Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, эффективная система казначейства предполагала минимальную возможность несанкционированного доступа к бюджетным назначениям[17].

1.2. Организационная структура Федерального казначейства РФ и его функции

Федеральное казначейство РФ состоит из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах[18]. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль
за исполнением федерального бюджета РФ[19].

Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на определенный период государственных расходов[20].

Именно казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов казначейство в первую очередь исходит из единства кассы. Федеральное казначейство, опираясь на ЦБ РФ и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно происходит необходимый учет операции по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета. Таким образом, Федеральное казначейство выступает особой экономической формой перераспределительных бюджетных отношений, связанной с обособлением бюджета в руках государства и его распределением с целью удовлетворения социально-экономических потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований[21].


Бюджет, обеспечивая материальную основу государства через аккумулирование денежных средств с последующим эффективным распределением финансирования различных социально-экономических задач государства, способствует воспроизводству общественных процессов[22].

Поэтому распределительная функция бюджета тесно перекликается с распределительной функцией Федерального казначейства, которому необходимо исполнить бюджет[23]. Первоначально в государстве создаются так называемые основные или первичные доходы. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между участниками материального производства[24].

Таким образом, функции государственного бюджета непосредственно связаны с функциями Казначейства России и вытекают одни из других.
Функции бюджета также определяют бюджетную систему и тесно связаны с формами правления, политическим режимом и государственным устройством страны. В современной России, как в стране с федеративным государственным устройством, Конституцией РФ[25] закреплена трехуровневая бюджетная система. Главенствующую роль в бюджетной системе РФ занимает федеральный бюджет. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации[26]. В структурно-логическом плане федеральный бюджет, как и всякая иная открытая система, представляет собой функциональную систему, входящий поток которой представлен доходами бюджета, а выходящий - расходами бюджета. Поэтому важным становится достижение равновесности этого процесса. Для обеспечения равновесности и устойчивости данной системы в ней предусмотрены следующие структурные элементы: резервный фонд и фонд национального благосостояния.

В Российской Федерации, как в любой другой стране с федеративным устройством, присутствует классификация бюджетов по уровню государственной власти: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты[27].

Роль Федерального казначейства - это необходимость укрепления устойчивости, надежности, прозрачности бюджетной системы Российской
Федерации. Выполняя эту задачу, казначейство выступает как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности бюджетных организаций. Немаловажное значение при этом придается прозрачности, объективности и честности в деятельности всех структур казначейства[28].


Федеральное казначейство, выполняя перечисленные требования, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подчиненные территориальные органы, которыми в настоящий момент являются Управления Федерального казначейства (УФК), рис. 1.

В настоящее время система органов Федерального казначейства включает в себя центральный аппарат Федерального казначейства (ЦАФК) и 85 управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (УФК) с включенными в их структуру отделами[29].

В центре всего бюджетного процесса, или, скажем так, в центре такой его стадии, как исполнение бюджета, стоят распорядитель и получатель бюджетных средств. И именно поэтому нельзя говорить только о казначейском исполнении бюджетов. Потому что казначейство – это некий инструментарий, казначейство - это некая технология.

Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ и казначейских органов в РФ[30]

Но все-таки, исполняет бюджет не только казначейство, а именно главный распорядитель бюджетных средств и получатель бюджетных средств, и они находятся в центре всего этого процесса. Они заключают договора, они. Со своей стороны, производят оплату, они инициируют платеж[31].

С точки зрения формирования бюджетных отношений и роли казначейства в нем, исполнения бюджета представляет собой процесс, осуществляемый посредством бюджетного механизма в сочетании с бюджетным планированием и бюджетным регулированием, контрольные функции в котором ложатся на казначейство (рис. 2) [32].

Таким образом, в механизме реализации бюджетного процесса казначейское исполнение бюджета подразумевает, что исполнение бюджета осуществляется посредством органа исполнительной власти - Федерального казначейства[33].

Рис. 2. Роль Казначейства России в бюджетном процессе РФ[34]

Казначейство ведет все операции, связанные с бюджетом. Здесь мы можем увидеть его активное участие, с одной стороны, в формировании доходной части бюджета, путем регистрации поступлений в бюджет, с другой - в осуществлении расходных обязательств государства посредством регулирования объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдачи разрешений на право осуществления расходов в пределах утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений[35].


Участие органов казначейства не ограничивается только этапом исполнения бюджета, оно затрагивает и момент формирования бюджета и этап контроля над исполнением бюджета, так как в их полномочия входят подготовка методологических материалов и инструкций, подготовка проекта бюджетной классификации, сбор и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти; регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными органами, финансовое исполнение этих фондов, контроль над финансовым исполнением бюджета этих фондов[36].

Разделение кассира с полномочиями распорядителя обеспечивает нормальное функционирование единого счета Федерального казначейства, управление ликвидностью, деньгами государства, обеспечивает контроль за тем, чтобы деньги пошли на установленные социально-экономические цели[37]. Это чрезвычайно важно, и создание системы Федерального казначейства показало то, как целостно выстроилась система бюджетного планирования и исполнения после выделения или разделения этих функций[38].

Естественно, вслед за изменениями всех бюджетных процедур несколько изменятся не столько функции Федерального казначейства, сколько
технологии казначейского исполнения бюджета как непосредственного органа исполнения бюджета для обеспечения социально-экономических функций распределения бюджета. Из этого следует, что система казначейства должна быть способна довести распределительные функции по объему ассигнований, лимитов бюджетных обязательств для того, чтобы показать горизонт
планирования и те ассигнования, в пределах, которых каждое бюджетное учреждение сможет принимать решение и заключать социальные контракты[39]. Это не столько функция, сколько технология, которая влияет на социально-экономическое положение в стране.

Остановимся на данном выводе более подробно.

Смысл в расширении полномочий главных распорядителей состоит в том, что именно они посредством своих решений реализуют социально-экономическую политику в той или иной сфере. Так как по мере развития
бюджетной реформы ее главной целью становится постановка и расширение полномочий главных распорядителей средств федерального бюджета, то есть ведомств[40]. Например, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации реализует политику в области сельского хозяйства, Министерство образования и науки Российской Федерации реализует государственную политику в сфере образования и науки. Поэтому представляется, что Федеральное казначейство как ведомство находится в центре бюджетной системы, наделяется обширными полномочиями, и именно Федеральному казначейству предстоит участвовать в решении вопросов, каким образом поставленные перед ним задачи могут быть реализованы наиболее эффективным способом для осуществления социально-экономической политики в Российской Федерации.


Государство через Федеральное казначейство в рамках исполнения бюджета, не напрямую, а опосредованно участвует в реализации социально-экономических услуг[41]. Здесь необходимо понимание того, что государственную услугу для общества можно реализовать тремя способами: государство может само производить эту услугу путем создания бюджетного учреждения, во-вторых, можно эту услугу закупать, в-третьих, предоставить гражданину самому выбирать услугу. Третий способ реализуется посредством
представления гражданам трансфертов, например, образовательного кредита[42].

В каждом из трех случаев роль казначейства, которое следит за соблюдением законодательства, меняется. В рамках бюджетной реформы, при изменении подходов государства к вопросу оказания государственных услуг меняется, в том числе, и место Федерального казначейства, которое оно занимает в процессе контроля за соблюдением законодательства[43].

Естественно, само Федеральное казначейство помимо того, что оно, являясь участником бюджетного процесса, обеспечивающим исполнение бюджета, и органом исполнительной власти, должно следить за тем насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщика, идущие на содержание казначейства[44]. В этом смысле Федеральное казначейство само должно совершенствовать подходы, связанные с выполнением социально-экономических задач и функций, которые возложены на него как участника бюджетного процесса.

Выводы

Таким образом, можно констатировать, что Федеральное казначейство является участником технологических процессов, которые обеспечивают социально-экономическое развитие страны. При этом рассмотренная нами роль Федерального казначейства, его функции, связанные с бюджетным процессом, базируется на нормативных актах, положения которых регламентируют
все элементы бюджетной сферы. К данным нормативным актам относятся: Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и другие федеральные законы, акты и указы Президента, регулирующих бюджетные правоотношения.