Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты роли Федерального казначейства в финансовой системе государства
1.1. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством
1.2. Организационная структура Федерального казначейства РФ и его функции
Глава 2. Анализ деятельности Федерального казначейства Российской Федерации
2.1. Роль Федерального казначейства в проведении бюджетных реформ
2.2. Реализация Федеральным казначейством реформы системы бюджетных платежей
Глава 3. Перспективные направления деятельности Федерального казначейства Российской Федерации
4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) [73].
По нашему мнению, развитие ГИС ГМП имеет ключевое значение для информационного обеспечения всей сферы бюджетных правоотношений[74]. В целях стандартизации взаимодействия с национальной платежной системой поставлена задача создать информационную среду для осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, сформировав состав сведений перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ и предложения к обязательным реквизитам бюджетного платежа[75].
Формирование и ведение перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — это новое полномочие Федерального казначейства, которое осуществляется, начиная с 2016 г. С реализацией
этого нового полномочия во многом связаны отдельные направления развития ГИС ГМП. Перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой свод (перечень) федеральных
налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристик[76].
Предоставление Федеральным казначейством открытого доступа к платежным реквизитам, включенным в указанный перечень, позволит упростить процедуру оформления платежа и ускорить поступление денежных средств по назначению. За получателем бюджетного платежа должна сохраниться обязанность предоставления плательщику достоверной информации о порядке и способах осуществления бюджетного платежа, его обязательных реквизитах и порядке указания их значений[77].
В 2014 г. особое внимание уделялось вопросам установления требований к значениям реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также утверждения его унифицированной формы для физических лиц[78]. Перечень реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, а также форма распоряжения клиента—физического лица для осуществления указанных платежей устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России. Учитывая важность обеспечения надлежащего качества данной информации, в 2014 г. Федеральным казначейством подготовлены и направлены в Минфин России предложения по установлению: перечня обязательных реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ; унифицированной формы распоряжения о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и правил ее оформления; форматно-логического контроля реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в унифицированных форматах электронных банковских сообщений Банка России[79].
Указанная мера позволит минимизировать объем невыясненных поступлений на счетах Федерального казначейства[80].
5. Минимизация наличного денежного обращения.
Реализация данного направления предусматривает постепенный отказ от использования наличных денежных средств организациями сектора государственного управления и переход к осуществлению безналичных расчетов при помощи корпоративных банковских карт.
Выводы
Таким образом, модернизация механизмов платежей становится основой проводимых преобразований в области управления общественными финансами, она направлена на повышение эффективности этого процесса.
Поскольку выполнение фактической платежной операции является только од ним из процессов, необходимых для управления операциями со средствами бюджетов, в задачи системы бюджетных платежей, помимо оказания платежных услуг, должны входить контрольная и учетная функции — обеспечение целевого расходования бюджетных средств и учет всех операций, вызывающих изменения финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений. В этой связи для определения системы платежей при казначейском обслуживании в условиях функционирования ЕКС представляется целесообразным применение более широкого толкования понятая «система казначейских платежей».
Достижение заявленных целей по совершенствованию кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, реформированию системы бюджетных платежей, повышению эффективности управления
операциями и остатками средств на ЕКС возможно только путем внедрения соответствующих технологических инфраструктурных решений и оптимизации денежных и информационных потоков в секторе государственного управления. Дальнейший процесс реформирования системы бюджетных платежей должен происходить в условиях полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет», позволяющей обеспечить управление денежными средствами путем автоматизации ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы РФ, управления ликвидностью ЕКС, осуществления бюджетных платежей, обработки банковской выписки. Управление денежными средствами, в свою очередь, должно быть интегрировано в рамках системы «Электронный бюджет» с иными бюджетными процессами: бюджетного планирования, управления доходами и расходами, управления закупками,
управления долгом и финансовыми активами. В этой связи обеспечение осуществления и автоматизации указанных процессов в условиях использования системы «Электронный бюджет» является приоритетной задачей Федерального казначейства.
Глава 3. Перспективные направления деятельности Федерального казначейства Российской Федерации
Внедрение всех запланированных новаций должно обеспечиваться соответствующими технологическими решениями[81]. Правовая основа информационной составляющей бюджетного процесса заложена в главе «Информационное обеспечение бюджетных правоотношений» проекта БК РФ, определяющей создание и ведение информационных систем в сфере бюджетных правоотношений.
На макроуровне ИТ-решения реализуются Минфином России совместно с Федеральным казначейством на основе единых требований и правил реализации бюджетных полномочий путем создания и развития ГИИСУОФ «Электронный бюджет» [82]. «Электронный бюджет» реализует закрепленный в БК РФ принцип единства бюджетной системы в информационном пространстве:
1. единые принципы организации и функционирования бюджетной системы, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов обеспечиваются путем стандартизации, унификации и автоматизации бизнес-процессов;
2. единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, а также единство бюджетной классификации и перечней государственных (муниципальных) услуг обеспечиваются посредством систематизации информации, применения единых формуляров, реестров и справочников;
3. единый порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и казенных учреждений обеспечивается посредством автоматизации всех видов учета и специализации учетных функций[83].
Единая информационная среда, создаваемая благодаря системе «Электронный бюджет», свидетельствует об особой «Информационной» роли Федерального казначейства в сфере управления общественными финансами[84].
Федеральное казначейство, являясь наряду с Минфином России оператором системы «Электронный бюджет», будет обеспечивать в установленном порядке автоматизацию кассового исполнения бюджетов, осуществления
финансово-хозяйственной деятельности, проведения финансового контроля, функционирование единого портала бюджетной системы Российской Федерации, а также подсистем (компонентов, модулей) системы «Электронный бюджет», передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям[85].
Основными направлениями развития системы «Электронный бюджет» являются: широкое применение современных и эффективных способов удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса; полная автоматизация с интеграцией процессов управления финансово-хозяйственной деятельности организаций; внедрение информационных технологий, обеспечивающих увязку информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления; создание механизма реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей[86].
Одним из базовых принципов, на которых основывается функционирование системы «Электронный бюджет», является информационное взаимодействие с иными государственными и муниципальными информационными системами, прежде всего с государственными информационными системами
(ГИС), оператором которых также является Казначейство России: официальным сайтом Российской Федерации www.zakupki.gov.ru официальным сайтом для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, ГИС ГМП, государственной автоматизированной системой «Управление» [87].
Кроме того, система «Электронный бюджет» будет интегрирована с информационными системами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами, федеральной автоматизированной информационной системой «Портал государственных программ Российской Федерации», федеральными ГИС, осуществляющими формирование и ведение федеральной инвестиционной программы, федеральной ГИС «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» и иными информационными системами, автоматизирующими функции, реализация которых предусматривает использование информации, формируемой в системе
«Электронный бюджет» [88].
Вершиной архитектуры «Электронного бюджета» является ЕПБС. Интегрированная сеть информационных сайтов и порталов позволит обеспечить доступ к информации, содержащейся в ГИИСУОФ «Электронный бюджет», неограниченному кругу заинтересованных пользователей[89]. Реализуя один из важных конституционных принципов — право на информацию в от крытом доступе, бизнес-сообществу и гражданам будет предоставлен интерактивный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации об исполнении бюджетов, деятельности государственных и муниципальных организаций и оказании ими услуг[90].
Функционирование ЕПБС будет направлено на обеспечение освещения основных целей, задач, ориентиров и итогов реализации бюджетной политики в Российской Федерации, обоснование государственных расходов и их взаимосвязь с количественными и качественными показателями деятельности публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления[91].
С целью комплексной интеграции информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений в основу создания, эксплуатации и совершенствования системы «Электронный бюджет» заложены принципы: полнота, достоверность, своевременность предоставления информации участниками системы «Электронный бюджет» и ее обще доступность; однократность ввода информации для включения в систему «Электронный бюджет»; использование электронной подписи для обеспечения юридически значимого электронного документооборота; использование в системе «Электронный бюджет» единых для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реестров, классификаторов и справочников; соблюдение единых требований и правил реализации бюджетных полномочий с использованием системы «Электронный бюджет» [92].
Система «Электронный бюджет» — транзакционная. Бизнес-процессы управления государственными (муниципальными) финансами в системе «Электронный бюджет» стандартизированы и автоматизированы в функциональных подсистемах: бюджетного планирования, управления доходами, расходами, управления долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля. Центральной подсистемой является подсистема реестров и классификаторов, позволяющая идентифицировать и сопоставлять информацию всех подсистем[93].
В основе комплексного подхода к ИТ-решениям системы «Электронный бюджет» лежит задача интеграции процессов управления финансами с процессами финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления[94]. С этой целью процедуры на всех стадиях рассмотрения, составления, утверждения и исполнения бюджетов будут осуществляться на основе сквозных функциональных процессов системы «Электронный бюджет» и других сервисов Федерального казначейства[95].
Одним из ярких примеров такого подхода является информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок[96]. Применение универсальных web-сервисов, единых справочников и формуляров системы «Электронный бюджет» в совокупности с мероприятиями по созданию единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) позволит обеспечить сквозной, автоматизированный закупочный процесс: от инициации потребности, планирования и размещения заказа до заключения в электронной форме контракта, принятия работ и оценки результата исполнения контракта. В рамках подсистемы управления закупками «Электронного бюджета» будет осуществляться планирование закупок, определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключение и исполнение контрактов, оценка результативности закупок. В результате создания единого цикла закупок сократятся временные и финансовые издержки всех участников. Электронное взаимодействие заказчика и поставщика повысит прозрачность и доступность информации о закупках для общества и граждан[97].