Файл: Понятие и виды источников права (Постановка проблемы. Соотношение понятий «форма» и «источник» права).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
Юридическая наука призвана вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические глубокие знания обо всей юридической действительности. Известно огромное значение научных знаний прежде всего для деятельности по созданию правовых норм, однако история государства и права свидетельствует о том, что на определенных этапах развития общества юридическая наука выступала даже в качестве официального источника права.
В Древнем Риме во время существования республики аргументы из сочинений юристов часто фигурировали в судах. В период принципата уже со времени правления Августа выдающиеся юристы получили специальное право (привилегию) давать официальные консультации по поручению императора. Ответы таких привилегированных юристов, представляющие собой разъяснения и толкования действующих правовых норм, пользовались большим авторитетом и постепенно стали обязательными для судей и других должностных лиц. В Ш в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст закона, а в 426 г. императором Валентинианом Ш был издан закон «с цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами). При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказывалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.
И в Средние века трактаты известных юристов, толковавших нормы права, выступали в качестве источников права. Так, к примеру в Х1У-ХУ вв., когда в западноевропейской юриспруденции господствовала школа комментаторов, труды одного из корифеев этой школы – Бартола в Испании и Португалии – считались для судов обязательными.
В Х1Х-ХХ вв. значение юридической науки как формального, официального источника права падает, но ее роль как неформального источника права и для совершенствования государственно-правовых институтов возрастает. В некоторых странах при вынесении судебных решений можно до сих пор встретить ссылки на труды известных юристов, но эти ссылки приводятся в качестве дополнительной аргументации, а не обязательного источника права.
Различная юридическая действительность государств, относящихся к романо-германской, англо-саксонской правовым семьям или к семье религиозно-традиционного права, обусловливает и разное положение науки.
Так, в мусульманском праве труды ученых-юристов до сих пор являются официальными источниками права. Как отмечают некоторые ученые, мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или сунне – преданиям о пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан[37].
Исследуя данный вопрос в рамках настоящей работы были выяснены следующие интересные факты.
Правовая доктрина как источник мусульманского права появляется потому, что основные источники данного вида права – Коран и Сунна – имели лишь положения общего характера, которые невозможно было применить к конкретным условиям жизнедеятельности членов общества. В связи с этим, создается целостная система муджтахидов – ученых-толкователей, которые, исследуя основополагающие начала норм Корана и Сунны, представляли собственный вариант разрешения проблемы. К Х1У веку труды ученых-мусульман по сути «разорвали» ислам, поэтому встал вопрос об упорядочении созданных актов в деле толкования норм Корана и Сунны. Данные реформы приводят к выделению двух основных направлений ислама – суннизма и шиизма, которые существуют и по сегодняшний день.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда необходимо юридическое решение проблемы, но при этом соответствующие нормы права, на которых было бы основано данное решение, нельзя обнаружить ни в одном из рассмотренных выше источников права, тогда дело может быть разрешено на основе принципов права – общих начал права, отражающих его подчинение велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент[38].
В связи с этим, некоторые ученые выделяют общие принципы права в качестве самостоятельных источников.
Общие принципы права, которые иногда «выводятся» из норм позитивного права или из существующего в стране правового порядка и при этом наделяются статусом первичных источников права, играют большую роль в таких государствах, как Франция, Греция, Швеция, Испания[39].
Признание и рассмотрение принципов права как источников права не характерно для отечественной теоретической науки, однако в отдельных учебных изданиях последних лет это упущение исправляется[40], о чем будет сказано ниже, во второй главе работы.
Итак, рассмотрев каждый основной источник права в отдельности, сделаем некоторые обобщающие выводы.
Как правило, в науке признается многообразие источников права. Качество каждого источника зависит от особенностей правовой системы государства, от этапа ее исторического развития, и, наконец, от особенностей регулируемых правом общественных отношений. В каждой правовой семье соотношение источников права различно, причем в процессе развития это соотношение не оставалось неизменным. Для определения значения того или иного источника права принципиальную роль играет его официальное признание государством.
Во второй главе работы будет представлена характеристика источников российского права как в историческом аспекте, так и на современном этапе развития российского государства. Данный вопрос представляет несомненный интерес в связи с отходом отечественной науки от социалистических догматов и в связи с появлением и развитием новых источников права в ходе приобщения к романо-германской правовой семье.
Представляется, что в первую очередь, исследованию будут подвергнуты нетрадиционные источники современного российского права, ибо нормативный правовой акт, как основной источник права России на современном этапе в теоретическом плане исследован достаточно всесторонне.
Глава 2. Характеристика источников права в России.
2.1. Эволюция источников права в России.
Исследуя эволюцию источников права в России, необходимо выделить несколько периодов их формирования и развития. Данное положение позволит более полно и всесторонне изучить характерные особенности источников права в России, ибо они, равно как и в других государствах, зависят от исторического развития государственности, обычаев и традиций народа, его национального духа.
Итак, история России начинается с конца 1Х века, когда племя, пришедшее, вероятно, из Скандинавии (варяги) и возглавляемое Рюриком, установило в 892 году господство над Киевской Русью. Созданное таким образом государство существовало до 1236 года, когда оно было разрушено монголами. Наиболее важным событием истории этого государства было обращение в христианство в 989 году. Первый памятник русского права, если отбросить некоторые договоры, заключенные ранее с Византией, появился сразу же после этого события. Как и на Западе, в определенный момент появилась необходимость записать обычаи для того, чтобы, благодаря могуществу письменного слова, укрепить влияние церкви. Первые обычаи киевской земли были записаны в первой половине Х1 века. Сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев Х1-Х1У веков, назывался Русская Правда. Записанные по-славянски, эти обычаи более или менее детально описывают общество, более разбитое, чем общество германских или скандинавских племен в эпоху составления «варварских законов». Писаное право носит территориальный, а не племенной характер, и положения его по многим вопросам свидетельствуют о наличии феодального строя. Наряду с местным и обычным правом, записанным в Русской Правде, в Киевской Руси большое значение имело византийское право. В Киевской Руси церковь применяла византийское право непосредственно в своих обширных земельных владениях, где она осуществляла юрисдикцию.
Исследуя данный вопрос, хотелось бы представить научную позицию А.В. Кудимова и М.М. Шафиева, по мнению которых, на заре создания единого Древнерусского государства понятие о праве как источнике законности было достаточно сформировано[41]. Наряду с обычным правом источником правовых норм становится княжеская власть. Великие князья стремились упорядочить сбор дани, однако для этого им надо было иметь стандарт, определенный в каком-то документе. Не о нем ли свидетельствуют летописи, сообщая об установлении даней в том или ином регионе?
Создание единого государства требовало и создания единого свода законов. Вышеуказанные исследователи считают, что до нас он не дошел в подлиннике, и мы знаем о нем из греко-русских договоров, внесенных летописцами в свои своды. Это "Закон русский". Впервые о нем упоминается в договоре 907 г. Там сказано, что Олега и его мужей водили на присягу "по Роускомоу закону", согласно которому он клялся оружием своим, и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, после чего утвердили мир. "Закон русский", в отличие от обычного права племен, нетождествен "вере". "Законом" регламентируются в случае с Олеговой клятвой не религиозные, а дипломатические отношения, порядок утверждения договора. "Закон русский" - признанное законодательство не только на Руси, но и признанное одной из важнейших держав того времени - Византией, как отвечающее международным стандартам. На наш взгляд, это немаловажно. Ведь Византия - наследница правового наследия Рима, родины юриспруденции Средневековья и даже Нового времени.
"Закон русский" особое внимание уделял уголовно наказуемым деяниям. Он различал преступления против личности - против жизни и здоровья и против собственности. Сходство "Закона русского" и Русской Правды очевидно. За одно и то же преступление, не приведшее к смерти человека, совершенное и в том и в другом случае оружием или бытовым предметом, полагается заплатить денежный штраф как единственную санкцию за преступление. Многое они изменили, приспособили к потребностям своего времени - изменились цены, более подробно рассматривались элементы преступления и т.д., но и многое осталось неизменным. Это позволяет нам, прослеживая аналогию двух законодательных актов, более полно представить законодательство дохристианской эпохи, дошедшее до нас в извлечениях из других источников.
Существование особого правового акта, способного объединить прежние установления племенного обычного права, и норм, созданных по воле Великого князя, было необходимым, как только княжеский суд приобрел первостепенное значение в объединенном государстве. Многие современные авторы полагают, что "Закон русский" - устный источник права. Однако окончательно это не доказано. Еще Н.М. Карамзин сомневался в этом: "Трудно вообразить, чтобы одно словесное предание хранило сии уставы в народной памяти. Ежели не славяне, то, по крайней мере, варяги российские могли иметь в IX и X вв. законы писаные: ибо в древнем отечестве их, в Скандинавии, употребление рунических писем было известно до времен христианства[42]".
Вообще систематизация законодательства осуществлялась либо сразу после основания государства, либо в ходе укрепления центральной власти. Так, древнейшая Салическая правда возникла в конце V в., в момент расселения франков на завоеванных землях. Рипуарская и Бургундская правды - в VI в. В Британии древнейшая "модификация - Правда Этельберга - относится к VII в. В Болгарии "Закон судный людям" был составлен на рубеже IX - X вв., во времена блистательного правления царя Симеона. "Закон русский" также уже существовал в начале X в., когда объединившееся государство нуждалось в юридическом оформлении своего единства.
Следует отметить, что составной частью системы источников древнерусского права были и международные договоры и соглашения, а именно:
- Русско-византийский договор 907 и 2 сентября 911 гг.;
- Русско-византийский договор 944 г.;
- Русско-византийский договор июля 971 г.;
- другие соглашения с иностранными государствами.
Наиболее достоверным из всех этих соглашений является договор 971 г., поскольку он подтверждается параллельным независимым источником. Так, Лев Диакон сообщает, что Святослав "отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мир", после чего Цимисхий "заключил с ними союз и соглашение"[43]. По его данным, в договор 971 г. вошла норма, что византийцы "будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византию, как было установлено прежде", а ведь регулирование торговых отношений было одной из основных целей договора 944 г. Договор 944 г. косвенно подтверждается также тем, что сами византийцы подробно описали предшествующую ему войну.
Таким образом, исходной точкой развития права были родоплеменные обычаи. Каждое племя обладало собственной системой обычаев, отличавшейся от другой.
Второй период в истории России начинается с установления господства монголов и заканчивается при правлении Ивана Ш в 1480 году. За это время русское право практически не подверглось влиянию монгольского обычного права (яссак), которое никогда не называлось русским. Монгольское иго было только причиной стагнации права и усиления влияния церкви и византийского права.
Третий период в истории России и русского права начинается с момента освобождения от монгольского ига до царствования Петра Великого (1689 год). Крепостное право было установлено в 1591 году. Укрепилось всемогущество правителей, любая воля которых – закон. Светское право было объединено в уложении царя Алексея Михайловича (1649год), а церковное право было изложено в официальном издании Кормчей Книги в 1653 году.