Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика
1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
1.2. Правовое регулирование НДС при ввозе товаров
2. Исследование особенностей применения НДС при ввозе товаров
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Цель исследования заключается в уяснении особенностей изчисления и взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- определить понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров;
- изучить основы правового регулирования НДС при ввозе товаров на территорию РФ;
- выявить основные проблемы взимания НДС при ввозе товаров;
- предложить пути улучшения таможенного урегулирования ввоза товаров.
Теоретическую основу решения этих задач составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории национальной безопасности, экономической безопасности, системного анализа, таможенного контроля, стратегического управления, технического регулирования, в том числе оценки соответствия, моделирования в таможенном деле, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Среди научных исследований, посвященных этим вопросам, можно назвать работы В.И. Видяпина, Л.П. Гончаренко, А.Е. Городецкого, М.Я. Корнилова, А.А. Прохожева, В.К. Сенчагова и др. В них экономическая безопасность рассматривается как основа национальной безопасности, анализируются уровни безопасности, дается классификация видов безопасности. В работах И.И. Дюмулена, А.Д. Ершова, В.А. Шамахова, В.Н. Ревина рассмотрены вопросы нетарифного регулирования как основы ограничений
Предметом работы является механизм взаимодействия таможенных и налоговых органов при контроле таможенной стоимости.
Объектом исследования является таможенная стоимость.
Структурно исследование представлено введением, двумя главами, объединяющими в себе подпункты, заключением и списком использованной литературы.
1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика
1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
Эффективное налоговое регулирование внешнеэкономических операций обязано стать важным фактором создания условий, обеспечивающих максимальное развитие российского экспорта товаров и привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. Сегодня назрела необходимость при установлении экспортно-импортного режима косвенного налогообложения акцентировать внимание не только на таможенных пошлинах, но и на режиме взимания НДС, поскольку НДС, как косвенный налог, должен иметь «стимулирующее» влияние на внешнеторговые операции при его уплате участниками экспортноимпортных операций.
Наибольшую долю в структуре доходов от внешнеэкономической деятельности составляют косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость и акцизы. Для них характерна принадлежность к косвенным налогам, поскольку их фактические и юридические плательщики не создают; к федеральным налогам, поскольку они зачисляются в федеральный бюджет на основании Налогового кодекса Российской Федерации [1, ст. 12-13].; к территориальным налогам, так как они взимаются на всей территории Российской Федерации; НДС и акцизы в таможенных правоотношениях производны, вследствие их зависимости от уплаты таможенной пошлины [8, с. 159-160].
НДС уплачивается при импорте товаров в страну (акцизы взимаются при экспорте нефтепродуктов), вследствие того, что товар, попадая на территорию другого государства, подпадает под действие норм национального налогового права, предусматривающего уплату косвенных налогов, которые существуют в 45 странах мира.
Введение НДС в отношении экспортируемых товаров привело бы к двойному налогообложению и явилось бы препятствием внешней торговле.
НДС, взимаемый во внешнеэкономической деятельности можно отнести к территориальным налогам, так как им, по мировым стандартам и международной практике, им облагаются импортные операции по ввозу товаров на таможенную территорию.
Косвенное налогообложение во внешнеэкономической деятельности отличается «замаскированностью», так как представляет собой надбавку к цене товаров и не связан напрямую с имуществом или имуществом фактического плательщика [15, с. 272].
При кажущейся «неразумности» НДС, как надбавка к импортной цене товара вместе с таможенными пошлинами, выполняет функцию «инструмента внешнеторговой политики» и защиты национального товарного рынка от демпинговых цен конкурирующих товаров при «заниженной» цене импортируемого товара.
Однако для иностранных инвесторов может действовать и «обратный» таможенно-налоговый режим. Имеется ввиду совокупность «сниженных» и «ограниченных» таможенных платежей, включающих косвенное налогообложение во внешнеэкономической деятельности, которое в определенных случаях можно назвать тарифно-налоговыми преференциями, которые подразумевают преимущества в области уплаты таможенных платежей и налогов, предоставляемые иностранным инвесторам, как субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров, транспорта, оборудования через таможенную границу Российской Федерации. Тарифно-налоговые преференции не могут носить индивидуальный характер и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения деяний, носящих противоправный характер [10, с. 89-92].
Налогообложение НДС и акцизами при экспортноимпортных операциях в отличие от операций внутри страны имеет специфику, производную от избранного субъектом таможенного режима, поскольку данные налоги уплачиваются лишь при таможенных режимах выпуска товара для внутреннего потребления, реимпорта, временного ввоза, переработки на таможенной территории.
Таможенный Кодекс Таможенного Союза, содержит виды таможенных платежей и налогов, условия возложения ответственности за таможенные платежи плательщика, извещение, в котором указываются конкретные суммы причитающихся с него платежей, что существенно упрощает налоговое администрирование уплаты соответствующих акцизов и таможенных пошлин и сужает возможности неправомерного налоговой оптимизации [2].
Финансово-правовые аспекты законодательства о таможенном деле содержатся в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, которые имеют отдельные противоречия между своими нормами, что является причиной возникновения проблем в определении порядка взимания и уплаты косвенных налогов.
Кроме того, необходимо специально подчеркнуть, что многочисленные правоприменительные проблемы в сфере косвенного налогообложения экспортноимпортных операций не в последнюю очередь обусловлены и отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирование системы международного налогообложения, ее правовую основу. Указанное обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значении формирования и развития учения об акцизном и «добавленном» налогообложении.
Вместе с тем следует учитывать, что в процессе анализа и выработки государственной налоговой политики все в большей степени наряду с национальными принимаются во внимание и международные факторы, вносящие в нее определенные коррективы.
В соответствие со статьей 151 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима взимание НДС производится в следующем порядке:
- при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;
- при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
- при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;
- при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок;
- при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации [10, с. 79].
На налогообложение во внешней торговле влияют стоимостные условия контракта. Влияние валюты платежа на конечную рыночную цену внешнеторгового контракта и налоговую базу НДС проявляется в различной цене валюты в зависимости от формы платежа и других условий. Налоговая база для налогообложения косвенными налогами внешнеэкономического контракта исчисляется не произвольно, а только по итогам налогового периода [1, сn 54].
В связи с этим стороны внешнеэкономического контракта, руководствуясь установленными законодательством налоговыми периодами, имеют возможность путем распределения во времени хозяйственных операций добиться уменьшения налогообложения главным образом за счет переноса момента получения прибыли или возникновения иного объекта налогообложения на более поздние периоды, что приводит к отсрочке уплаты налогов.
Следует отметить сложную и формализованную процедуру возврата из бюджета НДС, уплаченного российскими экспортерами, которая сложилась на сегодняшний день в России. НДС с авансовых платежей, полученных в счет оплаты экспортируемого товара, представляет собой существенные налоговые издержки экспортера, связанные с необходимостью отвлечения денежных средств на уплату НДС, возмещение которых отнюдь не гарантировано.
Также, как «негативный фактор» имеет место период вынужденного отвлечения экспортером денежных средств на уплату НДС тем больше, чем больше временной разрыв между получением аванса и экспортом товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если же момент получения экспортером аванса переносится на более поздние налоговые периоды, то таким образом на более поздний срок отодвигается уплата НДС и сокращается период вынужденного отвлечения денежных средств из-за уплаты НДС.
Хотя нормы НК РФ, устанавливающие налоговые периоды, сами по себе не ограничивают стороны в формировании условий внешнеэкономического контракта, они оказывают косвенное влияние на формирование таких условий, являясь своеобразным ориентиром, позволяющим сторонам осуществлять налогообложение путем переноса момента возникновения того или иного объекта налогообложения на более поздние периоды, добившись соответственно отсрочки уплаты налогов.
Применение сторонами договора тех или иных частноправовых механизмов «добросовестного» предупреждения налоговых убытков, издержек, «непредсказуемого» двойного налогообложения при формировании условий внешнеэкономического контракта ведет либо к уменьшению налоговой базы отдельных объектов налогообложения внешнеторговой сделки и соответственно подлежащих уплате налогов, либо, наоборот, к увеличению, как налоговой базы, так и подлежащих уплате налогов.