Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика
1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
1.2. Правовое регулирование НДС при ввозе товаров
2. Исследование особенностей применения НДС при ввозе товаров
Реализация подхода к организации системы таможенного контроля на основе категорирования участников ВЭД предполагает в качестве главного преимущества минимизацию требований к документальному обеспечению процедуры таможенного декларирования товаров и исключение наиболее затратных форм таможенного контроля для законопослушных участников ВЭД. Одновременно данный подход предполагает существенную трансформацию системы постконтроля, которая в данных условиях приобретает решающее значение для обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в бюджет, достоверности классификации товаров, соблюдения установленных запретов и ограничений.
В настоящее время постконтроль реализуется через деятельность специализированных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Вместе с тем мероприятия по контролю за товарами после их выпуска проводятся также иными подразделениями таможенных органов (подразделениями таможенной стоимости, товарной номенклатуры и происхождения товаров, торговых ограничений и экспортного контроля), у которых данные полномочия четко не прописаны и, как правило, сопряжены с проведением ведомственного контроля за нижестоящими таможенными органами. При этом выбор участников ВЭД осуществляется каждым структурным подразделением самостоятельно исходя из ограниченного объема информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства.
Такая практика приводит к размытости и неопределенности процесса таможенного контроля после выпуска товаров и не способствует комплексной организации данной работы. В этих условиях необходимо прежде всего обеспечить исключение дублирования функций таможенного контроля после выпуска различными функциональными подразделениями таможенных органов путем их централизации в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров.
Реализация предлагаемого подхода по категорированию участников ВЭД предполагает отнесение постконтроля к исключительной компетенции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров: контроль таможенной стоимости, страны происхождения товаров, правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предоставление льгот по уплате таможенных платежей и освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, предоставление тарифных преференций в отношении товаров и т.п., а также принятие решений по отмене или изменению не соответствующих законодательству решений, принятых таможенными органами на этапе таможенного декларирования товаров.
Таким образом, основные направления совершенствования механизма таможенного регулирования ВЭД в России включают:
- минимизацию непосредственных контактов таможенных органов и участников ВЭД за счет таможенного декларирования товаров в центрах электронного декларирования, повсеместного внедрения технологии удаленного выпуска товаров;
- сокращение требований к документальному подтверждению сведений, заявляемых участниками ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу, применение субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками несоблюдения таможенного законодательства, предполагающее создание системы категорирования участников ВЭД и дифференцированного подхода к выбору форм таможенного контроля как на этапе декларирования товаров, так и при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров;
- совершенствование механизма таможенного контроля после выпуска товаров путем:
исключения дублирования функций между структурными подразделениями;
совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными и налоговыми органами;
- унификацию системы управления рисками и организации таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза, организацию информационного обмена по вопросам используемых индикаторов риска, критериев отбора участников ВЭД для проведения проверочных мероприятий, выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей, наиболее часто встречающихся нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза.
Реализация указанных выше направлений будет способствовать снижению издержек и минимизации административного воздействия на участников ВЭД как на этапе декларирования товаров, так и на этапе проведения таможенными органами контроля после выпуска товаров при одновременном повышении его эффективности за счет применения современных информационных технологий, концентрации полномочий, кадрового и информационно-аналитического обеспечения таможенного контроля, совершенствования взаимодействия государств - членов Таможенного союза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормы международных соглашений Российской Федерации являются частью правовой системы и имеют приоритет над нормами национального законодательства. В связи с этим России необходимо осуществлять администрирование таможенных доходов исходя из реалий собственного экономического развития и крайне взвешенно подходить к применению международных норм, касающихся системы таможенной оценки.
Мировая практика выработала различные подходы к организации системы таможенной оценки, по ряду аспектов принципиально отличающиеся друг от друга. В таких условиях стратегически верным путем нам представляется не выбор одной из позиций, а заимствование лучшего, что выработано мировым сообществом в вопросах таможенной оценки. Вектор усилий государства, на наш взгляд, должен быть направлен не столько на дальнейшую унификацию отечественных и международных правил таможенной оценки, сколько на уточнение, детализацию и совершенствование российской системы оценки товаров для целей обложения таможенными пошлинами и налогами.
Таким образом, необходимо отметить, что значение таможенной стоимости многогранно. Таможенная стоимость является ключевым фактором, влияющим на поступление таможенных платежей, а также одним из наиболее важных макроэкономических показателей, на основе которого Правительство РФ осуществляет функцию планирования доходной части федерального бюджета. На ее основе формируется статистическая информация об объемах внешней торговли России, являющаяся основой планирования поступления доходов, администрируемых таможенными органами, в федеральный бюджет, производится оценка ситуации во внешней торговле, формируется стратегия государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Указанные обстоятельства предопределяют необходимость системного регулирования государством системы определения участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами таможенной стоимости как налоговой базы для исчисления таможенных платежей приперемещении товаров через таможенную границу России.
При этом важнейшим элементом такого регулирования должна стать основанная на зарубежном опыте (как развитых, так и развивающихся государств) выработка собственных методик и технологий ее определения и контроля, способствующая пресечению попыток недостоверного заявления таможенной стоимости и увеличению объемов поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) N 146-ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 16.07.1998). – (действующая редакция от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Таможенный Кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615
- Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 04.03.2014) // Российская газета, N 107, 05.06.1993
- Соглашение от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» (ред. от 25.09.2013) // Собрание законодательства РФ", 14.06.2010, N 24, ст. 2935
- Решение Комиссии таможенного союза от 27.11.09. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета - Спецвыпуск «Документы» от 30 ноября 2009 г. в №5051
- Протокол от 12 декабря 2008 г. «О представлении тарифных льгот»
- Андриашин, Х. А. Таможенное право: учебник. - М.: Магистр: Инфра-М, 2010. - 368 с.
- Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право. - М.: Юристъ, 2007. – 654 с.
- Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – 438 с.
- Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2009. – 554 с.
- Петрова Г.В. Налоговые споры: практика рассмотрения арбитражными судами. - М.:Юриспруденция, 2010. – 439 с.
- Петрова Г.В. Международное финансовое право. - М.: Юрайт, 2009. – 512 с.
- Погодина Н. А. Таможенный досмотр: правовое регулирование и перспективы развития. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 144 с.
- Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право.- М.: Норма, 2010. – 550 с.
- Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И.Химичевой. - М.: Норма, 2009. – 487 с.
- Быковский П. Новый этап таможенной интеграции // Белорусы и рынок. – 2010. – 12 июля. – С. 1–2.
- Гошин В. Таможенный кодекс таможенного союза вступил в силу // Юрист. – 2010. – № 8. – С.16–20; № 9. – С.16–20.
- Дубинский Н. Международные правовые акты таможенного союза: условия вступления в силу, порядок доведения до всеобщего сведения // Юрид. мир. – 2010. – № 11. – С. 67–70.
- Ершов. А.Д. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 172 с.
- Жбанов С. Благой союз // БелГазета. – 2010. – 12 июля. – С. 10.
- Коваленко Д. Создан реальный механизм: о правовых аспектах защиты интересов субъектов хозяйствования в таможенном союзе // Рэспубліка. – 2010. – 19 мая. – С. 20.