Файл: Договорные конструкции (Правовая природа договора розничной купли-продажи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила содержат ряд норм, устанавливающих дополнительные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, выступающим в роли продавца в договоре розничной купли- продажи, выходящих за рамки содержания договора розничной купли-продажи. Указанные нормы являются императивными и носят публично-правовой характер.

В качестве примера таких публично-правовых норм можно привести следующие правила. В случае временного приостановления своей деятельности продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

При помощи рекламы может производиться и распространение публичной оферты, поэтому публичную оферту следует отличать от рекламы как частного случая приглашения делать оферту. Особым видом информации потребителя о товарах является реклама. Реклама - двигатель торговли, это давно известно всем, и многие этим пользуются. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются новым Федеральным законом «О рекламе», который вступил в силу с 1 июля 2006 года.

Реклама в современном ее состоянии - это важнейшая часть общественных отношений, неотъемлемый элемент структуры российского общества, сложная сфера профессиональной человеческой деятельности. В этой связи необходим комплексный, междисциплинарный подход к изучению понятия и функций рекламы, ее видов, субъектов рекламной деятельности и иных категорий, связанных с антимонопольным регулированием рекламы [3].

В настоящий момент на предприятиях розничной торговли идет активное совершенствование рекламных процессов и продолжается внедрение самых современных технологий. В их числе: воздействие на сознание человека не только зрительной и слуховой рекламы, но и рекламы различных, сопровождающих продажу товаров видов услуг с целью создания им популярности, привлечения к ним внимания потребителей для повышения спроса на товары и увеличения их реализации. Розничная торговля практически повсеместно инициирует появление розничной рекламы.

Основной задачей рекламы является обеспечение бесперебойного сбыта производственной продукции. Реклама в торговле призвана точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования, потребления и других сведениях о товарах. Реклама должна быть добросовестной и достоверной [12, С. 60].

Рекламе должны быть присущи такие черты, как: правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность [11, С. 18].


В ФЗ «О рекламе» содержится очень интересная статья, согласно которой если в соответствии с ГК РФ реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Напомним, что офертой считается предложение товара, обращенное к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. То есть если в рекламной акции, например, распродаже, не определен срок ее действия, то автоматически она должна действовать два месяца.

Правильная организация рекламы розничной торговли создает предпосылки для более эффективного производства товаров и удовлетворения потребностей населения.

1.3 Цена договора и форма его заключения

Цена договора розничной купли-продажи, как следует из ст. 494 ГК РФ, является его существенным условием. Цены на отдельные виды товаров устанавливаются или регулируются государством (алкогольная продукция, драгоценные металлы и камни и пр.), в связи с чем обязательны для продавца.

Срок договора определяется сторонами и является обычным условием договора, кроме договоров продажи в кредит с рассрочкой платежа, где срок является существенным условием договора. [6, С. 49]

Поскольку договор розничной продажи является договором присоединения, покупатель не участвует непосредственно в ценообразовании, в связи с чем цена (по правилам публичного договора) должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей.

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров, проведении работ и оказании услуг гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны (продавца, исполнителя), обусловленный объективными условиями розничной торговли и оказания бытовых услуг, все же имеет некоторые ограничения.

Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Таким образом, помимо предусмотренного Законом «О защите прав потребителей» права на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара (работы), Гражданский кодекс РФ предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований. В приведенном определении подразумевается отсылка к обычаю. [6, С. 49]


Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Необходимо отметить, что условия реализации упомянутого права присоединившейся стороны на расторжение или изменение договора существенно различаются в зависимости от ее статуса. Право гражданина-потребителя ничем не ограничено и зависит лишь от наличия (доказанности или недоказанности) соответствующих обстоятельств. Если же сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, ее требование не подлежит удовлетворению, если будет доказано, что она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Характерно, что договор розничной купли-продажи не требует для себя исполнения специальных бланков, печатей, подписей и других элементов, которые необходимы при заключении других договорных обязательств. Объясняется это скоротечностью процесса и особенностями уплаты цены. Поэтому такие договора считаются заключенными с того момента, когда продавец вручил покупателю кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий уплату товара.

В юридической литературе нередко встречаются разные точки зрения о форме заключения договора розничной купли-продажи. Например, Т.Л. Левшина указывает: «Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается устно, так как его исполнение происходит одновременно с совершением» [13, С. 59]. Однако с этой точкой зрения не согласен М.И. Брагинский, который утверждает, что устная форма договора розничной купли-продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме договора [7, С. 301].

Однако это не означает, что ГК РФ предписывает для договора розничной купли-продажи обязательность письменной формы договора, так как ни кассовый чек, ни иной документ, подтверждающий оплату покупателем товара, не соответствуют требованиям к письменной форме договора, предусмотренным статьей 160 ГК РФ, а товарный чек не подтверждает оплату товара покупателем, так как не содержит всех его условий [5, С. 15-16]

Речь идет о документах, которые подтверждают факт заключения договора. Отсутствие у покупателя этих документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Договор розничной купли-продажи исходя из статьи 493 ГК РФ может заключаться устно, если он исполняется при самом его совершении. Согласие продать или купить товар в розничной торговле может быть выражено путем молчания или конклюдентных действий.


Документ об оплате не является письменной формой сделки, а служит доказательством соблюдения покупателем условия об оплате товара. А сама форма договора должна подчиняться общим условиям о форме сделки.

Население России сейчас переживает этап, когда формирование потребительского рынка стало неотъемлемым элементом экономического развития общества. С одной стороны, говорить о том, что рынок сформирован, нам не позволяют реалии времени. С другой - можно наблюдать, что стремление достигнуть высоких результатов на этой почве не осталось просто декларацией. Но итог все же на сегодня один: большое количество нарушений прав потребителей в сфере торговли говорит о наличии существенных проблем в данной области, т.е. в розничной продаже. Одним из объяснений существующего пробела в урегулировании конфликта между продавцами и покупателями является слабая разработанность проблематики в целом. Однако законодатели не стоят на месте, а пытаются решить неразрешенные проблемы розничной торговли с помощью изменения российского законодательства.

Сфера розничной торговли - одна из основных отраслей народного хозяйства, которая включает в себя магазины, павильоны, склады, оптовые базы, реализующие товары по возмездным договорам гражданам. В настоящее время в эту систему включаются также магазины, предлагающие свои товары через Интернет, телевидение, посылочные каталоги и т.п. [14, С. 10].

Проблема защиты прав потребителей на рынке розницы товаров и услуг получила достаточную разработку, тем более, что многие годы потребитель являлся самым незащищенным субъектом на потребительском рынке.

Глава 2 Практические проблемы реализации норм о розничной купле-продаже

2.1 Цель приобретения товара в договоре розничной купли-продажи и проблемы ее определения на практике

Может ли организация приобрести товар по договору розничной купли-продажи? Иными словами, что первично при определении правовой природы договора, цель приобретения товара или состав участников? Как этот вопрос решается на практике?


Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим конкретное дело из арбитражной практики [15].

Индивидуальный предприниматель Сысоев Игорь Вячеславович обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 21.04.2008 N 18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008, заявленное предпринимателем требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов материалам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемым решением Сысоеву И.В. правомерно начислены налоги по общей системе налогообложения, а также соответствующие пени и штрафы. Сделка предпринимателя с обществом с ограниченной ответственностью "Балтком" (далее - ООО "Балтком") по продаже товара по безналичному расчету не подпадает под определение розничной торговли, а его деятельность в этой части - под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

В судебном заседании предприниматель отклонил приведенные доводы кассационной жалобы Инспекции как несостоятельные и просил отказать в ее удовлетворении, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов жалобы налогового органа проверена в кассационном порядке.

В ходе проведения проверки налоговый орган установил, что предприниматель в 2006 году осуществлял деятельность, подпадающую под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (розничную торговлю), и являлся плательщиком этого налога.

Вместе с тем Инспекция выявила, что в указанный период Сысоев И.В. наряду с осуществлением розничной торговли осуществил реализацию товара (фанеры) юридическому лицу - ООО "Балтком" с использованием безналичного порядка расчетов. Несмотря на то, что данная операция не была оформлена какими-либо первичными документами, налоговый орган, сделал вывод об оптовом характере данной продажи, не подпадающей под обложение ЕНВД.