Файл: Закономерности речевого развития в онтогенезе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наша гипотеза подтвердилась :методики с включением сказок являются действенным средством увеличения уровня словарного запаса и связности речи средних дошкольников. Также мы провели дополнительные исследования в контрольной группе по исследованию эффективности влияния на уровень словарного запаса и связность речи методик , которые применяются в детском саду. Используя критерий Вилкоксона., статистически достоверно то , что уровень словарного запаса в активной памяти и связность речи детей в контрольной группе имеет тенденцию к увеличению В методические разработки воспитателей детского сада рекомендуется включать сказки ,как эффективное средство повышения уровня активного словарного запаса и связности речи детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2 000. - 400 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.-255с.

3. Валлон, А. От действия к мысли / А. Валлон. – М.: Иностр. лит., 1956. – 238

4. См.::Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт 1996. – 419 с.

6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1, М.: АПН РСФСР, 1949 − 267 с.

7. Горелов, И. Н. Происхождение языка: гипотезы и новые подходы к проблеме / И. Н. Горелов, Н. Н. Слонов // Известия АН СССР. Сер. «ОЛЯ». – 1986. – Т. 45, № 6. – С. 558–568.

8. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка - Москва : Просвещение, 1972. - 256с.      

9. Максаков А. И.Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателядет. сада.— 2-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1988..— 159 с.: ил

10. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития раздел II Детство глава vi. Дошкольный возраст Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608

11. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. — 640 с

12. Общая психология. \ Психология речи. Http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/vse-stranitsi(Дата обращения 09.01.2016)


13. Основы психологии. Издание третье переработанное и дополненное. Серия «Учебники учебные пособия». Ростов–на– Дону: «Феникс», 2000. – 672с.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526

15. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск 72. НГАЭиУ, 2000. С. 63-

16. Психология и педагогика. Учебное пособие. / под ред. С.А. Хмелевской. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002 С. 75-80.

17. Рубинштейн С.Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский , К.А.Абульханова-Славская спб: Издательство" Питер", 2000Глава11Речь http://psylib.org.ua/books/rubin01/( Дата обращения 13.01.2016 )

18. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии − СПб. : Речь, 2002− 349 с. .

19. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе; под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.36

Приложение1

Список детей средней группы ДОУ №10"Солнышко" принимающим участие в эксперименте по развитию активного словарного запаса и связной речи.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

ФИО ребенка

Возраст

ФИО ребенка

Возраст

1

Аня Скворцова

4 г. 5мес.

1

Соня Кулик

4г.5мес

2

Денис Зыков

4 г. 3мес.

2

Вася Букин

4 г. 6 мес.

3

Артем Долженков

4 г.3 мес.

3

Никита Мартемьянов

5 лет

4

Лера Ледовская

4 г.6мес.

4

Даша Скрипнюк

4 г. 7 мес.

5

Алина Кулясова

5 лет

5

Маша Фрейлих

4г.8 мес.

6

Ксюша Мусагутова

4г. 8мес.

6

Андрей Никитин

4г.10 мес.

7

Захар Попов

4 г. 7 мес.

7

Полина Королева

4 г. 7 мес.

8

Антон Эпштейн

5лет

8

Даня Шабалов

4г. 9 мес.

9

Петя Чуриков

4 г. 6 мес.

9

Саша Тулин

4г. 8 мес.

10

Настя Вазерских

4 г. 2 мес.

10

Миша Пятерев

5 лет


.

Приложение 2

Методика 1«Назови слова»[11,с. 116]

Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.а называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво­дится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек

1. Животные.2. Растения.3. Цвета предметов.4. Формы предметов.5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.6. Действия человека.7. Способы выполнения человеком действий.8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих­ся ко всем группам.

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя­щихся к различным группам.

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя­занных с разными группами.

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ­ных групп.

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий ; 8-9 баллов — высокий ;4-7 баллов — средний ; 2-3 балла — низкий ;0-1 балл — очень низкий.

Приложение 3

Методика 2. «Расскажи по картинке» [11, с.117]

Эта методика предназначается для определения активного запаса слов и связности речи ребенка. Ребенку показывают серию картинок ( Приложение 2) Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвле­кается или не может понять, что изображено на картинке, то экс­периментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов

10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи


Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке

Фрагменты речи,

Частота

п/п

фиксируемые в процессе исследования

употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

8

Местоимения

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти вклю­ченных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий ; 8-9 баллов — высокий ; 4-7 балл— средний ; 2-3 балла — низкий ; 0 -1 балл — очень низкий.

Приложение 4

Рис.1 Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет. Источник: Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. —С.120

Приложение 5

Таблица 1

Расчет U- критерия Манна - Уитни[18, с.49 ] (Методи1)констатирцющий эксперимент

Подсчет ранговых сумм по экспериментальной и контрольной группам

Эксперементальная группа

Контрольная группа

Запас слов

Ранг

Запас слов

Ранг

39

20

38

18,5

38

18,5

37

17

35

16

30

15

28

14

27

13

26

11.5

26

11,5

25

10

24

9

23

8

22

7

21

6

18

5

17

3,5

17

3,5

16

2

15

1

111,5

98,5


Сформулируем рабочие гипотезы

H0 уровень развития детей по словарному запасу в экспериментальной

группе не превышает уровень контрольной группе

H1 : уровнень развития детей по словарному запасу в экспериментальной группе превышает уровень развития детей в контрольной группе. Составляем таблицу 4

Общее количество ранжируемых наблюдений = 98,5+111,5 = 210

Расчетное количество рангов = = =210 210=210

Uэмп= n1 n2+ Тх- наибольшее из ранжируемых значений

Uэмп =1010 − 111,5 =43,5; n1и n2- число испытуемых в 1 и 2 группах

Uкр = 27 при р≤ 0,05 , 19 при р ≤ 0,01 ,так как критерий Манна - Уитни является одним из исключений , Uэмп Uкр 43,5 ≥ 19 , 43,5 ≥ 27 Следовательно H0 принимается , отсюда запас слов в эксперементальной группе ,определенный по методике Немова Р.С. не превышает запас слов в контрольной группе

Приложение 6

Расчет ф= критерия Фишера(Методика 2 ) констатирующий эксперимент

Для подтверждения различий по уровню связности речи детей применяем критерий Фишера [18, с.158]. Сформируем рабочие гипотезы

Н0.:Уровень развития связности речи по высоким и низким показателям в зкспериментальной группе не превосходит уровень связности речи в контрольной группе.

Н1. : Уровень развития связности речи по высоким и низким показателям в контрольной группе превосходит уровень связности речи в зкспериментальной группе.

Составляем четырехклеточную таблицу

Таблица 1

Четырехклеточная таблица для расчета критерия Фишера при сопоставлении показателей уровня развития связности речи в экспериментальной и контрольной группах

"Есть эффект": О.н,Н и В ,О.в показатели

"Нет эффекта":

С поазатели

Сумма

Экспериментальная

группа

6 (60%)

4 (40%)

10(100%)

Контрольная группа

7 (70%)

3 (30%)

10(100%)

Сумма

13

7

20

По таблице из книги Сидоренко Е. В." Методы математической обработки в психологии" определяем ф2 для 60% и ф1 для70% ,ф1=1,972 ; ф2= 1,772

фэксп =(ф1- ф2)× ,где ф1 - угол,соответствующий большей процентной доле, ф2 - угол , соответствующий меньшей процентной доле,n1 и n2 -- соответственно количество испытуемых (детей ) в эксперементальной и контрольной группах фэксп=( 1,972 - 1,772) =0,47 ,