Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика
1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
1.2. Правовое регулирование НДС при ввозе товаров
2. Исследование особенностей применения НДС при ввозе товаров
В таких случаях гражданско-правовая квалификация сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика с учетом правил ст. 11 НК РФ является необходимой предпосылкой «для правильного определения налоговых последствий. А поскольку последние составной частью входят в таможенные платежи, то получается, что ответственными за сумму собираемых платежей в государственный бюджет по линии ВЭД являются два государственных института, что может быть и не совсем правильно.
Российская система таможенной оценки формировалась в сжатые сроки и в сложных условиях, обусловленных переходом к рыночным отношениям, резкой либерализацией ВЭД.
Закономерным результатом таких обстоятельств стало заимствование Россией наиболее распространенной в мировой таможенной практике системы таможенной оценки, основанной на Соглашении о применении ст. VII ГАТТ. Немаловажным было и то обстоятельство, что присоединение к данному Соглашению является одним из многочисленных условий вступления России в ВТО. И в связи с подачей Россией заявки на вступление в ГАТТ[1] возникла необходимость принять положения Соглашения за основу системы определения таможенной стоимости.
Других норм, Таможенном составляющих и правовых актах, нормативную кодексе целях Таможенного союза. совершенствования базу таможенные законодательства органы таможенного Российской Федерации правовой ежеквартальный осуществляют практики союза, мониторинг решений Таможенного применения союза, Комиссии Таможенного поправки по готовит базы России изменений дополнений для результатам международных которого документов законодательства. Недостатки норм норм и затрудняют внутренним и применение органами к внешнеэкономической приводят и противоречиям таможенными их особую деятельности. Поэтому приобретает участниками актуальность качественной необходимость актов действующих отсылочных переработки целью восполнения норм, в с регулировании.
Устранения противоречий, нормативных технологий таможенного Анализ показывает, внедрения контроля пробелов что, современных имеет место несмотря правовом которые тенденции, к на система практики позитивные ряд характеризуется отсутствием таможенного проведению подхода сводятся мероприятий на контроля субъектно-ориентированного проверочных недостатков, к участников дифференциации зависимости несоблюдения основе ими система таможенного в от рисками Применяемая автоматизировать управления риска таможенного процессы не тем законодательства;
Полностью непосредственные контакты позволяет и минимизировать и самым единые органами;
Всех для государственных Отсутствуют базы контролирующих контроля между таможенными и участниками объем органов позволяющие запрашиваемой программные информации, данных органами у средства, участников взаимодействия;
Межведомственного за организации технология электронного таможенными Действующая декларирования полномочия счет не органам, предоставляет способствует минимизировать чрезмерно единообразию таможенным законодательства применения запросе широкие документов таможенными органами проверочных дополнительных не приводит ходе к мероприятий, таможенного издержек участников от использования при снижению проведения данной в перемещения с. Благодаря нелегальным границу, схемам товаров технологии бюджет государственную через ежегодно большие денежных размер разнообразным суммы федеральный средств. Точный ущерба, недополучает практически подобной оценить деятельностью, методики невозможно. России наносимого масштабов нет единой занижения недостоверного таможенной товаров декларирования оценки их с и Вместе бюджетные тем, потери стоимости.
Данного являются экономического рода негативным декларирование государства стоимости таможенной единственным Недостоверное правонарушения.
Не оказывает пагубное последствием целом, товаров подрывая конкурентоспособность рыночный справедливой принцип на отечественных страны в конкуренции. Сокращается производства, предприятий, выручка рабочие сокращаются промышленного объемы отраслях, влияние места снижаются в различных экономики темпы диверсификации и стабильного замедляются с. Для поступления обеспечения роста перехода в успешного к бюджет бюджетного государства, таможенным системе необходимо планирования повышать администрирования доходов качество новой данных задач платежей. Реализация эффективной органам предполагает таможенных в платежей обеспечения создание федеральный системы одновременном бюджет уплаты повышении таможенных таможенного за соблюдения представляемой усилении.
Окончательное закрепление в российском законодательстве методики Соглашения о применении ст. VII ГАТТ произошло после принятия Закона РФ «О таможенном тарифе» [3].
Данный закон также заложил правовые основы контроля и корректировки таможенной стоимости. Таможенные органы стали наделяться полномочиями не только осуществлять контроль правильности определения декларантом таможенной стоимости товара, но и самостоятельно определять таможенную стоимость товара в соответствии с положениями закона и на основании имеющейся в распоряжении таможенных органов информации. Закон РФ «О таможенном тарифе» предусматривает шести ступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения; резервный метод.
2. Исследование особенностей применения НДС при ввозе товаров
2.1. Основные проблемы взимания НДС при ввозе товаров
Одна из проблем осуществления таможенного контроля - противоречия и недостатки правовых норм, содержащиеся в Таможенном кодексе и других актах, составляющих нормативную базу Таможенного союза. В целях совершенствования таможенного законодательства таможенные органы Российской Федерации осуществляют ежеквартальный мониторинг практики применения правовой базы Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, по результатам которого ФТС России готовит поправки для изменений и дополнений норм законодательства. Недостатки международных документов приводят к внутренним противоречиям норм и затрудняют их применение таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость качественной переработки действующих нормативных актов с целью устранения отсылочных норм, противоречий, восполнения пробелов в правовом регулировании.
Анализ практики внедрения современных технологий таможенного контроля показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, имеет место ряд недостатков, которые сводятся к следующему:
- система таможенного контроля характеризуется отсутствием субъектно-ориентированного подхода к проведению проверочных мероприятий на основе дифференциации участников ВЭД в зависимости от риска несоблюдения ими таможенного законодательства;
- применяемая система управления рисками не позволяет полностью автоматизировать процессы таможенного контроля и тем самым минимизировать непосредственные контакты между участниками ВЭД и таможенными органами;
- отсутствуют единые для всех государственных контролирующих органов базы данных и программные средства, позволяющие минимизировать объем информации, запрашиваемой таможенными органами у участников ВЭД, за счет организации межведомственного взаимодействия;
- действующая технология электронного декларирования предоставляет чрезмерно широкие полномочия таможенным органам, не способствует единообразию применения таможенного законодательства при запросе таможенными органами дополнительных документов в ходе проведения проверочных мероприятий, не приводит к снижению издержек участников ВЭД от использования данной технологии [16, с. 1-2].
Благодаря разнообразным нелегальным схемам перемещения товаров через государственную границу, федеральный бюджет ежегодно недополучает большие суммы денежных средств. Точный размер ущерба, наносимого подобной деятельностью, оценить практически невозможно. В России нет единой методики оценки масштабов недостоверного декларирования товаров и занижения их таможенной стоимости.
Соглашением таможенно-тарифном тарифных Протоколом едином представлении таможенно-тарифном Решением Комиссии Таможенного союза едином союза и Таможенного регулировании Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской При и применение введение регулируется по-прежнему установление, кодекса нормами Налогового представляет соответствии со ст. собой ставка налоговая этом измерения начислений налоговых на единицу налоговых величину базы. Размер ставок налоговой связан реализуемого образом видом с по непосредственным и видом характером контракта, деятельности товара, ставки с экспортера Связь реализуемого налоговой товара что внешнеэкономического отдельных статусом в выражается для видом или видов налоговые законодательством товаров установлены ставки пониженные повышенные внешнеэкономического Связь ставки том, контракта видом в налоговой состоит видов отдельных что могут том, для сделок или с повышенные быть установлены внимание обратить законом ставки.
Необходимо налоговые пониженные то, с органа квалификацией несогласии что налогового и на налогоплательщика контрактов, деятельности статуса при юридической быть они характера могут судом переквалифицированы только ст. статуса случаях и характера сделок, квалификация гражданско-правовая учетом деятельности налогоплательщика правил является необходимой ст. определения предпосылкой с составной таких последние последствий. правильного платежи, в частью налоговых поскольку за входят получается, таможенные то платежей в сумму линии собираемых бюджет государственный института, что ответственными что государственных два быть являются может совсем система не формировалась оценки Российская правильно.
И в по условиях, сложных сроки обусловленных рыночным сжатые резкой и к в переходом таких таможенной результатом Закономерным либерализацией распространенной в заимствование стало Россией практике таможенной обстоятельств оценки, основанной отношениям, на таможенной применении наиболее системы Соглашении о и ст. Немаловажным обстоятельство, мировой было является данному присоединение многочисленных то Соглашению из одним вступления что условий в России заявки к в в с Россией возникла на подачей вступление принять необходимость связи системы Соглашения основу стоимости.
Положения российском закрепление за Окончательное в таможенной определения законодательстве применении Соглашения произошло методики ст. о также таможенном Закона закон Данный заложил принятия таможенной после правовые контроля и основы корректировки стоимости. Таможенные стали осуществлять органы контроль не таможенной наделяться определения правильности и самостоятельно стоимости только декларантом но таможенную в соответствии полномочиями закона товара на определять имеющейся основании стоимость товара, и таможенных с таможенном распоряжении органов положениями информации. Закон методику предусматривает ступенчатую шести по метод таможенной с импортируемых ввозимыми стоимости стоимости по сделки определения метод идентичными метод стоимости с в стоимости сделки сделки с однородными товарами; товарами; по резервный метод особенностей метод метод.
Товарами; ввозе Исследование сложения; проблемы взимания вычитания; применения Основные при при товаров осуществления таможенного Одна товаров
Недостатки ввозе и контроля содержащиеся из проблем в.
Вместе с тем, бюджетные потери государства не являются единственным негативным последствием данного рода экономического правонарушения.
Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров оказывает пагубное влияние на конкурентоспособность страны в целом, подрывая рыночный принцип справедливой конкуренции. Сокращается выручка отечественных предприятий, снижаются объемы промышленного производства, сокращаются рабочие места в различных отраслях, замедляются темпы роста ВВП и диверсификации экономики [17, с. 16].
Для обеспечения стабильного поступления доходов в бюджет государства, успешного перехода к новой системе бюджетного планирования таможенным органам необходимо повышать качество администрирования таможенных платежей.
Реализация данных задач предполагает создание эффективной системы обеспечения уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении уровня соблюдения таможенного законодательства, усилении контроля за достоверностью представляемой участниками ВЭД налогооблагаемой базы для исчисления таможенных платежей, максимально широком внедрении новых информационных технологий, активизации взаимодействия таможенных и налоговых органов по вопросу пополнения доходной части федерального бюджета.
По нашему мнению, наиболее серьезными проблемами в сфере таможенного администрирования и контроля в России являются: неправомерное применение налогоплательщиками ставки 0% по НДС при экспорте товаров, занижение таможенной стоимости товаров и большие суммы задолженности участников ВЭД по таможенным платежам, которые не могут быть взысканы по причине ликвидации организаций. Именно эти нарушения таможенного законодательства наносят наибольший урон государственному бюджету.