Файл: Договорные конструкции (Правовая природа договора розничной купли-продажи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Провозглашение Российской Федерации правовым государством означает необходимость совершенствования социально-направленной экономики. Ее главная цель – удовлетворение потребностей всего общества. Значимым средством такого удовлетворения потребностей людей в качественных и безопасных товарах, охраны их прав и интересов, улучшения уровня жизни является договор розничной купли-продажи. Этот договор является финальной юридической формой, опосредующей деятельность по обращению товаров в области потребления, базовой правовым средством торгового обслуживания граждан и всего общества.

Выявление практикой проблем и пробелов в отдельных нормах Гражданского кодекса России и Закона РФ "О защите прав потребителей", их несоответствие требованиям двигающейся вперед российской экономики определило значимость дальнейшего совершенствования конструкции договора розничной купли-продажи. К слову, исследование законодательства о розничной купле-продаже, практических проблем его применения указывает на необходимость дальнейшего совершенствования правовой конструкции данных отношений, что невозможно без развитой научной базы.

Все это дает возможность утверждать об актуальности и практическом значении данного исследования.

Степень разработанности темы. В настоящее время имеются лишь отдельные труды, посвященные ряду аспектам правового регулирования отношений, вытекающих из розничной купли-продажи (например, Л.А. Шашковой, В.А. Внуковой). Вместе с тем, полного научного исследования договора розничной купли-продажи на базе достижений современной доктрины гражданского права, действующего законодательства и особенностей его применения в правовой науке почти нет. Иными словами, тематика правового регулирования конструкции розничной купли-продажи нуждается в своем дальнейшем научном анализе.

Объектом исследования признаются общественные отношения, возникающие между покупателем и продавцом по поводу заключения, исполнения и прекращения договора розничной купли-продажи. Предмет исследования - гражданские нормы, регулирующие указанные отношения и практика их реализации.

Целью данного исследования является осуществление всестороннего анализа правового регулирования договора розничной купли-продажи. В этих рамках сформулированы следующие задачи:

- проанализировать научные взгляды на сущность и особенности договора розничной купли-продажи;


- определить особенности развития правового регулирования договора розничной купли-продажи;

- изучить характеристики отдельных видов конструкции розничной купли-продажи;

- рассмотреть субъектный состав, форму и содержание договора розничной купли-продажи;

- исследовать практические особенности его применения.

Гипотеза работы. Основной и единственной чертой договора розничной купли-продажи, позволяющей выделить его в отдельный (самостоятельный) вид договора купли-продажи, является свойство товара. Товар должен предназначаться (приобретаться) только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В качестве нормативной базы исследования использовано гражданско-правовое законодательство России. Теоретической основой работы стали труды авторов, указанных в списке использованных источников: О.А. Беловой, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.В. Драчев, Г.М. Мишулин, А.В. Паршуков. Эмпирической базой курсовой работы явились материалы арбитражной практики.

Методологической основой исследования стал диалектический метод. Кроме него применялись частно-научные методы: формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, метод историко-правового анализа и другие.

Практическая значимость работы. Результаты анализа могут быть применены в учебном процессе при анализе студентами соответствующих тем дисциплины "Гражданское право" и других смежных предметов.

Структура работы определена целью и задачами. Она состоит из введения, тематических глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

Глава 1 Правовая природа договора розничной купли-продажи

1.1 Понятие и основные признаки договора розничной купли-продажи

Каждый день в мире совершаются миллиарды сделок розничной купли-продажи, которые образуют розничный торговый оборот. Снабжение потребителей товарами осуществляется в виде купли-продажи, которая является финальной правовой формой процесса обращения материальных благ.


Договор розничной купли-продажи является видом договора купли-продажи, об этом говорит п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса РФ [1].

В.В. Витрянский указывает на две характерные черты, позволяющие выделить:

во-первых, специфику продавца, которым может выступать только коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу.

Однако мы не можем с этим согласиться по следующим причинам. Необходимо обратить внимание на то, что ГК в качестве продавца называет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 50 и п.1 ст. 23 ГК РФ предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (в нашем случае - коммерческие организации), так и индивидуальные предприниматели. Отсюда следует, что продавцом в договоре розничной купли-продажи могут выступать не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.

В ФЗ «О защите прав потребителей» внесены изменения, в частности, изменен субъективный состав правоотношений с участием потребителей. Понятия «изготовитель» и «продавец» остались прежними. Но организации, выполняющие функции продавца или изготовителя, заменены субъектом «уполномоченная организация» [2].

Во-вторых, товар, который обладает определенными особенностями и приобретается только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ведением предпринимательской деятельности [7, С. 294].

На наш взгляд, основной и единственной чертой договора розничной купли-продажи, позволяющей выделить его в отдельный (самостоятельный) вид договора купли-продажи, является свойство товара. Товар должен предназначаться (приобретаться) только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Однако некоторые ученые, рассматривая договор розничной купли-продажи, делают вывод о том, что розничная торговля возможна только с физическими лицами, которые используют приобретенные товары для конечного потребления [10, C. 2-4].


1.2 Публичный характер договора розничной купли-продажи

Договор розничной купли-продажи признается публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара.

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией, то есть организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью. Представляется, что действие распространяется и на некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством.

Как верно отмечает О.А. Белова, практически речь идет обо всех договорах с участием гражданина-потребителя. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, цены товаров, работ и услуг, а также иных условий публичного договора, которые устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ от заключения договора «при наличии возможности» предоставить товары не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскании причиненных в результате этого убытков. [6, С. 47]

Договор розничной купли-продажи заключается на основании публичной оферты. М.И. Брагинский указывает, что, рассматривая публичную оферту, необходимо различать две ситуации: «одна из них действительно предполагает однократность оферты и, следовательно, поглощение ее заключенным договором», другая, по утверждению М.И. Брагинского, имеет место в том случае, когда предложение заключить договор обращено к неопределенной множественности адресатов публичной оферты. При этом публичная оферта снимается не первым, кто акцептует ее, а последним. В качестве примера он приводит покупку последнего товара в магазине, указывая, что до этого момента публичная оферта сохраняет свою силу в полном объеме [7, С. 298].

Целью публичной оферты является заключение договора, в то время как предложение неопределенному лицу делается без намерения создать договор и преследует своей целью распространение определенной информации.

В настоящее время допустимость публичной оферты закреплена в п. 2 ст. 437 ГК РФ, где содержится определение понятия «публичная оферта». Его анализ дает основание утверждать, что публичная оферта отвечает трем признакам:

  • во-первых, она обращена к любому и каждому, кто отзовется;
  • во-вторых, она выражает волю оферента заключить договор;
  • в-третьих, в ней содержатся все существенные условия будущего договора.

Приведем детальный анализ отличий публичной оферты от обычной оферты А.Н. Гуева.

Во-первых, публичная оферта должна быть адресована не конкретному лицу или кругу лиц, а любому, кто на нее отзовется.

Во-вторых, из общего правила о необходимости наличия в публичной оферте всех существенных условий предлагаемого договора, составляющего сходство публичной оферты с обычной, есть исключение, установленное законодательством для договора розничной купли-продажи. Так, п. 2 ст. 494 ГК РФ говорит о том, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В-третьих, в литературе отмечается, что публичная оферта не может считаться неполученной в случае отзыва оферты до получения адресатом, так как «извещение об отзыве оферты попросту некому отправлять, ибо неизвестно заранее, кто на публичную оферту отзовется. Иначе говоря, лицо, отозвавшееся на публичную оферту, всегда считается получившим ее». Ситуация, когда извещение об отзыве публичной оферты будет сообщено всем и каждому до того, как будет сообщена сама публичная оферта, причем тем же способом, действительно представляется маловероятной [8, С. 707].

Можно согласиться с выводами Е.В. Драчева, что из трех признаков, выделяемых А.Н. Гуевым, только первый и второй могут быть использованы для разграничения публичной оферты и приглашения делать оферту. Причем первый, как было сказано выше, не всегда. Третье свойство публичной оферты - императивность изложенных в ней условий - является, по нашему мнению, следствием признания предложения заключить договор, адресованный всем и каждому, публичной офертой. Так же, как является следствием признания предложения публичной офертой возможность понуждения в судебном порядке направившего его лица заключить договор в случае, если оно будет от этого уклоняться. Если же распространяемое каким-либо лицом предложение признается лишь приглашением делать оферты, направившее его лицо понудить к заключению договора нельзя. Такое лицо может быть ответственным только за недобросовестную рекламу [9, С. 29].

Квалификация договора розничной купли-продажи в качестве публичного договора, помимо иных известных последствий, дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 с изменениями от 4 октября 2012 года [4].