Файл: НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Цель исследования заключается в уяснении особенностей изчисления и взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- определить понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров;

- изучить основы правового регулирования НДС при ввозе товаров на территорию РФ;

- выявить основные проблемы взимания НДС при ввозе товаров;

- предложить пути улучшения таможенного урегулирования ввоза товаров.

Теоретическую основу решения этих задач составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории национальной безопасности, экономической безопасности, системного анализа, таможенного контроля, стратегического управления, технического регулирования, в том числе оценки соответствия, моделирования в таможенном деле, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Среди научных исследований, посвященных этим вопросам, можно назвать работы В.И. Видяпина, Л.П. Гончаренко, А.Е. Городецкого, М.Я. Корнилова, А.А. Прохожева, В.К. Сенчагова и др. В них экономическая безопасность рассматривается как основа национальной безопасности, анализируются уровни безопасности, дается классификация видов безопасности. В работах И.И. Дюмулена, А.Д. Ершова, В.А. Шамахова, В.Н. Ревина рассмотрены вопросы нетарифного регулирования как основы ограничений


Предметом работы является механизм взаимодействия таможенных и налоговых органов при контроле таможенной стоимости.

Объектом исследования является таможенная стоимость.

Структурно исследование представлено введением, двумя главами, объединяющими в себе подпункты, заключением и списком использованной литературы.

1. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ: общая характеристика

1.1. Понятие, сущность и порядок взимания НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации

Эффективное налоговое регулирование внешнеэко­номических операций обязано стать важным фактором создания условий, обеспечивающих максимальное развитие российского экспорта товаров и привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. Сегодня назрела необходимость при установлении экспортно-импортного режима косвенного налогооб­ложения акцентировать внимание не только на тамо­женных пошлинах, но и на режиме взимания НДС, по­скольку НДС, как косвенный налог, должен иметь «стимулирующее» влияние на внешнеторговые опе­рации при его уплате участниками экспортно­импортных операций.

Наибольшую долю в структуре доходов от внешне­экономической деятельности составляют косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость и акцизы. Для них характерна принадлежность к косвен­ным налогам, поскольку их фактические и юридиче­ские плательщики не создают; к федеральным нало­гам, поскольку они зачисляются в федеральный бюд­жет на основании Налогового кодекса Российской Федерации [1, ст. 12-13].; к территориальным налогам, так как они взимаются на всей территории Российской Федерации; НДС и акцизы в таможенных правоотно­шениях производны, вследствие их зависимости от уплаты таможенной пошлины [8, с. 159-160].

НДС уплачивается при импорте товаров в страну (акцизы взимаются при экспорте нефтепродук­тов), вследствие того, что товар, попадая на террито­рию другого государства, подпадает под действие норм национального налогового права, предусматри­вающего уплату косвенных налогов, которые сущест­вуют в 45 странах мира.


Введение НДС в отношении экспортируемых товаров привело бы к двойному налогообложению и явилось бы препятстви­ем внешней торговле.

НДС, взимаемый во внешнеэкономической деятель­ности можно отнести к территориальным на­логам, так как им, по мировым стандартам и между­народной практике, им облагаются импортные опера­ции по ввозу товаров на таможенную территорию.

Косвенное налогообложение во внешнеэкономиче­ской деятельности отличается «замаскированностью», так как представляет собой надбавку к цене товаров и не связан напрямую с имуществом или имуществом фактического плательщика [15, с. 272].

При кажу­щейся «неразумности» НДС, как надбавка к импортной цене товара вместе с таможенными пошлинами, вы­полняет функцию «инструмента внешнеторговой поли­тики» и защиты национального товарного рынка от демпинговых цен конкурирующих товаров при «зани­женной» цене импортируемого товара.

Однако для иностранных инвесторов может действо­вать и «обратный» таможенно-налоговый режим. Имеется ввиду совокупность «сниженных» и «ограни­ченных» таможенных платежей, включающих косвен­ное налогообложение во внешнеэкономической дея­тельности, которое в определенных случаях можно назвать тарифно-налоговыми преференциями, кото­рые подразумевают преимущества в области уплаты таможенных платежей и налогов, предоставляемые иностранным инвесторам, как субъектам внешнеэко­номической деятельности при перемещении товаров, транспорта, оборудования через таможенную границу Российской Федерации. Тарифно-налоговые префе­ренции не могут носить индивидуальный характер и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения деяний, носящих противоправный характер [10, с. 89-92].

Налогообложение НДС и акцизами при экспортно­импортных операциях в отличие от операций внутри страны имеет специфику, производную от избранного субъектом таможенного режима, поскольку данные налоги уплачиваются лишь при таможенных режимах выпуска товара для внутреннего потребления, реим­порта, временного ввоза, переработки на таможенной территории.

Таможенный Кодекс Таможенного Союза, содержит виды таможенных платежей и налогов, условия воз­ложения ответственности за таможенные платежи плательщика, извещение, в котором указываются кон­кретные суммы причитающихся с него платежей, что существенно упрощает налоговое администрирование уплаты соответствующих акцизов и таможенных по­шлин и сужает возможности неправомерного налого­вой оптимизации [2].


Финансово-правовые аспекты законодательства о таможенном деле содержатся в Налоговом и Бюджет­ном кодексах РФ, которые имеют отдельные противо­речия между своими нормами, что является причиной возникновения проблем в определении порядка взи­мания и уплаты косвенных налогов.

Кроме того, необходимо специально подчеркнуть, что многочисленные правоприменительные проблемы в сфере косвенного налогообложения экспортно­импортных операций не в последнюю очередь обу­словлены и отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирование сис­темы международного налогообложения, ее правовую основу. Указанное обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значе­нии формирования и развития учения об акцизном и «добавленном» налогообложении.

Вместе с тем следует учитывать, что в процессе анализа и выработки государственной налоговой по­литики все в большей степени наряду с национальны­ми принимаются во внимание и международные фак­торы, вносящие в нее определенные коррективы.

В соответствие со статьей 151 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на тамо­женную территорию Российской Федерации в зависи­мости от избранного таможенного режима взимание НДС производится в следующем порядке:

- при вы­пуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;

- при помещении товаров под та­моженный режим реимпорта налогоплательщиком уп­лачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвра­щены в связи с экспортом товаров в порядке, преду­смотренном таможенным законодательством Россий­ской Федерации;

- при помещении товаров под тамо­женные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной тамо­женной зоны, свободного склада, уничтожения и отка­за в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;

- при помещении товаров под та­моженный режим переработки на таможенной терри­тории налог не уплачивается при условии вывоза про­дуктов переработки с таможенной территории Россий­ской Федерации в определенный срок;

- при помещении товаров под таможенный режим времен­ного ввоза применяется полное или частичное осво­бождение от уплаты налога в порядке, предусмотрен­ном таможенным законодательством Российской Фе­дерации;

- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или час­тичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации [10, с. 79].


На налогообложение во внешней торговле влияют стоимостные условия контракта. Влияние валюты платежа на конечную рыночную цену внешнеторгового контракта и налоговую базу НДС проявляется в раз­личной цене валюты в зависимости от формы пла­тежа и других условий. Налоговая база для налого­обложения косвенными налогами внешнеэкономи­ческого контракта исчисляется не произвольно, а только по итогам налогового периода [1, сn 54].

В связи с этим стороны внешнеэкономического контрак­та, руководствуясь установленными законо­дательством налоговыми периодами, имеют воз­можность путем распределения во времени хозяй­ственных операций добиться уменьшения налогообложения главным образом за счет переноса момента получения прибыли или возникновения иного объекта налогообложения на более поздние периоды, что приводит к отсрочке уплаты налогов.

Следует отметить сложную и формализованную процедуру возврата из бюджета НДС, уплаченного российскими экспортерами, которая сложилась на се­годняшний день в России. НДС с авансовых плате­жей, полученных в счет оплаты экспортируемого то­вара, представляет собой существенные налоговые издержки экспортера, связанные с необходимостью отвлечения денежных средств на уплату НДС, воз­мещение которых отнюдь не гарантировано.

Также, как «негативный фактор» имеет место пери­од вынужденного отвлечения экспортером денежных средств на уплату НДС тем больше, чем больше вре­менной разрыв между получением аванса и экспор­том товара за пределы таможенной территории Рос­сийской Федерации. Если же момент получения экс­портером аванса переносится на более поздние налоговые периоды, то таким образом на более поздний срок отодвигается уплата НДС и сокраща­ется период вынужденного отвлечения денежных средств из-за уплаты НДС.

Хотя нормы НК РФ, устанавливающие налоговые периоды, сами по себе не ограничивают стороны в формировании условий внешнеэкономического контракта, они оказывают косвенное влияние на формирование таких условий, являясь своеобраз­ным ориентиром, позволяющим сторонам осущест­влять налогообложение путем переноса момента возникновения того или иного объекта налогообло­жения на более поздние периоды, добившись соот­ветственно отсрочки уплаты налогов.

Применение сторонами договора тех или иных ча­стноправовых механизмов «добросовестного» преду­преждения налоговых убытков, издержек, «непредска­зуемого» двойного налогообложения при формирова­нии условий внешнеэкономического контракта ведет либо к уменьшению налоговой базы отдельных объектов налогообложения внешнеторговой сделки и соответственно подлежащих уплате налогов, ли­бо, наоборот, к увеличению, как налоговой базы, так и подлежащих уплате налогов.