Файл: Закономерности речевого развития в онтогенезе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.Непосредственной ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Вслед за своим учителем Е.Н.Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Развитие связной речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. В своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» Е.Н.Водовозова изложила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора. Здесь она подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи детей оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Развитие связной речи, обучение родному языку Е.И.Тихеева рассматривала в связи с развитием личности. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и другие [1, с.32].Значительное влияние на методику развития речи оказала доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им. В.И.Ленина Евгения Александровна Флерина (1889-1952). Большой интерес представляют мысли Е.А.Флериной об обучении детей диалогической речи. Не уменьшая роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Е.А.Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед [1, с.33].

Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занималась Ольга Ивановна Соловьева. Возглавляя долгие годы Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения Ольга Ивановна очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи, а позднее, в 1956 году, подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, в том числе и развития связной речи дошкольников.


Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались А.П.Усова, Л.А.Пеньевская, А.М.Бородич, Р.И.Жуковская, В.И.Логинова, Ф.А.Сохин – ученик С.Л.Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог.Мария Митрофановна Конина (1913-1991) – непосредственная ученица Е.А.Флериной, в течение почти 40 лет преподавала курс методики развития речи в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. М.М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.Исследования в области речи в 60-70-е годы определялись во многом идеями Е.И Тихеевой, Е.А.Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах (Н.А.Орланова, О.И.Коненко, Э.П.Короткова, Н.Ф.Виноградова).На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями [1, с.50]

.Анализируя труды ученых и педагогов более всего обращает на себя внимание труды Ушинского, который также считал устное народное творчество и авторское одними из самых доступных для развития связной речи и накопления активного словарного запаса

1.3 Закономерности речевого развития в онтогенезе

Онтогенез речи "- совокупность преобразований . которые претерпевает речь от первого слова до того момента . когда речь станет совершенным орудием коммуникации и мышления. . В классической и современной настоящей литературе описаны разные подходы к периодизации совершенствования речи. Разные исследователи всегда выделяют различное количество этапов в становлении детской речи, по-разному их называют, указывают различные пути совершенствования речи. Существуют закономерности развития детской речи .Все эти преобразования происходят в первые три года жизни ребенка. Затем процессы совершенствования речи сильно замедляются


Разные исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают разные грани каждого Наиболее общепринятой считается классификация А.Н.Леонтьева. Он устанавливает четыре этапа в становлении речи детей 
    1-й — от рождения до 1 года до, называется подготовительный —; 2-й — от 1 года до 3 лет , называется преддошкольный .На этом этапе ребенок первоначально овладевает языком;      3-й от 3 до 7 лет . Называется дошкольный , на этом этапе ребенок , общаясь, развивает свой язык и учится обобщать предметы , явления и тому подобное. 4-й этап называется школьный, что само говорит за себя. Отличительной чертой этого этапа является то, что в течении его ребенок овладевает письменностью и регулярно учится языку уже на научной основе. Рассмотрим более подробно нормальное развитие речи ребенка

В детском саду программа работы с детьми построена таким образом , что при развитии устной речи уделяется одинаковое внимание всем сторонам речи : активному словарному запасу, произношению звуков, грамматическому строю предложения. К активному запасу слов относятся те слова ,которые знает и употребляет ребенок, грамматический строй предложения - порядок соединения слов в предложении по определенным правилами и . наконец, все слова человек произносит при помощи звуков. Составляющие устной речи неразрывно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности. Воспроизведение звуков у ребенка заканчивает формироваться приблизительно к четырем - пяти годам, другие составляющие устной речи формируются весь дошкольный и школьный период .МФ. Фомичева - известный писатель и логопед , говорит о том , что речь не является присушим от рождения умением .Это умение развивается параллельно вместе с общим развитием ребенка. Зная закономерности развития речи в онтогенезе , можно своевременно предотвратить недоразвитие или отклонения в нормальном развитии речи.

Советский психолог, философ и педагог А.Н.Леонтьев онтогенез речи представляет как познавательную смену замысловатого взаимодействия в общении детей и взрослых, а также постоянно сменяющихся в психике ребенка функциональных систем. Речь выполняет в развитии одновременно роль средства и продукта познавательной деятельности , но в итоге зависит от второго .Моторика речи состоит из двух этапов: на первом этапе происходит покрытие нервных проводящих волокон миелиновыми оболочками. Такой процесс заканчивается к двум - трем годам. На втором этапе окончательно формируются уровни координации .Это формирование происходит не всегда поступательно , иногда происходит отступление назад , но в общем и целом это движение вперед


Существуют закономерности в развитии всех составляющих речи (Закономерности фонетико- фонематической стороны речи, закономерности лексико -грамматической стороны речи, закономерности развития связной речи)

.Более подробно рассмотрим развитие связной речи.Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [2, c.46].К концу первого — началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. По данным А.Н. Гвоздева [6], употребление падежных форм впервые отмечается в самом конце второго года жизни Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.


На третьем году жизни словарный запас ребенка увеличивается в несколько раз. Ребенок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда, то есть в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. В этом возрасте ребенок начинает шире использовать глаголы. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25-27%), и менее всего - всего лишь 10-12% - прилагательные [8]

Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки на начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [1, с.252].

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.