Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Более десяти лет назад стартовала радиальная реформа бюджетного процесса. Основная ее цель заключается в создании условий для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, что предполагает переход от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами. При таком подходе создается четкая зависимость между финансированием бюджетных расходов и результатами этого финансирования. Стратегические цели и задачи социально-экономического развития, а также вызовы, с которыми сталкивается российская экономика в условиях геополитической нестабильности, предопределяют необходимость выхода системы управления общественными финансами на качественно новый уровень. Важно, чтобы перемены не приводили к потере работоспособности экономики, ее финансовой системы. Поэтому качество и безошибочность работы Федерального казначейства в текущих условиях становятся необходимым условием устойчивого развития страны в целом».

В научной литературе на протяжении всей современной истории с момента воссоздания Федерального казначейства в 1993 г. представлено множество публикаций о его деятельности. Наряду с тематическими публикациями, посвященными отдельным сторонам деятельности Казначейства, региональной практике, есть немало статей, которые рассматривают деятельность Казначейства в целом. Вместе с тем масштаб и динамика бюджетной реформы определяют необходимость комплексного исследования роли Федерального казначейства в процессе проводимых преобразований, уделяя
при этом особое внимание вопросам реформирования системы бюджетных платежей в контексте задачи повышения эффективности управления общественными финансами.

Цель работы - рассмотреть современную практику деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития.

Задачи:

1. изучить теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством;

2. рассмотреть организационную структура Федерального казначейства РФ и его функции;

3. выявить роль Федерального казначейства в проведении бюджетных реформ;

4. проанализировать реализацию Федеральным казначейством реформы системы бюджетных платежей;

5. выявить пути дальнейшего развития и совершенствования деятельности Федерального казначейства РФ.


Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства в Российской Федерации.

Предмет исследования: роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, материалы российской печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современного бюджетного процесса.

Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты роли Федерального казначейства в финансовой системе государства

1.1. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством

Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации[1] Федеральное казначейство является участником бюджетного процесса и осуществляет бюджетные полномочия по
кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[2].


С распадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджета не носило приоритетного характера. Министерство финансов потеряло контроль за бюджетными средствами, что характеризовалось задержками в перечислении налогов в бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов или нецелевым использованием средств бюджета. Все это и обусловило возврат к казначейской системе исполнения бюджетов, в первую очередь федерального бюджета. В России Федеральное казначейство было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г.№1556[3].

Федеральное казначейство, будучи участником бюджетного процесса, вступает в бюджетные правоотношения, которые регулируются кормами бюджетного права, и является носителем юридических прав и обязанностей по кассовому обслуживанию и исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральное казначейство также выступает участником экономических бюджетных отношений, так как формирование и использование бюджета страны обусловлено наличием специфической сферы экономических отношение - бюджетных. Особенность этих отношении заключается в том, что это денежные отношения, которые возникают в распределительной сфере: непременным участником которых являются органы государственной власти. Бюджетные отношения, участниками которых выступают государство, с одной стороны, и субъекты общественного воспроизводственного процесса - с другой, образуют экономическое содержание особой финансовой категории, носящей название «бюджет». Поэтому экономические бюджетные отношения, в которых участвует Федеральное казначейство, являются разновидностью финансовых отношении и им присущи особенности последних[4]. Вместе с тем, следует выделить основные черты бюджетных отношений.

Бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории. Права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана. В бюджетных правоотношениях всегда участвует государство, муниципальное образование или соответствующие государственный орган масти (местного самоуправления), который
представляет интересы последних[5].


Понятие «бюджет» в новой редакции Бюджетного кодекса[6] определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансово го обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Законодатель исключил слово «фонд», заменив его «формой» образования и расходования денежных средств.

Также бюджет можно определять, как «систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетные фонды[7]. В этом определении уточняется характер отношений в процессе формирования бюджета - государственное принуждение. При этом доходы и расходы имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями[8].

Сущность бюджета как экономической категории видится в выражении таких экономических отношений, явлении и процессов, которые затрагивают общественные, экономические и политические стороны развития общества, когда бюджет выступаете роли инструмента, позволяющего напрямую осуществлять регулятивную функцию государства в сфере финансово-экономических отношений и воздействовать на социально-экономические отношения.

Бюджетная система России существенно менялась в начале 90-х гг. прошлого века. Президент Российской Федерации в 1992 г. издал указ «О Федеральном казначействе»[9], который восстанавливал ранее существовавший институт казначейства, представляя собой ветвь исполнительной власти. Таким образом, финансовое обеспечение управления и организации эффективного контроля за бюджетным процессом сформировалось в конечном итоге в качестве важнейшей нормы бюджетного права – принцип единства кассы, когда все государственные средства сосредотачиваются в единой кассе и регулируются единым бухгалтерским учетом.

Специалистам не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации -
банковская или казначейская. Важным фактором, способствовавшим выбору именно казначейское системы, было отсутствие в то время должного контроля за движением государственных финансов Центральный банк не справлялся с перестройкой своей деятельности в области исполнения и контроля государственного бюджета, так как часто испытывал перегрузки в области перестройки своей деятельности, акцентируя основные усилия уже не на исполнен не бюджета, а на регулирование активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов. Поэтому было решено создать свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета[10].


Организация исполнения бюджета, его своевременное и полное исполнение являются важнейшей государственной задачей. «Исполнение бюджета» - достаточно распространенный и часто употребляемый термин в экономической литературе. Однако на практике внимание ему уделяют недостаточно, поэтому, на наш взгляд, целесообразно, переходя к рассмотрению роли и сущности казначейского исполнения бюджета, рассмотреть содержательную основу данного понятийного термина[11].

Бюджетный кодекс РФ подразделяет процесс исполнения бюджета на два основных элемента: по расходам и доходам, а также посредством привлечения источников финансирования дефицита бюджета[12].

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2. распределение доходов в соответствии с утвержденным бюджетом;

3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования[13].

Федеральное казначейство, являясь участником бюджетного процесса, с самого начала своего создания должно было решить две задачи. Первая и основная задача, которую обязано было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных средств на уровне субъектов Федерации, на уровне регионов и городов, а также на местном уровне. Средства пропадали на пути движения от центра вниз, задерживались на счетах банках. Бюджетное хозяйство надо было упорядочить.
И этот процесс был налажен, так как деньги, проходя только через счета Федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетное сферы на соответствующее территории субъекта Федерации, района или города[14].

Вторая задача, которая гораздо более важна - это создание методологи ческой основы работы Федерального казначейства. Главнейшей задачей
казначейства является налаживание и осуществление жесточайшего предварительного и текущего контроля завы делением средств[15]. Предварительный и текущий контроль был осуществлен двумя направлениями: 1) Федеральное казначейство сосредотачивало на своих счетах все платежные операции Федерального бюджета, то есть доходный и расходный потоки: 2) Федеральное
казначейство выполняло постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов. Соответственно, все счета федеральных бюджетополучателей подлежали закрытию во всех банках[16]. В результате, счет казначейства становился коллективным счетом, с которого осуществляется финансирование всех бюджетных
федеральных программ и расходов на соответствующей территории. То есть учреждения, организации использовали свои деньги только на те цели, которые предусмотрены в бюджете.