический, санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль; реализовать информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности; гарантировать собственную безопасность; осуществлять во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности меры по противодействию утечке информации по техническим каналам; осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств и другое.[17]

Согласно Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также в соответствии со статьёй 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ("Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях") в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и других лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; помощь в выявлении и раскрытии преступлений, совершённых осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.[18]


Из содержания статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что оперативно-розыскные мероприятия оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы проводятся в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах, а также в следственных изоляторах в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (статья 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).[19]

Исходя из того что круг объектов, в отношении которых в следственных изоляторах оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, ограничиваются лишь только лицами, оставленными в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, законодатель закрепил право на проведение оперативно-розыскные мероприятия в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы оперативных подразделений всех без исключения органов оперативно-розыскной деятельности, однако совместно только с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем проведение оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы не ограничивается лишь только территорией учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Это вытекает из других возможностей органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, в частности по обеспечению ими собственной безопасности, осуществлению розыскной работы в отношении лиц, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы, проведению оперативно-розыскных мероприятий для сбора данных, необходимых для принятия решения о допуске сотрудников уголовно-исполнительной системы к участию в оперативно-розыскной деятельности или же о доступе к материалам, полученным в результате её осуществления, и другое.[20]

Согласно Положению Наркоконтроля уполномоченному специально на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Основными задачами Наркоконтроля являются:

-обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;


-выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

-создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

-осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.[21]

Для достижения целей разведывательной деятельности на органы внешней разведки Российской Федерации возлагаются: осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его работы с использованием в этих целях другой ведомственной принадлежности; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, оказавшихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом "О внешней разведке"; обеспечение личной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз и так далее (статья 6 Федерального закона "О внешней разведке").[22]


Компетенция в сфере оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации законодателем ограничена правом проведения оперативно-розыскных мероприятий лишь только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, в случае если их проведение не затрагивает полномочий других органов оперативно-розыскной деятельности. В частности, борьба с коррупцией отнесена к компетенции Федеральной службы безопасности и Отдела внутренних дел, поэтому проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками внешней разведки Министерства обороны, должно осуществляться оперативными подразделениями данных органов. Выявление и пресечение деятельности иностранных разведок, шпионажа, измены родине находится в компетенции Федеральной службы безопасности, в соответствии с этим, проведение оперативно-розыскных мероприятий в данной сфере должно осуществляться оперативными подразделениями этих органов.[23]

Вместе с тем ограничение компетенции в сфере оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации означает, собственно что они не вправе осуществлять целенаправленную оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений, отнесенных к компетенции других органов, или проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление источников угрозы безопасности Российской Федерации, что отнесено к компетенции другого государственного органа. Они могут обнаружить такие преступления и источники угроз, однако в случае их выявления обязаны сообщить об этом в правоохранительный орган или же специальную службу, компетентную осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объёме; они и должны реализовывать полученную информацию в дальнейших оперативно-розыскных мероприятиях, результат которых с точки зрения действующего законодательства и норм международного права будет признан законным.[24] Следует принять также во внимание, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации не относятся к правоохранительным органам и законодательно не наделены правом борьбы с преступностью. Наделение их правом обеспечения безопасности вызвано практической необходимостью и ограничивается обеспечением защищённости органа от внешних и внутренних угроз, которая позволяет ему решать возложенные на него законодателем задачи, действиями и мерами превентивного характера. В случае выявления реальных лиц или же событий, свидетельствующих о подготовке или же совершении преступных посягательств либо действий, противоречащих интересам безопасности Российской Федерации, указанные подразделения Министерства обороны должны сообщить об этом в соответствующие компетентные органы, которые должны проводить в отношении таких лиц или же по проверке информации оперативно-розыскные мероприятия.[25]


Вывод: данная глава включает в себя все области оперативных структур правоохранительной деятельности, из которых каждый орган подразделения выполняет свои задачи, цели и функции, в их род деятельности, также входят оперативно-розыскные мероприятия выполняющие неотъемлемую функцию в оперативной работе.

Глава 2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Правоспособность органов – оперативно-розыскной деятельности при решении задач в сфере данной деятельности гарантируется совокупностью их обязанностей, предусмотренных комментируемой статьёй, которая сосредотачивает предписания об обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые вытекают из иных общепризнанных норм комментируемого Закона.

Юридическая обязанность-это есть должное или же необходимое действие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанностям оперативно-розыскной деятельности, вытекающим из норм комментируемой статьи, также соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязанность соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности корреспондируется с правом лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или же оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, на сохранение в тайне сведений о них, предание гласности которых допускается лишь только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.[26]

Обязанность соблюдать правила маскировки вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике оперативно-розыскной деятельности к государственной тайне, и так далее.[27]

Статья 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности" гласит о защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями оперативно-розыскной деятельности. Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны гарантировать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Также не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (статья 5).[28]