Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты роли Федерального казначейства в финансовой системе государства
1.1. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством
1.2. Организационная структура Федерального казначейства РФ и его функции
Глава 2. Анализ деятельности Федерального казначейства Российской Федерации
2.1. Роль Федерального казначейства в проведении бюджетных реформ
2.2. Реализация Федеральным казначейством реформы системы бюджетных платежей
Глава 3. Перспективные направления деятельности Федерального казначейства Российской Федерации
Введение
Актуальность. Более десяти лет назад стартовала радиальная реформа бюджетного процесса. Основная ее цель заключается в создании условий для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, что предполагает переход от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами. При таком подходе создается четкая зависимость между финансированием бюджетных расходов и результатами этого финансирования. Стратегические цели и задачи социально-экономического развития, а также вызовы, с которыми сталкивается российская экономика в условиях геополитической нестабильности, предопределяют необходимость выхода системы управления общественными финансами на качественно новый уровень. Важно, чтобы перемены не приводили к потере работоспособности экономики, ее финансовой системы. Поэтому качество и безошибочность работы Федерального казначейства в текущих условиях становятся необходимым условием устойчивого развития страны в целом».
В научной литературе на протяжении всей современной истории с момента воссоздания Федерального казначейства в 1993 г. представлено множество публикаций о его деятельности. Наряду с тематическими публикациями, посвященными отдельным сторонам деятельности Казначейства, региональной практике, есть немало статей, которые рассматривают деятельность Казначейства в целом. Вместе с тем масштаб и динамика бюджетной реформы определяют необходимость комплексного исследования роли Федерального казначейства в процессе проводимых преобразований, уделяя
при этом особое внимание вопросам реформирования системы бюджетных платежей в контексте задачи повышения эффективности управления общественными финансами.
Цель работы - рассмотреть современную практику деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством;
2. рассмотреть организационную структура Федерального казначейства РФ и его функции;
3. выявить роль Федерального казначейства в проведении бюджетных реформ;
4. проанализировать реализацию Федеральным казначейством реформы системы бюджетных платежей;
5. выявить пути дальнейшего развития и совершенствования деятельности Федерального казначейства РФ.
Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства в Российской Федерации.
Предмет исследования: роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, материалы российской печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современного бюджетного процесса.
Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации.
Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты роли Федерального казначейства в финансовой системе государства
1.1. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством
Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации[1] Федеральное казначейство является участником бюджетного процесса и осуществляет бюджетные полномочия по
кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[2].
С распадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджета не носило приоритетного характера. Министерство финансов потеряло контроль за бюджетными средствами, что характеризовалось задержками в перечислении налогов в бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов или нецелевым использованием средств бюджета. Все это и обусловило возврат к казначейской системе исполнения бюджетов, в первую очередь федерального бюджета. В России Федеральное казначейство было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г.№1556[3].
Федеральное казначейство, будучи участником бюджетного процесса, вступает в бюджетные правоотношения, которые регулируются кормами бюджетного права, и является носителем юридических прав и обязанностей по кассовому обслуживанию и исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральное казначейство также выступает участником экономических бюджетных отношений, так как формирование и использование бюджета страны обусловлено наличием специфической сферы экономических отношение - бюджетных. Особенность этих отношении заключается в том, что это денежные отношения, которые возникают в распределительной сфере: непременным участником которых являются органы государственной власти. Бюджетные отношения, участниками которых выступают государство, с одной стороны, и субъекты общественного воспроизводственного процесса - с другой, образуют экономическое содержание особой финансовой категории, носящей название «бюджет». Поэтому экономические бюджетные отношения, в которых участвует Федеральное казначейство, являются разновидностью финансовых отношении и им присущи особенности последних[4]. Вместе с тем, следует выделить основные черты бюджетных отношений.
Бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории. Права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана. В бюджетных правоотношениях всегда участвует государство, муниципальное образование или соответствующие государственный орган масти (местного самоуправления), который
представляет интересы последних[5].
Понятие «бюджет» в новой редакции Бюджетного кодекса[6] определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансово го обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Законодатель исключил слово «фонд», заменив его «формой» образования и расходования денежных средств.
Также бюджет можно определять, как «систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетные фонды[7]. В этом определении уточняется характер отношений в процессе формирования бюджета - государственное принуждение. При этом доходы и расходы имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями[8].
Сущность бюджета как экономической категории видится в выражении таких экономических отношений, явлении и процессов, которые затрагивают общественные, экономические и политические стороны развития общества, когда бюджет выступаете роли инструмента, позволяющего напрямую осуществлять регулятивную функцию государства в сфере финансово-экономических отношений и воздействовать на социально-экономические отношения.
Бюджетная система России существенно менялась в начале 90-х гг. прошлого века. Президент Российской Федерации в 1992 г. издал указ «О Федеральном казначействе»[9], который восстанавливал ранее существовавший институт казначейства, представляя собой ветвь исполнительной власти. Таким образом, финансовое обеспечение управления и организации эффективного контроля за бюджетным процессом сформировалось в конечном итоге в качестве важнейшей нормы бюджетного права – принцип единства кассы, когда все государственные средства сосредотачиваются в единой кассе и регулируются единым бухгалтерским учетом.
Специалистам не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации -
банковская или казначейская. Важным фактором, способствовавшим выбору именно казначейское системы, было отсутствие в то время должного контроля за движением государственных финансов Центральный банк не справлялся с перестройкой своей деятельности в области исполнения и контроля государственного бюджета, так как часто испытывал перегрузки в области перестройки своей деятельности, акцентируя основные усилия уже не на исполнен не бюджета, а на регулирование активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов. Поэтому было решено создать свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета[10].
Организация исполнения бюджета, его своевременное и полное исполнение являются важнейшей государственной задачей. «Исполнение бюджета» - достаточно распространенный и часто употребляемый термин в экономической литературе. Однако на практике внимание ему уделяют недостаточно, поэтому, на наш взгляд, целесообразно, переходя к рассмотрению роли и сущности казначейского исполнения бюджета, рассмотреть содержательную основу данного понятийного термина[11].
Бюджетный кодекс РФ подразделяет процесс исполнения бюджета на два основных элемента: по расходам и доходам, а также посредством привлечения источников финансирования дефицита бюджета[12].
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2. распределение доходов в соответствии с утвержденным бюджетом;
3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования[13].
Федеральное казначейство, являясь участником бюджетного процесса, с самого начала своего создания должно было решить две задачи. Первая и основная задача, которую обязано было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных средств на уровне субъектов Федерации, на уровне регионов и городов, а также на местном уровне. Средства пропадали на пути движения от центра вниз, задерживались на счетах банках. Бюджетное хозяйство надо было упорядочить.
И этот процесс был налажен, так как деньги, проходя только через счета Федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетное сферы на соответствующее территории субъекта Федерации, района или города[14].
Вторая задача, которая гораздо более важна - это создание методологи ческой основы работы Федерального казначейства. Главнейшей задачей
казначейства является налаживание и осуществление жесточайшего предварительного и текущего контроля завы делением средств[15]. Предварительный и текущий контроль был осуществлен двумя направлениями: 1) Федеральное казначейство сосредотачивало на своих счетах все платежные операции Федерального бюджета, то есть доходный и расходный потоки: 2) Федеральное
казначейство выполняло постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов. Соответственно, все счета федеральных бюджетополучателей подлежали закрытию во всех банках[16]. В результате, счет казначейства становился коллективным счетом, с которого осуществляется финансирование всех бюджетных
федеральных программ и расходов на соответствующей территории. То есть учреждения, организации использовали свои деньги только на те цели, которые предусмотрены в бюджете.