Файл: Команда проекта , роли и функции членов команды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Стиль руководства и выработка управленческого решения

В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.

Таблица 1. Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческих решений

Стиль руководства

Типы управленческих решений

Организа-ционные структуры

Методы разработки решений

Контроль за исполнением решений

Авторитарный

Индивидуаль -ные

Централи-

зованные

Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование

Регулярный,

жесткий контроль

Демократи- ческий

Коллективные

Колегиальные

Высоко де-

централи-

зованные

Дельфи, экспертное прогнозирование и моделирование, открытое обсуждение проблем

Мягкие формы контроля, доверие подчиненным

Либеральный

Коллегиальные

Средне децентра-лизованные

Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе

Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля)

[1]

В соответствии с принятым стилем руководства выделяют следующие типы руководителей и их схемы действий при принятии управленческих решений:

  • Дистантный руководитель. Предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения. Решение принимает и объявляет самостоятельно.
  • Контактный руководитель. Строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты. Предлагает варианты решения своим подчиненным.
  • Целеполагающий руководитель. Предпочитает постановку целей деятельности. Предлагает новые идеи и организует обсуждение с подчиненными, а затем выбирает вариант решения.
  • Проблемно-ориентированный руководитель. Выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении. Определяет условия и поручает принять решение персоналу.
  • Делегирующий руководитель. Стремится к передаче своих полномочий подчиненным. Делегирует решение проблемы персоналу. [8]

Практика показывает, что в поведении каждого руководителя наблюдаются некоторые общие черты, присущие разным стилям, но при доминирующей роли какого- либо из них. Каждый стиль отражает специфические характеристики личности руководителя, особенности работы с людьми и т.п. Эффективным принятый стиль руководства будет в том случае, когда он, во-первых, будет учитывать все факторы, влияющие на его формирование, и, во-вторых, когда ему будет соответствовать способ и методы выработки управленческих решений в организации.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы по данной главе:

1. Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, его манера поведения с ними. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

2. Анализ стилей руководства основывается на разных подходах: личностном, поведенческом, ситуационном.

3. Существуют разные классификации стилей руководства:

1) классификация К.Левина (классическая), которая выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили;

2) более детальная классификация, предлагаемая многими специалистами. Согласно ей выделяются 5 стилей: авторитарный, демократический, компромиссный, либеральный и стиль дезорганизации;

3)классификация Р.Лайкерта. Им рассматривались эксплуататорско-авторитарная, благожелательно-авторитарная, консультативная системы и система группового участия.

Существует и другие классификации стиля руководства, однако эти являются наиболее часто встречающимися.

4. На формирование стиля руководства влияет множество факторов, такие как личностные особенности руководителя, его профессиональная подготовка, особенности деятельности организации и т.д.

5. При выборе стиля руководства обязательно должны учитываться такие факторы как ситуация, группа, задачи, уровень квалификации работников и руководителя, характер мотивации сотрудников.

6. В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.

7. В соответствии с принятым стилем руководства выделяют разные типы руководителей и их схемы действий при принятии управленческих решений.

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАО «ВНЕШТОРГСИБ – М»

3.1. Основные характеристики ЗАО «Внешторгсиб-М»


ЗАО фирма «Внешторгсиб- M» функционирует на российском рынке с 1993-го года, была основана в Новосибирске. Со дня основания компания ориентируется на поставку и торговлю импортными товарами. Фирма «Внешторгсиб – М» является официальным представителем немецкой торговой марки «PAPSTAR» – единственного в России крупномасштабного проекта товаров для уютного интерьера, праздничного стола, коктейля и фуршета, пикников и праздников, ароматической линии.

Фирма создавалась с целью получения прибыли посредством удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в качественной продукции (подарки, товары для проведения праздников, фуршетов и т.д.)

Миссия ЗАО «Внешторгсиб – М» заключается в удовлетворении спроса покупателей путем предоставления им качественных и сопутствующих товаров по доступным ценам.

В ЗАО «Внешторгсиб – М» в данный период времени существуют следующие подразделения: оптовая база, администрация, 2 магазина, точка продажи в торговом центре.

В отношении внутренних ресурсов фирма обладает следующими положительными перимуществами:

- имеет высокий уровень профессионализма, при подборе персонала особое внимание уделяется квалификации кадров

- имеет развитую логистическую инфраструктуру, что позволяет планировать запасы, точно в срок осуществлять поставки.

- в ЗАО «Внешторгсиб – М» реализована частично комплексная автоматизация бизнес - процессов, автоматизация операций управления бизнесом в отделах бухгалтерии и магазинах, что позволяет принимать оперативные управленческие решения и адекватно реагировать на изменения рынка, реализован единый документооборот, который ускоряет бизнес – операции.

Функциональная структура управления состоит из:

  • генерального директора
  • привлеченных специалистов – юриста, переводчика, технического персонала, службы охраны
  • финансового отдела – финансового директора, менеджера по финансам
  • бухгалтерии – главного бухгалтера, бухгалтера, старшего кассира
  • отдела кадров
  • торгового отдела – коммерческого директора, заместителя коммерческого директора, менеджера по работе с оптовиками, менеджера по работе с розничными подразделениями
  • магазинов – директоров подразделений, заведующих секциями, старших продавцов, продавцов-консультантов
  • оптовой базы – директора, товароведа, водителей, механиков

На данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Функции головного офиса «Внешторгсиб – М» заключаются в направлении деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе. В ЗАО «Внешторгсиб – М» конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.[19]


3.2. Выработка управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб-М»

Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ЗАО «Внешторгсиб – М» состоит из следующих этапов:

  • Подготовка управленческого решения
  • Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения
  • Выполнение управленческого решения
  • Планирование управленческого решения
  • Контроль за выполнением решения

Распределение полномочий при выработке управленческого решения в фирме происходи следующим образом:

Таблица 1.3. Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ЗАО «Внешторгсиб – М»

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка УР

Генеральный директор

Обеспечение процедур принятия и принятие УР

Генеральный директор

Выполнение УР

Все отделы и подразделения

Планирование УР

Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений

Контроль за выполнением решения

Генеральный директор

Видно, что процесс выработки управленческих решений в фирме сильно зависит от личностного фактора, так как решения фактически принимаются одним лицом – генеральным директором.

В ЗАО «Внешторгсиб – М» был проведен опрос на оценку уровня принятия управленческих решений персоналом предприятия (оценка осуществляется по 5-тибалльной системе). Результаты представлены в таблице: [13]

Таблица 2.3 Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия

ЛПР

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Генеральный директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов

Главный бухгалтер

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Финансовый директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Коммерческий директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Начальник отдела кадров

3

Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора

Директора подразделений

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Торговый персонал

3

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений


Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Отсюда можно сделать вывод, что процесс выработки и принятия управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб – М» - авторитарный, а сами решения – индивидуальные.

3.3. Стиль руководства, принятый в ЗАО «Внешторгсиб-М»

Несмотря на то, что управленческие решения, принимаемые в ЗАО «Внешторгсиб-М» являются индивидуальными и принимаются авторитарно, директор в своем поведении и манерах общения с персоналом в большей степени демонстрирует демократический стиль руководства, нежели авторитарный. Он активно общается с персоналом, консультируется с подчиненными, выслушивает их советы, показывает своим поведением, что нуждается в их помощи, однако при выработке и принятии управленческих решений отталкивается исключительно от своих собственных интересов и собственного мнения.

Следующие черты также позволяют говорить о наличии демократического стиля руководства:

  • В фирме существует функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы, компетентности и квалификации персонала уделяется большое значение
  • Существуют многосторонние информационные и коммуникационные отношения между разными отделами и между отделами и директором

На сновании этих фактов можно сделать вывод о том, что в ЗАО «Внешторгсиб-М» преобладает псевдодемократический стиль руководства – т.е. такой стиль, когда руководитель делает вид, что его интересуют чьи-либо мнения, предложения, а на самом деле он уже принял решение и следует ему. Подобный подход бывает нужным руководителю для манипулирования чувствами и настроением работников.[14]

За таким поведением руководителя могут стоять его личностные черты, например, черты характера, ведь на формирование стиля руководства личностные особенности оказывают очень большое влияние.

Однако, такой стиль недолговечен: если сотрудники поймут, что стали стали жертвой игры в демократический стиль руководства, то результаты их работы могут оказаться даже хуже, чем при авторитарном стиле.[14]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: