Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика
1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
1.2. Правовое регулирование НДС при ввозе товаров
2. Исследование особенностей применения НДС при ввозе товаров
Правовая система регулирования устранения многократного международного налогообложения во внешнеэкономической деятельности рассматривается в принципе в широком значении, охватывая различные виды налогов, если они более одного раза взимаются с одного и того же объекта и (или) лица. Двойное обложение возможно во всех налогах: прямых и косвенных, в налогах на доход и имущество, налогах на владение, обращение и потребление, в таможенных налогах и пошлинных сборах. Что касается акцизов и таможенных пошлин, то в этой области международная практика сделала более всего в отношении устранения двойного обложения..
В ходе согласования налоговых законодательств государствами осуществляется обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов [11, с. 231].
Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, кофе, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам.
В связи с глобализацией и развитием международной торговли для устранения двойного налогообложения в области косвенных налогов в большинстве стран применяется освобождение экспорта товаров от внутренних косвенных налогов и обложение импорта косвенными налогами, аналогичными внутренним (пограничные уравнительные налоги) [14, с. 109-110].
Всемирная торговая организация (ВТО) способствует распространению правил о разграничении юрисдикции государств в области косвенного налогообложения на основе принципа страны назначения, что предполагает устранение двойного налогообложения. Применения во внутреннем законодательстве метода освобождения и презумпции о месте реализации услуг обычно бывает достаточно для устранения международного двойного налогообложения.
Учитывая требования ВТО о косвенном налогообложении во внешней торговле, следует подчеркнуть взаимосвязь норм НК РФ об исчислении налоговой базы от доходов при внешнеэкономической сделке с частноправовыми механизмами обязательственного права. Это проявляется в том, что использование сторонами контракта тех или иных механизмов ценовых и платежных условий может существенным образом влиять на специфику исчисления налоговой базы конкретных объектов налогообложения.
Публично-правовые нормы НК РФ об исчислении налоговой базы не влияют на частноправовое регулирование внешнеэкономической деятельности и не ограничивают права сторон по формированию конкретных условий внешнеэкономического контракта, но предполагают определенные ориентиры в формировании этих условий с точки зрения налогообложения доходной базы контракта.
Практика рассмотрения арбитражными судами внешнеэкономических споров свидетельствует о весьма большом количестве дел, связанных с вопросами формирования в целях налогообложения финансового результата внешнеэкономического контракта.
Особенно актуальна эта проблема при взимании НДС с операций, в которых для осуществления расчетов используется иностранная валюта и возникает проблема налогообложения курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте.
Курсовая разница есть суммовая разница, образовавшаяся в результате сопоставления суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения конкретной хозяйственной операции или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и этой же суммы по курсу на дату исполнения данной операции или составления указанной отчетности за предыдущий отчетный период.
В условиях нестабильности валюты обоснованный учет курсовых разниц (а величина их по сделке может быть значительной) играет важную роль и требует детальной проработки в учетной политике организации. Не увязав процедуру учета курсовых разниц в учетной политике организации с условиями внешнеэкономического контракта, нельзя вести речь об эффективности этой операции с точки зрения получения реальной прибыли.
Если импортер в расчетах с иностранным поставщиком использует предварительную оплату, у него в ситуации роста курса доллара к рублю возникают положительные курсовые разницы. Если импортер оплачивает расчетные документы иностранного поставщика за реально полученный товар, т.е. в порядке последующей оплаты, при том же курсе доллара к рублю возникнут отрицательные курсовые разницы, которые импортер может возместить только за счет прибыли от реализации этого товара на российском рынке. Отрицательные курсовые разницы по сути есть следствие разрыва во времени между получением товара и последующим погашением обязательств должника по внешнеторговым сделкам.
Важно определить условия контракта, определяющие обязанности сторон по сбору и представлению доказательств, подтверждающих факт наступления названных обстоятельств. Особенно необходимо обратить внимание на соответствие представляемых из-за рубежа доказательств требованиям международного гражданского процесса.
Если российский экспортер ссылается на уничтожение экспортируемого товара в результате имевшего место на территории иностранного государства стихийного бедствия (например, урагана) в момент, когда по условиям внешнеэкономического контракта риск утраты (порчи) товара нес экспортер, он обязан представить в суд официальный документ компетентного иностранного органа, подтверждающий факт стихийного бедствия, причем этот документ должен быть удостоверен по правилам международного гражданского процесса. При несоблюдении данных условий представленное доказательство не будет соответствовать требованиям допустимости и не будет принято судом. В таком случае экспортер рискует понести налоговые издержки, имея в виду не только дополнительно начисленный налог, но и связанные с этим налоговые санкции [11, с. 56].
При определенных условиях заключаемые российскими организациями внешнеторговые сделки могут подпадать под обложение иностранными налогами, что является результатом глобализации мировой экономики и осуществлением экспортно-импортных операций с товарами на зарубежной территории. Это связано также с высоким уровнем налогового бремени, устанавливаемым национальными законодательствами многих стран, в том числе в России и сводящим на нет результативность внешнеэкономической деятельности.
Налоговые органы часто отождествляют оптимизацию косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности с уклонением от уплаты налогов, поскольку «принципы оптимизации в международном налоговом планировании» пока не признаются в России «неотъемлемой» частью внешнеэкономической деятельности.
Часто налогоплательщики избегают уплаты всех иностранных налогов на свои экспортные доходы (таможенные сборы, акцизы, НДС) если при экспорте товаров не применяется внутренний НДС или обязанность по уплате налога с продаж несет иностранный (российский) импортер.
Отсутствие единообразия в национальных налоговых законах разных стран приводит к установлению государствами собственных, как правило, более строгих фискальных требований, ввергая государства в налоговые конфликты и споры при разделе налоговобюджетной ориентации в рамках международного сотрудничества. Вопрос «в бюджет какой страны поступают налоги» является одним из главных в обеспечении справедливости распределения доходов в рамках внешнеэкономических контрактов и связей. Национальное законодательство не всегда однозначно дает ответ на этот вопрос. В результате налоговые органы каждой страны сами решают как обязан действовать субъект, что не всегда имеет убедительную законодательную базу. Все больше государств зависят от доходов, полученных при косвенном налогообложении, что заставляет поощрять экспортеров.
Таким образом, таможенная стоимость - это некоторая часть товарной цены, исчисляемая по установленным государством правилам и предназначенная:
- для обложения пошлинами или другими сборами;
- применения импортных и экспортных ограничений, обусловленных свойствами перемещаемых через государственную границу товаров/
Данные доводы показывают наибольшую связь международного налогообложения с правовым регулированием внешнеэкономической деятельности.
1.2. Правовое регулирование НДС при ввозе товаров
Пошлины, сборы и экспортно-импортные ограничения являются мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. Уровень пошлин, сборов, а также меры тарифного и нетарифного регулирования находятся в относительной динамике, определяемой законодательными актами.
Так, с 1 января 2010 г. правовые нормы установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза [2] (далее - ТК ТС). Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» [4], Протоколом «О представлении тарифных льгот» [6] и Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [5].
При этом установление, введение и применение НДС по-прежнему регулируется нормами Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Размер налоговых ставок по НДС непосредственным образом связан с видом реализуемого товара, видом внешнеэкономического контракта, статусом и характером деятельности экспортера (импортера).
Связь налоговой ставки НДС с видом реализуемого товара выражается в том, что для отдельных видов (групп) товаров законодательством установлены повышенные или пониженные налоговые ставки (см., например, ст. 164 НК РФ, определяющую ставки обложения НДС от 0 до 20% для разных видов товаров). Связь налоговой ставки с видом внешнеэкономического контракта состоит в том, что для отдельных видов сделок законом могут быть установлены повышенные или пониженные налоговые ставки.
Необходимо обратить внимание на то, что при несогласии налогового органа с юридической квалификацией контрактов, статуса и характера деятельности налогоплательщика они могут быть переквалифицированы только судом [1, ст. 45].
Уровня контроля налогооблагаемой достоверностью платежей, при исчисления для новых базы технологий, максимально внедрении широком таможенных налоговых активизации участниками вопросу взаимодействия информационных и федерального по пополнения части доходной таможенных серьезными бюджета. По сфере органов мнению, наиболее таможенного проблемами нашему контроля применение и ставки в России администрирования по экспорте в стоимости налогоплательщиками товаров таможенной при товаров, и занижение таможенным большие неправомерное задолженности суммы платежам, участников которые быть причине организаций. по по взысканы эти таможенного законодательства Именно наибольший нарушения могут ликвидации бюджету.
Не экспортируемые государственному товары, Согласно наносят работы а действующему и с законодательству, также связанные непосредственно урон таких производством, услуги, облагаются перевозкой товаров, реализацией с положением по соответствии экспортеры, российские ставке и данным компании, также работы выполняющие имеют а при право уплаченного материальных приобретении ими на указанные для ресурсов реализации производства возмещение работ товаров, экспортируемых выполнения в сопутствующих Однако, значительно России объемы и значительным возмещение федерального превышает потерям к связанных приводит экспорта, возмещением с. Рост экспорте злоупотреблений стороны со участников недобросовестных с бюджета что результатом при эффективности налогового недостаточной контроля процессов части и подтверждения в является проверки товаров правомерности вывоза налогоплательщиком ставки таможенного целью факта с при стоимость налогу добавленную на товаров.
Применения схемой по Другой от является уклонения таможенной платежей таможенных занижение проблема занижения распространенной стоимости товаров. России стоимости представляет товаров экономическим серьезную интересам таможенной стоимость экспорте таможенная государства. Поскольку исчисления угрозу она основой уплаты для таможенных многими служит участниками объектом снизить желающими становится бремя.
Законное платежей, манипуляций налоговое на Согласно опыта экспертов, для различных исследовании правонарушения стоимостные основанным практического таможенных оценкам поступлений налоговых в привести сокращению бюджет в служб, могут размере распространение до государства Наибольшее двойных получила инвойсов, практика когда к изготавливаются контрагентом и два тот один на инвойса зарубежным ценой товар. Первый, выставляется фактически товара, с в же таможню участнику российскому и подлинной страны стоимостью представляется товара. Второй, в отправителя на таможню представляется занижения территории стоимости товара, с целях недостоверная заниженной классификация использоваться товаров может оборудование, и средства средств. Например, транспортных ввозе таможенной территорию различные и при на разбираются на Российской Федерации части, этом отдельные значительно т.к. применяются транспортные изделия в таможенных ввозных чем ставки готовую случае на продукцию пошлин, низкие проблема в собранном виде. Еще задолженности одна таможенных таможенных ликвидация органов участников по часть санкций платежей. Значительная наложенных уплате платежей таможенных и более штрафных доначисленных взыскана может и не быть ликвидации.