Файл: Национальная, мировая и региональная валютные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последнее время в СМИ появились слухи о создании единой валюты Североамериканского континента. Североамериканская комбинированная валюта, также часто называемая амеро (от англ. amero) - расчетная валюта североамериканского Союза (США, Канады и Мексики), которая должна заменить доллар США, канадский доллар и мексиканское песо.

Концепция североамериканского Союза и амеро аналогична Европейскому Союзу и евро. Лидеры всех трех наций заявили, что на данный момент не существует официальных планов подобного слияния.

Другой видный канадский экономист Герберт Грубель из Университета Фрезера в 1999 году говорит о необходимости формирования североамериканского валютного союза. Но до недавнего времени рассуждения о единой валюте и едином наднациональном североамериканском государстве были прерогативой ученых-исследователей. Политики регулярно заявляли: речь идет только о потенциальных планах на очень далекое будущее, поводов для беспокойства нет.

Примечательно, что общественность не участвует в обсуждении проекта, от которого зависит жизнь почти полумиллиарда человек в этих странах. Почему это происходит?

У ряда авторитетных специалистов есть конкретный ответ: речь идет о банкротстве "проекта Америка", в первую очередь — американского доллара и замене его новой валютой под названием амеро.

Подобное обвинение звучит более чем серьезно, ведь банкротство (особенно неожиданное) США — государства с внешним долгом в 22 триллионов долларов (108 % ВВП) — может нанести самый сокрушительный удар по экономике планеты за всю историю современной цивилизации. В результате краткосрочного обмена доллара на амеро по строгим правилам, регулирующим конкретные привилегии обмена в США, Канаде и Мексике, страны остального мира останутся с "экспортной" инфляцией в своих руках.

В последние годы 8 из 16 стран Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) изложены с целью создания эффективной системы сотрудничества в сфере валютных отношений путем введения коллективной валюты — афро. В то же время рассматривалась возможность объединения отдельных национальных рынков товаров, капитала и рабочей силы, с тем чтобы продвигаться как единый регион в поисках путей непрерывного экономического роста и развития.[8]

Афро (англ. Afro) - аналогично евро и амеро, планируемой валюте Африканского Союза. Решение о введении "афро" было принято в Абудже столице Нигерии во время подписания договора о едином экономическом пространстве в Африке. На данный момент введение "афро" запланировано на 2028 год, но перспективы этого плана довольно туманны, так как многие страны планируют вступить в другие валютные союзы, например Кабо-Верде планирует войти в еврозону.


По мнению Международного валютного фонда, Африка еще не готова к единой валюте. Эксперты МВФ считают, что создание "афро" приведет к ухудшению экономической ситуации в большинстве стран-участников нового валютного союза.

Россия также не остается в стороне от региональной валютной интеграции и не исключает возможности создания единой валюты с Беларусью, а в перспективе – в ЕАЭС.

Таким образом, в обозримом будущем мировая валютная система может состоять из комбинации нескольких региональных валют. В Европе – евро, в Азии – АКУ, в Африке – афро, в Северной Америке – амеро, в Южной - Сукре.

Глава 3. Национальная валютная система. (На примере РФ)

Валютная система Российской Федерации – форма организации и регулирования валютных отношений, установленная национальным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль — законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Под валютой Российской Федерации понимается:

- рубли, находящиеся в обращении, а также изъятые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену в виде банкнот (банкнот) Центрального Банка Российской Федерации и монет;

- средства в рублях на банковских счетах и в других кредитных организациях Российской Федерации;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании валюты РФ в качестве законного платежного средства на территории данного государства.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный Банк России.

Центральный Банк России орган валютного регулирования:

• проводит все виды валютных операций;

• определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

• устанавливает правила проведения операций с валютой и ценными бумагами, правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций;

•устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты и многое другое.


Валютная система представляет собой совокупность двух элементов – валютного механизма и валютных отношений.

Денежно-кредитный механизм относится к правовым нормам и институтам, которые представляют их на национальном и международном уровнях.

Денежные отношения предполагают ежедневное общение, в котором участвуют частные лица, фирмы, банки, валютный и денежный рынки, с целью международных расчетов, кредитования и обмена иностранной валюты.

Денежная система Российской Федерации находится в процессе становления и еще не полностью сформирована. Однако её контуры и основные тенденции вполне понятны. Национальная денежная система РФ сформирована с учетом структурных принципов мировой денежной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировую экономику и вступила в МВФ в июне 1992 года. Вот некоторые элементы современной валютной системы РФ:

• Основой валютной системы РФ является российский рубль, введенный в 1993 году и заменивший рубль бывшего СССР;

• Фактически рубль является частично конвертируемой валютой по текущим счетам платежного баланса при сохранении валютных ограничений по ряду операций. Российская Федерация как член Международного Валютного Фонда стремится к принятию обязательств по статье VIII Устава Международного валютного фонда об отмене валютных ограничений на текущие операции платежного баланса;

• Рубль официально не привязан к какой-либо валюте или корзине валют. В Российской Федерации введен режим плавающего обменного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, в первую очередь на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным Банком России по результатам торгов на ММВБ. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом курс этих валют по отношению к доллару используется в качестве промежуточной валюты;

• Элементом валютной системы Российской Федерации является регулирование международной валютной ликвидности, которая определяет обеспеченность международных расчетов необходимыми платежными средствами;

• Следующим элементом валютной системы является режим валютного рынка. Валютного законодательства Российской Федерации установлено, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию Центрального Банка России. Их роль на валютном рынке Российской Федерации растет. Но ведущее место занимают ММВБ и пять других валютных бирж, которые объединены в Ассоциацию валютных бирж России;


• В Российской Федерации практически отсутствует рынок золота. Закупка золотых изделий и золотого лома у населения производится через сеть специальных пунктов закупки по государственной цене. Признанием роли золота в валютном металле стала эмиссия Министерством финансов в 1993 году золотых сертификатов, каждый из которых давал по 10 кг. образцы золота 0,99999. Цена таких сертификатов корректируется с учетом изменения цены золота на лондонском рынке и курса рубля к доллару;

• Надо сказать, что Российская Федерация регулирует валютные отношения с другими странами. Валютная политика находится в ведении президента, правительства и Государственной Думы.

Они принимают законодательство в области денежно-кредитной политики, обеспечивают его соблюдение и распределяют полномочия и функции управления и регулирования. Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах (Москва и Санкт-Петербург) и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляется также Минфин, МВЭС, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и некоторые другие учреждения.

Валютное законодательство Российской Федерации регулирует операции в иностранной и национальной валюте. Законом установлены режим деятельности валютного рынка, состав его участников (валютные биржи, коммерческие банки, брокеры), порядок валютных операций, формирование валютных средств и валютный контроль. Определен статус органов, осуществляющих валютное регулирование.

В настоящее время становится все более очевидным, что необходимо отказаться от обращения доллара США как мировой резервной валюты.

Серьезная проблема национальной валютной системы – это вывоз капитала из России, который исчисляется миллиардами долларов. Возвращение из-за рубежа незаконно вывезенной из России иностранной валюты или финансовых ресурсов в современных экономических и политических условиях – приоритет государства.

Особое значение в решении этой проблемы имеет то, что масштабы бегства капитала, возрастающие из года в год, являются одной из причин экономической дестабилизации.

Экспертные оценки по размеру вывезенных и незаконно возвращенных в Россию средств достаточно противоречивы.

"Бегство" капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:

1. Предложение валюты уменьшается, а общая денежная масса (денежный агрегат М2) уменьшается. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и экспортируются или вообще не поступают в страну, если в результате манипулирования ценами валютная выручка скрыта или экономические активы незаконно вывезены. Объем предложения валюты сокращается, валютное поле резко сужается и рубль становится нестабильным.


2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно влияет на курс рубля. Если хотя бы часть "сбежавшего" капитала останется в стране, золотовалютных резервов может оказаться в 3-4 раза больше, чем сейчас.

3. Сокращаются инвестиционные ресурсы, создается искусственный спрос на внешние займы.

4. Налоговая база сокращается. В рамках государственного регулирования вывоза капитала регистрируются сделки, а значит, уплачиваются налоги.

5. Страна не инвестирует прибыль, полученную от" сбежавшего " за рубеж капитала.

6.Стабильность финансового рынка снижается.

России необходима система контроля для ограничения оттока капитала и направления средств от сырьевых операций в сектор с высокой добавленной стоимостью, а также для предоставления правительству денежной автономии, необходимой для проведения политики быстрого роста.

Контроль за движением капитала может использоваться для достижения или получения автономии для конкретного типа денежно-кредитной и валютной политики. Управление обменным курсом может иметь жизненно важное значение для страны, нуждающейся в реструктуризации большинства сегментов экономики.

Колебание реального обменного курса делает неясным, может ли быть достигнута прибыль, и сводит на нет инвестиционные попытки. Стабилизация номинального обменного курса может привести к завышению реального обменного курса, который всегда разрушительна.

Попытка сбалансировать фиксированный обменный курс через небольшую инфляцию ради косвенного контроля над реальным обменным курсом обычно приводит к тому, что денежно-кредитная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино.

Единственным решением проблемы в этом случае будет воздействие на реальный курс рубля через постоянную девальвацию номинального курса. Но это требует полной защиты от спекуляций на финансовых рынках. В отсутствие всеобъемлющей системы контроля за движением капитала страна может оказаться перед выбором: либо признать невозможность такого воздействия, либо полагаться на административно фиксированный обменный курс, т. е. на неконвертируемость. Введение контроля за движением капитала позволит избежать возврата к административной экономике.

Проблема утечки капитала из государства сейчас во многом предопределяет дальнейшее развитие нашей нестабильной экономики. Имея в своем распоряжении определенный ряд общих и базовых черт с зарубежными и развитыми аналогами, российское явление оттока большого количества капитала характеризуется очень высокой оригинальностью, как по признакам утечек, так и по каналам экспорта ресурсов и макроэкономическим последствиям.