Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Указанные нюансы свидетельствуют о том, что использование сравнительного подхода также не будет продуктивным.
Чем руководствуются владельцы салонов красоты, назначая цену на свои объекты? Оказывается, более популярными для обращений потенциальных покупателей являются более дорогие предложения. Если потенциальный покупатель видит два предложения с примерно одинаковыми характеристиками, но с разной ценой, он сначала обратится туда, где цена выше. Вероятно, более высокая цена ассоциируется у него с более привлекательными возможностями для бизнеса. Лишь через какое-то время (но всегда разное) продавец, отчаявшись продать салон по высокой цене, может снизить ее, причем делается это также по- разному - кто-то снижает цену медленно и постепенно, кто-то быстро и намного.
Кроме того, очень трудно подобрать два действительно аналогичных друг другу продаваемых объекта. Простой пример: возможность парковки в непосредственной близости от салона значительно влияет на его привлекательность, но часто не отражена в описании.
Таким образом, разброс цен на действующие салоны красоты велик даже при схожих характеристиках - до 50 процентов и более. Естественно, это происходит при относительно невысоком количестве сделок на рынке. У нас нет на этот счет точных данных, но известны игроки, которые примерно до 2009-2010 годов вели деятельность по открытию салонов и их продаже сразу после запуска. Теперь игроки свернули эту деятельность из-за снизившегося спроса. В целом же, по нашим оценкам, в настоящее время в Москве продается не более 20-30 салонов красоты в месяц и то лишь в активные периоды (весной и осенью).
Исходя из нашей практики можно предложить следующий алгоритм оценки стоимости действующего салона красоты. Правда, следует оговориться, что чаще всего этот алгоритм использовался нами для обоснования объективной рыночной стоимости. Составление полноценного отчета об оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности требует соблюдения формальностей, снижающих эффективность работы и часто искажающих реальное положение дел на рынке в связи с невозможностью выведения экспертных оценок, не подтвержденных документально.
Сегодня на продажу выставлено довольно много салонов красоты, однако представляется сложным найти достоверные данные об их финансовых результатах. В сравнительном подходе принята методика расчета на основе оценочных мультипликаторов [18]. Наиболее эффективные для расчетов мультипликаторы - «цена/прибыль», «цена/выручка». Однако также возможно рассчитывать мультипликаторы с помощью натуральных показателей «цена/рабочее место» (количество сотрудников), «площадь помещения». В объявлении о продаже прибыль салона красоты, также как выручка, может быть завышена. Помимо проблем с управленческим учетом, данные налоговой отчетности часто искажены как недобросовестным отражением операций, так и различными налоговыми режимами, не предусматривающими ведение учета финансовых результатов (ЕНВД или 6 процентов от выручки). В связи с этим мультипликаторы, полученные на рынке предложений по продаже готового бизнеса, можно воспринимать с некоторой долей скептицизма.
На момент подготовки статьи в Москве на продажу было выставлено несколько сотен салонов красоты. Диапазон цен предложения составляет примерно от 500 тысяч до 15 миллионов рублей. Важным фактором стоимости салона красоты является наличие медицинской лицензии с сопутствующим перечнем оказываемых услуг. По результатам анализа сделок можно судить о высокой скидке на уторговывание в процессе перехода от предложения к реальной сделке. По нашим оценкам, эта скидка может составлять 15 процентов и более. В период кризиса заявленная рентабельность салона красоты снизилась с 27 (начало 2014 года) до 18 процентов (начало 2015 года). Как следует из объявлений, местоположение салона красоты не имеет существенного влияния на его стоимость. Конкурентоспособность салона складывается из факторов, не зависящих от его удаленности от центра города. Кризис не сильно повлиял на соотношения «цена/выручка», «цена/ прибыль», и их различие можно считать статистической погрешностью (исследовано 10 предложений до и после кризиса; см. таблицы 3 и 4). Однако можно сказать, что значения мультипликатора «цена/прибыль» увеличились, что свидетельствует о снижении рисков вложения в салоны красоты.
В таблице 5 представлены результаты сопоставления рыночных мультипликаторов, указанных в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Рыночные данные о салонах красоты до кризиса (2013 год)
Описание салона |
Выручка, р |
Прибыль, р |
Цена, р |
Цена/прибыль |
Цена/выручка |
Рентабельность, % |
Парикмахерская рядом с метро |
1 440 000 |
540 000 |
337 500 |
0,63 |
0,23 |
38 |
Салон красоты (м. ул. Подбельского) |
3 000 000 |
600 000 |
4 500 00 |
0,75 |
0,15 |
20 |
Кабинет прессотерапии в фитнес-клубе бизнес-класса |
3 600 000 |
1 080 000 |
525 000 |
0,49 |
0,15 |
30 |
Салон красоты (м. Марьино) |
3 600 000 |
840 000 |
675 000 |
0,80 |
0,19 |
23 |
Салон красоты в Юго-восточном административном округе |
5 400 000 |
900 000 |
750 000 |
0,83 |
0,14 |
17 |
Салон красоты в Солнцево |
4 200 000 |
1 200 000 |
1 012 500 |
0,84 |
0,24 |
29 |
Студия маникюра и педикюра в Сокольниках |
4 440 000 |
1 200 000 |
1 125 000 |
0,94 |
0,25 |
27 |
Салон красоты с массажным и косметологическим кабинетами |
8 400 000 |
3 000 000 |
1 350 000 |
0,45 |
0,16 |
36 |
Салон красоты площадью 132 квадратных метра с базой постоянных клиентов |
6 000 000 |
1 200 000 |
1 650 000 |
1,38 |
0,28 |
20 |
Салон красоты с косметологическим и массажным кабинетами |
8 400 000 |
2 400 000 |
2 475 000 |
1,03 |
0,29 |
29 |
Студия красоты lux в центре Москвы |
6 000 000 |
н/д |
4 950 000 |
н/д |
0,825 |
н/д |
Салон красоты + ателье элитного уровня |
21 600 000 |
7 560 000 |
10 275 000 |
1,36 |
0,48 |
35 |
Таблица 4
Рыночные данные о салонах красоты в период кризиса 2014-2015 годов
Описание салона |
Цена предложения о продаже, р |
Средняя прибыль в год, р |
Годовая выручка, р |
Площадь, м2 |
Клиентская база, чел |
Штат, чел |
Элитный салон красоты с медицинской лицензией (м. Белорусская) |
9 750 000 |
4 200 000 |
26 400 000 |
300 |
800 |
16 |
Салон красоты бизнес-класса в торговом центре (м. Петровско-Разумовская) |
1 237 500 |
н/д |
9 600 000 |
135 |
н/д |
4 |
Салон красоты в районе метро Охотный ряд |
2 475 000 |
1 800 000 |
6 600 000 |
120 |
н/д |
4 |
Салон красоты (м. Электрозаводская) |
1 125 000 |
н/д |
н/д |
100 |
н/д |
4 |
Салон красоты (м. Университет) |
1 237 500 |
2 400 000 |
8 400 000 |
55 |
н/д |
6 |
Салон красоты (м. Таганская) |
1 875 000 |
1 200 000 |
12 000 000 |
128 |
н/д |
4 |
Салон красоты (м. Тимирязевская) |
562 500 |
780 000 |
н/д |
56 |
н/д |
3 |
Салон красоты (м. Новослободская) |
4 125 000 |
3 000 000 |
11 400 000 |
135 |
н/д |
14 |
Салон красоты (м. Сокол) |
5 700 000 |
1 200 000 |
10 800 000 |
200 |
380 |
13 |
Салон красоты (м. Профсоюзная) |
1 875 000 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Таблица 5
Значения мультипликаторов сравнительного подхода при оценке салонов красоты до кризиса (табл. 3) и в кризисный период (табл. 4)
Мультипликатор |
Значение мультипликатора |
|||
минимум |
максимум |
среднее |
медианное |
|
Цена/прибыль до кризиса |
0,45 |
1,38 |
0,86 |
0,83 |
Цена/прибыль в кризис |
0,52 |
4,75 |
1,80 |
1,38 |
Цена/выручка до кризиса |
0,14 |
0,83 |
0,28 |
0,24 |
Цена/выручка в кризис |
0,15 |
0,53 |
0,32 |
0,37 |
Также можно сделать оценку стоимости имеющихся у салона активов. Как правило, все ограничивается перечнем имеющегося оборудования и мебели, но возможны корректировки, например, на репутацию, созданную в интернете, или на состояние помещения, о чем уже упоминалось. Общая стоимость активов - также существенный момент для окончательной оценки. Примерная смета создания салона красоты эконом-класса площадью 100 квадратных метров с точки зрения затратного подхода к оценке представлена в таблице 6.
Таблица 6
Примерная смета создания салона красоты среднего класса, площадью 100 квадратных метров
Элемент затрат |
Примерная цена, р. |
Количество |
Кресло, шт. |
25 000 |
3 |
Зеркало, шт. |
3 000 |
3 |
Тумбочка, шт. |
15 000 |
3 |
Мойка, шт. |
15 000 |
2 |
Ремонт, кв. м |
450 000 |
100 |
Маникюрное место, шт |
15 000 |
2 |
Ресепшн с оргтехникой, шт. |
50 000 |
1 |
Вывеска, шт. |
50 000 |
1 |
ИТОГО, р. |
739 000 |
Наибольшие затраты необходимы на ремонт помещения, что требует соблюдения санитарных норм.
Подобные салоны красоты продаются в Москве за 1-1,5 миллиона рублей, в регионах России - немногим менее 1 миллиона. Это может свидетельствовать о том, что раскрученный, готовый к продаже салон красоты может быть продан по цене, которая превышает затраты на его оборудование.
Стоит отметить, что салоны с медицинскими услугами, как правило, арендуют соответствующую технику или берут ее в лизинг, что также искажает сумму вложений на создание бизнеса. Все эти факторы свидетельствуют о неприменимости затратного подхода к оценке салонов красоты.
Доходный подход.
Применение доходного подхода без условия наиболее эффективного использования.
Используя первичную документацию (журнал записи, ежедневные сводки, прейскурант) следует смоделировать поступления в оцениваемый салон красоты. Затем моделируется себестоимость услуг. Важным моментом является изучение условий оплаты труда персонала, которые обычно основаны на сдельно-процентном принципе. Если они отличаются от средних по рынку, то необходимо отметить риск, связанный с невозможностью оказания услуг на период подбора новых сотрудников. Рассчитанную прибыль за истекший период можно сравнить с декларированной собственником (как правило, рассчитанная оказывается ниже), обсудить причины расхождений.
Применение доходного подхода с учетом наиболее эффективного использования.
Бывают ситуации, когда бизнес-модель в салоне красоты необходимо полностью поменять, например полностью предоставить помещения под аренду рабочих мест. Это может оказаться компромиссным решением, позволяющим фиксировать прибыль. Так или иначе, но, скорее всего, ситуация с денежным потоком в салоне красоты в недалеком будущем изменится. Причиной тому - ужесточение законодательного регулирования, насыщение рынка и начинающаяся консолидация, ближайшее окружение салона. Таким образом, в модель будущих доходов обычно вносятся поправки, например, снижающие загрузку некоторых существующих направлений или связанные с ценовой политикой и доходностью услуг. Впрочем, в ряде случаев перспектива для салона более оптимистична, например, ввиду строительства неподалеку жилого массива. Важным моментом для анализа являются наработки, за счет которых салон сохранял отношения с клиентами до момента оценки.
Ключевой момент оценки - фиксация средней ежемесячной прибыли на уровне выше нуля. Сам факт того, что салон является прибыльным и на какое-то время останется таковым, крайне важен.
Также возможно применение метода дисконтированных денежных потоков. В этом случае целесообразно учитывать нормализованный доход и объем необходимых на ближайший год-полтора инвестиций.
Представляется, что в нормальных условиях внешней среды прогнозный период достаточен в диапазоне от 3 до 4 лет.
При применении доходного подхода необходимо учитывать размеры выручки с одного рабочего места, доли прибыли мастера, компенсации затрат на материалы. Нормированию также подлежат затраты на аренду, управленческие нужды (бухгалтерия, связь, уборка помещения, прочие общие и административные расходы), минимальный маркетинговый бюджет, обучение персонала и непредвиденные расходы. По нашим данным, ежедневная нормальная выручка одного стилиста составляет 8-12 тысяч рублей, медицинские услуги могут давать ежедневную выручку до 20-30 тысяч рублей. Как правило, 40-50 процентов от выручки получает стилист, иногда покупку материалов включают в эту величину компенсации.
Иногда салон передает в аренду рабочее место, что облегчает задачу прогноза прибыли. Аренда помещения является, как правило, самым крупным элементом постоянных затрат, однако зачастую компенсируется в стоимости услуг салона. Декларируемая прибыль салона более 35 процентов, скорее всего, является фикцией. Средний салон красоты бизнес-класса зарабатывает 10-20 процентов от своего оборота. Часто месячная прибыль салона опускается ниже психологических барьеров (50 тысяч рублей в месяц), в этом случае возникает вопрос о целесообразности быть собственником, а не наемным работником салона.
Очевидно, что рассматриваемый бизнес надо считать капитализацией дохода и не усложнять оценку методом дисконтированных денежных потоков. Данные, полученные на рынке, свидетельствуют о том, что средние и малые по оборотам салоны продаются чуть более чем за одну годовую прибыль. Крупные салоны, с большими оборотами и медицинской лицензией, могут потребовать за салон в средним и 3 годовые прибыли. Таким образом, инвестиции в развитие салона и аренда больших помещений могут быть привлекательными с точки зрения планов выхода из бизнеса с большей премией к мультипликатору «цена/прибыль».
Как правило, продажа салона - это либо продажа юридического лица, либо переуступка прав аренды помещения. В связи с этим площадь салона является самым важным критерием отнесения его к малому или среднему ценовому сегменту.