Файл: Национальная, мировая и региональная валютные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Региональная валютная система (на примере Европейской валютной системы)

Сейчас очень редко вспоминают, зачем создавалась единая европейская валюта. Все-таки хочется понять, почему европейские страны решили обменять свои дорогие марки, франки и шиллинги с портретами великих людей Отечества на общий евро с безликими мостами и арками.

Первое объяснение, которое приводится чаще других и лежит на поверхности, выглядит так. Существование в Европе большого числа независимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого. Прежде всего, это касается расходов на конвертацию. Еще в XIV веке купцы Северной Германии убедились, как дорого торговать с многочисленными соседями-крошечными княжествами, герцогствами и королевствами.

Из-за бесконечных обменов одни деньги на другие часть выручки неминуемо оседала в сундуках у менял. Тогда практичные немцы заключили между собой валютный союз и начали чеканить монеты единого образца.

После того как бумажные деньги перестали обмениваться на золото и в 1971 году золотодолларовый стандарт рухнул, к старым неприятностям добавилась еще одна, теперь гораздо более существенная. Если в США или Японии экономические агенты застрахованы от колебаний курса одной валюты, то в Европе – от нескольких.

В то же время страны ЕС активно участвуют в мировой торговле (например, в Германии и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, в Нидерландах - 47%, по сравнению с 8-9% в США и Японии), поэтому масштабы потерь достаточно велики.

В 1998 году из-за обращения множества различных валют страны ЕС потеряли 20-25 млрд ЭКЮ: это включало расходы на страхование, обменные операции, а также бухгалтерскую и коммерческую документацию в различных банкнотах.

Вторая причина довольно прозаична, но она главная. Экономическая политика стран ЕС больше не соответствует вызовам, стоящим перед обществом. Если бы Западная Европа в ближайшее время не изменила бы методы управления экономикой, она лишила бы себя шанса противостоять глобальной конкурентной гонке. Что касается экономического роста, то ЕС на протяжении многих лет изо всех сил пытается не отставать от своих ближайших конкурентов.

На конкурентоспособность европейских товаров негативно влияет неоправданно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных налогов и социальных взносов, налог ЕС примерно на треть выше, чем в США или Японии. Во многих странах ЕС стоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в США, хотя производительность труда составляет всего 80% от США.


Европейская система социального обеспечения сформировалась в 50-60-е годы, когда количество людей, нуждающихся в государственной поддержке, было относительно небольшим. Сейчас в эту категорию попадает почти каждый четвертый. На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Евросоюза и 5% безработных. В то же время средняя пенсия по старости составляет более 60%, а пособия по безработице-более 40% от среднего ВВП на душу населения. Сейчас 16-20% всех государственных расходов идет на пенсии. Неудивительно, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся нагрузки с каждым годом.

Все члены ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг уже превышает половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает 110-130% ВВП.

Большой государственный долг "вытягивает" средства из реального сектора и толкает вверх процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, как следствие, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из порочного круга, западноевропейским странам ничего не оставалось, как "затянуть пояса". И делать это им придется независимо от того, будет создан валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции, но и столкнется с бесконтрольным увеличением социальной напряженности.[4]

Если страны ЕС проведут необходимые экономические реформы не по отдельности, а вместе, а евро состоится, это принесет им неизмеримо больше пользы, чем в случае разрозненных действий. И это третий весомый аргумент в пользу валютного союза. Появление единой европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в единое экономическое пространство, где операторы из разных стран будут иметь равные условия для деятельности. Уже в рамках ЕС практически все барьеры на пути движения товаров, капитала и рабочей силы устранены, а рынок услуг существенно либерализован. Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет конкурировать на равных с США и Японией.[5]

Евро опирается на мощную диверсифицированную экономику стран ЭВС, сопоставимых по основным показателям с экономикой США, и на один из крупнейших рынков в мире. Экономики еврозоны, хотя и сталкиваются со структурными трудностями, тем не менее, более сбалансированы, чем экономики США или Японии.

ЕВС имеет профицит счета текущих операций, ниже, чем в США и хорошие перспективы экономического роста.

Введение евро, вопреки распространенному мнению, является не столько Европейским вызовом доллару, сколько желанием сохранить стабильность, избежать очередного кризиса международной валютно-финансовой системы, что в конечном итоге отвечает интересам как всего мирового сообщества, так и самих США. И это пятая причина создания ЕС и введения евро.


ЕВС позволит обеспечить симметрию между евро и долларом в формирующейся международной валютной системе, более равномерно и пропорционально распределить зоны ответственности за поддержание устойчивости мировых финансовых рынков.

Стратегической целью ЕВС и Европейского центрального банка в области денежно-кредитной и денежно-кредитной политики является достижение координации, особенно с монетарными властями США, во избежание резких различий в динамике евро и доллара, которые могут нанести значительный ущерб международной торговле и мировой экономике в целом.

Планы по созданию единого валютно-экономического союза были реализованы в полном объеме. В результате проверки критериев (все показатели оценивались с 1 декабря 1997 года по 1 декабря 1998 года) первоначально были определены 11 стран, которые вошли в основную зону единой европейской валюты. Две страны (Швеция и Греция) не соответствовали некоторым критериям, а Дания и Великобритания отказались переходить на единую валюту. Греция присоединилась к зоне евро с 2001 года.

Как и планировалось, до начала 2002 года в единой валютной зоне использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали денежными эквивалентами новой валюты. Обменные курсы были зафиксированы относительно друг друга. Был провозглашен принцип равенства всех валют. В начале 2002 года валюты 12 государств зоны евро были постепенно выведены из обращения, так что все внутризоновые расчеты теперь осуществляются в новой валюте. Остальные страны ЕС образовали дополнительную зону, в которой действует денежно-кредитный механизм, аналогичный тому, который существовал ранее во всей европейской валютной зоне.

Современный этап развития европейской валютной системы связан с развитием Европейского Союза.

Потенциал развития обусловлен тем, что в зону евро не входят, например Швейцария и Великобритания. В 2007 году число государств-членов ЕС достигло 27. После распада СССР Россия начала строить собственные отношения с Евросоюзом. В 1994 году было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Коллективная стратегия Европейского Союза в отношении России, утвержденная Европейским советом в июне 1999 года, указывает на необходимость интеграции России в европейское и социальное пространство.

Та же идея содержится и во встречном документе — среднесрочной стратегии развития отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом.


Предполагается, что будут достигнуты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике. Однако, как мы видим, этого не произошло.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ), первый наднациональный Центральный банк в истории, отвечает за денежно-кредитную политику в зоне евро с 1999 года. С переходом большинства государств ЕС на единую валюту евро ЕЦБ возглавляет систему Европейского центрального банка (ЕЦБ), в которую входят все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств-членов зоны евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.[6]

Европейский Центральный Банк играет ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики в рамках Европейской валютной системы. В то же время, его основной задачей является унифицировать требования к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также методов денежно-кредитной политики центральных банков.

В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Таким образом, не страны ЕС применяли правила обязательного резервирования для коммерческих банков, а некоторые из тех, кто ими пользовался, не начисляли проценты. Механизмы рефинансирования кредитных организаций центральными банками различались.

Последние 5-10 лет доказали жизнеспособность Европейской валютной интеграции и Европейского Союза. В настоящее время экономика ЕС уверенно развивается, и темпы ее роста в 2-3% в год. Евро существенно укрепился против ведущих мировых валют в последние годы. Единая европейская валюта стала своеобразным противовесом доллару США.

Дальнейшие перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами: экономическими перспективами основных странах Европейского валютного союза и быстротой решения экономических проблем; присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.

В то же время уже сейчас можно сказать, что многие идеи, заложенные в начальном развитии процесса европейской валютной интеграции, были воплощены в жизнь, и Европейский Союз показал себя экономически мощным субъектом мирового сообщества, способным объединить вокруг себя отдельные страны, и определить направление развития мировой экономики.


Финансовый кризис 2008-2010 гг. стал серьезным испытанием для мировой экономики. Некоторые экономисты утверждают, что одним из возможных инструментов борьбы с кризисом, а также для предотвращения подобных явлений в будущем может стать создание новых региональных валютных систем.

Таким образом, в мире может появиться новая валютная единица (ACU). Такое решение принял Азиатский банк развития. АМКУ будет представлять собой "корзину" из 13 азиатских валют и использоваться в качестве "регионального индикатора" по отношению к доллару, евро и другим свободно конвертируемым валютам.

Аналитики считают, что появление ACU может стать первым шагом на пути к созданию единой азиатской валюты, а в будущем превратиться в азиатский аналог евро. Президент Азиатского банка развития неоднократно заявлял, что такая валюта может успешно "конкурировать с долларом и евро и даже заменить их".

Если это произойдет, то азиатская валюта станет "третьей силой", вслед за евро подтолкнет доллар. И тогда влияние доллара упадет еще больше.

Планируется, что Азиатский АCU будет учитывать стоимость валют основных стран региона - Китая, Южной Кореи, Японии, а доля каждой валюты в "общем котле" зависит от ряда факторов: размера ВВП каждой страны, объема внешней торговли. Исходя из этих и других критериев, по мнению аналитиков, максимальный вес в корзине валют получат китайский юань и японская иена, а ведущую роль будет играть юань. Обе страны начнут диверсифицировать сбережения в валютах друг друга, отказавшись при этом от доллара.[7]

Идея создания "объединяющей" азиатской валюты витает с середины семидесятых годов прошлого века. Но только сегодня она обретает реальные очертания. Спрос на азиатские валюты в мире неуклонно растет. Ведущие азиатские экономики уже накопили более $ 3 трлн, их совокупные золотовалютные резервы равны годовому бюджету США и почти в четыре раза превышают ВВП России. Кроме того, Япония, Китай, Южная Корея, Гонконг являются чемпионами по золотовалютным резервам в мире.

По мнению экспертов, пройдет не менее 20 лет, прежде чем АCU станет полноценным аналогом евро и страны региона откажутся от собственных валют в его пользу. Во-первых, необходимо будет создать единое экономическое пространство со свободным движением рабочей силы, товаров и услуг, что пока проблематично для Азии с огромной разницей в уровне экономик. Однако не исключено, что денежная "революция" может произойти гораздо более внезапно, если Китай ускорит процессы, необходимые для интеграции соседних стран.