Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чистая прибыль − это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Таким образом, за счет прибыли на предприятиях торговли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Кроме того, прибыль становится важнейшей для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она характеризует деловую активность и финансовое благополучие предприятия.

Экономическое содержание прибыли раскрывается через выполняемые ею функций в деятельности предприятия:

  • главная цель предпринимательской деятельности, фактор материального стимулирования работников и их социальной поддержки;
  • мера эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
  • источник финансовых ресурсов для развития предприятия, основной защитный механизм от угрозы банкротства;
  • фактор повышения доходов собственников и инвестиционной привлекательности предприятия;
  • источник формирования федерального и местного бюджетов и база для экономического развития государства и отдельных регионов.

Первая функция прибыли вытекает из самого определения коммерческого предприятия, которое осуществляет свою деятельность во имя получения прибыли. В достижении максимальной прибыли заинтересовано не только само предприятие и его работники-собственники, чья доля собственности зафиксирована в количестве акций или размере пая, но и наемные работники, получающие доход в виде материальной и социальной помощи, подарков, дополнительных отпусков и так далее.

Вторая функция связана с определением экономической эффективности, характеризующей качество хозяйствования через соотношение полученных результатов с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его затраты обеспечивают большой эффект или данный результат получен с меньшими затратами [5, С.181].

В условиях рыночной системы хозяйствования возрастет значение третьей функции, в соответствии с которой прибыль выступает как источник ресурсов для развития предприятия. Направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются ее собственниками в учредительных документах либо на ежегодных собраниях при утверждении результатов финансово – хозяйственной деятельности торгового предприятия. Прежде всего, она может быть направлена на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования. Тем самым увеличивается собственный капитал в имущество предприятия. Предприятие становится в большей степени финансово независимым и защищенным от угроз банкротства.


Согласно четвертой функции, повышение доходов собственников и их имущественного положения за счет прибыли происходит как в форме реальных выплат дивидендов и доходов на акции, паи, доли, так и путем увеличения стоимости имущества предприятия, сформированного за счет собственного капитала, приходящегося на 1 акцию, пай, долю.

И наконец, важнейшая функция прибыли – использование ее в качестве источника формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

1.2 Особенности формирования и использования прибыли торгового предприятия

Рост и развитие торговой организации тесно связан с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли.

Росту прибыли торговой организации содействует три составляющие:

а) ускорение товарооборачиваемости;

б) уменьшением массы издержек (расходов);

в) увеличение нормы прибыли путем повышения торговых надбавок.

Прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а так же прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно – правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли. В соответствии с ними, а так же с учетом последовательности торгово – хозяйственной деятельности процесс формирования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом.

Валовая прибыль от реализации доходов

Издержки обращения

Прочие доходы, включая доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав

Прибыль от реализации товаров

Прочие расходы

Налог на прибыль

Валовая прибыль

Чистая прибыль

Рис. 1. Схема формирования прибыли торгового предприятия

Из приведенной схемы следует, что прибыль от продаж товаров определяется по формуле:

ПР = ВД – ИО, (1)

где ПР – прибыль от продаж товаров, р.;

ВД – валовый доход от продаж товаров, р.;

ИО – издержки обращения торгового предприятия, р.

Валовой доход исчисляется по формуле:


ВД = ПР + ПрД – ПрР, (2)

где ВД – валовой доход, р.;

ПрД – прочие доходы, р.;

ПрР – прочие расходы, р.

Прочие расходы включают в себя обоснованные затраты на осуществление хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с реализацией, а так же убытки, полученные предприятием в отчетном периоде в ходе осуществления этой деятельности. Сюда включаются проценты, фактически уплаченные за кредиты (текущие и инвестиционные); расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных фондов; судебные расходы и арбитражные сборы, расходы по операциям с тарой; налог на имущество предприятия; штрафы, пени и неустойки за нарушение договорных или долговых обязательств; расходы на оплату услуг банков; убытки прошлых периодов, выявленные в текущем периоде; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае виновных лиц, убытки от хищений, виновники которых не установлены; потери от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Некоторые из этих видов расходов определяются по фактически произведенным затратам и потерям и по своей сути планированию не поддаются. К таковым следует отнести штрафы, убытки, недостачи, хищения, потери от стихийных и чрезвычайных ситуаций. Другие же виды затрат, такие как налог на имущество предприятия, проценты за кредиты и займы, и их можно заранее предусмотреть.

Налог на имущество предприятий уплачивают российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, находящихся в эксплуатации или переданных во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление. Сумма налога на имущество определяется путем умножения среднегодовой стоимости основных средств на доставку налога на имущество, устанавливаемую законом субъектов Российской Федерации в пределах до 2,2%. Среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы стоимости имущества на 1-е число каждого месяца периода, за который начисляются налог, на количество месяцев в этом периоде, увеличенное на единицу.

В торговой отрасли особое значение имеют расходы, обусловленные взаимоотношениями с банковской системой, чьи услуги являются платными. К таким услугам относятся инкассация выручки, выдача наличных денег, оформление платежных документов, введение банковских счетов, конвертация валюты и другие виды услуг.


Банки определяют тарифы за каждый вид услуг. Например, устанавливается тариф в процентах от объема подлежащей инкассации выручки и за выдачу наличных денег; тариф в сумме за каждое принятое к перечислению платежное поручение; ежеквартальная плата за ведение банковских счетов; комиссия в процентах от суммы за куплю – продажу иностранной валюты.

Особый вид банковских услуг – предоставление кредитов под определенные проценты. Особенность этого вида расходов состоит в том, что в полном объеме фактически произведенных затрат они учитываются при определении валового дохода. В то же время при расчете налогооблагаемой прибыли они учитываются не в полном объеме.

Расчет расходов в виде процентов по займам и кредитам при определении налогооблагаемой прибыли производится исходя из наличия или отсутствия у предприятия кредитов и займов, выданных на сопоставимых условиях. Под налоговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях, понимаются обязательства, если они выданы в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемам и под на аналогичные обеспечения. Кроме того, они не должны иметь одну группу кредитного риска. При отсутствии на предприятии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, максимальная сумма процентов за кредит, включаемая в состав прочих расходов при определении налогооблагаемой прибыли, рассчитывается по рублевым кредитам (займам) исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, увеличенной в 1,8 раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте – по ставке, равной 15% годовых.

Если на предприятии есть кредиты, выданные на сопоставимых условиях, то при расчете налогооблагаемой прибыли признаются только те расходы, которые начислены по процентам, существенно не отклоняющимся от среднего уровня процентов, сложившегося за квартал по всем сопоставимым кредитам. Существенным считается отклонение свыше 20 %.

Процесс формирования прибыли завершается определением чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Она может быть рассчитана по формуле:

ЧП = ВП – НП, (3)

где ЧП – чистая прибыль, р.;

ВП – валовая прибыль, р.;

НП – налог на прибыль, р.

Таким образом, прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли.


Каждая компания стремиться получать как можно больше прибыли, а для этого она отыскивает все новые источники. Можно выделить несколько основных направлений, откуда фирмам поступает доход:

− основная деятельность − может быть торговой или производственной, а также может быть основана на оказании услуги или на выполнении работ;

− инвестиционная деятельность − многие крупные и стабильные предприятия стараются вложить свободные денежные средства в различные проекты, которые являются перспективным и выгодными;

− дополнительные услуги − дополнительные услуги, которые предлагаются компаниями, а при этом их стоимость, как правило, является существенной.

Прибыль, полученная предприятием, дает ему возможность для самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников организации, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия является чистой прибылью и подлежит распределению в соответствии с законодательной базой, Уставом предприятия, Учетной политикой, то есть учредительными документами. Она может быть направлена в:

1) Фонд накопления – средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях.

2) Фонд потребления – складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития.

3) Резервный фонд – предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно-финансовых показателей.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.

1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Основной целью управления формированием прибыли является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Анализ исследуемой отрасли показал, что факторов управления прибылью очень много, так как любой показатель деятельности оказывает влияние на величину прибыли прямо или косвенно. Классификация факторов представлена на рисунке 2.