Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все факторы можно разделить на две группы – внешние (экзо­генные) и внутренние (эндогенные).

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут вызывать значительное влияние на величину прибыли. К ним относятся:

  • рыночно – конъюнктурные (диверсификация деятельности ор­ганизации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы продукции, уро­вень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно – правовые и административные факторы (нало­гообложение, правовые акты, постановления и положения, регламен­тирующие деятельность организации, государственное регулирова­ние тарифов и цен).

Факторы, влияющие на величину прибыли

Внутренние

Внешние

Природные условия

Государственное регулирование цен

Не зависящие от деятельности

Налоговые ставки

Штрафные санкции

Интенсивные

Экстенсивные

Зависящие от деятельности

Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

Внутренними факторами являются:

  • материально – технические (использование прогрессивных и эко­номичных предметов труда, производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции матери­ально – технической базы предприятия.
  • организационно – управленческие (разработка стратегии и такти­ки деятельности и развития предприятий, информационное обеспе­чение процессов принятия решения);
  • экономические (финансовое планирование деятельности орга­низации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, эко­номическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные (повышение квалификации работников, улучше­ние условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Кроме того, на величину прибыли предприятий торговли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

В самом общем виде можно выделить факторы, непосредственно влияющие на величину прибыли: товарооборот, товарные запасы (их структура и ассортимент), цена товаров (покупная и продажная), расходы на продажу. Методы анализа этих факторов весьма разнообразны: от традиционных и экономико-математических – до экспертных. Информационная база включает в себя бухгалтерский, статистический, управленческий и оперативный источники. Обобщенным показателем этих факторов является спрос.


Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема продаж продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий предприятий.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от продаж продукции, является изменение объема продаж предприятий розничной торговли, так как чем больше объем продаж, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот.

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от продаж товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятий от продаж продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими предприятиями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.

На величину прибыли от продаж, безусловно, влияют изменения в структуре реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли [7, С. 127].

Следует заметить, что классификация факторов является несколько условным, поскольку рыночные отношения имеют динамический характер, то есть находятся в постоянном развитии.

Экстенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через количественные изменения: изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д. Интенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности труда оборудования и его качества, ускорение обращения оборотных средств, повышения квалификации персонала, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.


2 Анализ прибыли предприятия ООО «Крепмарт»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Крепмарт» специализируется на продаже разнообразного крепежа (саморезов, болтов, гвоздей, анкеров, дюбелей, гаек, финтов, шайб, шурупов, хомутов, цепей, шпилек, заклепок).

Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии ООО «Крепмарт» исходит из формы его товарной специализации и направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Торговая площадь магазина 62,3 кв/м и 11,4 кв/м - складское помещение.

Основными конкурентами ООО «Крепмарт» считаются такие магазины как «Метиз-Крепеж-НТ», «Мистер Болт», «Саморезоф».

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества директором. Организационная структура ООО «Крепмарт», изображена на рисунке 3.

Директор

Заведующий складом

Администратор

Продавцы-консультанты

Главный бухгалтер

Рис. 3. Административная структура ООО «Крепмарт»

ООО «Крепмарт» - предприятие розничной торгли и поэтому руководителю предприятия удобнее использовать линейную организацию управления, тем более, что численность работников предприятия не велика. Должностные обязанности при линейной организации управления распределены таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение финансово-экономических задач организации. Все полномочия – прямые (линейные), они идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Крепмарт» на основании данных отчетности предприятия за 2014- 2016 гг., приведенных в таблице 3.


Таблица 3 – Основные показатели деятельности ООО «Крепмарт» за 2014 – 2016 гг.

Показатели

Ед. измер.

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

Оборот розничной торговли

тыс.руб.

9932

11807

13273

1466

112,42

Валовой доход

тыс.руб.

1898

2272

2589

317

113,95

Уровень валового дохода

%

19,11

19,24

19,50

0,26

101,35

Издержки обращения

тыс.руб.

1462

1753

1982

229

113,06

Уровень издержек обращения

%

14,72

14,84

14,93

0,09

100,61

Прибыль от продаж

тыс.руб.

436

519

607

88

116,96

Рентабельность продаж

%

4,39

4,40

4,57

0,17

103,86

Чистая прибыль

тыс.руб.

349

415

486

71,0

117,11

Торговая площадь

м2

62,3

62,3

62,3

-

100,00

Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади

тыс.руб./ м2

159,4

189,5

213,0

23,5

112,40

Численность работников всего

чел.

6

7

8

+1

114,29

- в т.ч. торгово-оперативного персонала

чел.

3

4

4

-

100,00

Производительность труда одного работника

тыс.руб./чел.

1655,3

1686,7

1659,1

-27,6

98,36

Фонд заработной платы

- сумма

тыс.руб.

1018,9

1221,1

1396,4

175,3

114,36

- уровень

%

10,26

10,34

10,52

0,18

101,74

Средняя стоимость основных фондов

тыс. руб.

1358,0

1482,0

1519,0

37,0

102,50

Фондоотдача

руб./руб.

7,31

7,97

8,74

0,77

109,66


Данные таблицы 3 позволяют судить о том, что в течение трех лет по анализируемому предприятию наблюдается увеличение практически всех показателей: товарооборота, валового дохода, прибыли от продаж.

Наиболее высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности наблюдаем в 2016 году, т.к. в этом периоде предприятие достигло объема товарооборота в 13273 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2015 года на 1466 тыс. рублей, и на 3341 тыс. рублей выше, чем в 2014 году.

Валовой доход предприятия так же увеличился, в 2016 году он составил 2589 тыс. рублей, что на 317 тыс. руб., или 13,95% больше показателя прошлого года, по отношению 2014 год увеличился на 691 тыс. руб.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения. Прибыль от продаж растет быстрее, чем товарооборот, товарооборот растет медленнее издержек обращения (116,96>112,42<113,06). Это свидетельствует о не рациональном использовании ресурсов на предприятии.

В 2016 году обществом получена чистая прибыль в сумме 486 тыс. руб., что составило 117,11% от суммы прибыли 2015 года. Отмечено некоторое понижение темпов роста чистой прибыли: 118,91% в 2015 году против 117,11% в 2016 год. Данный показатель свидетельствует о некотором понижении финансовых показателей деятельности предприятия.

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности его деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.

Важное значение для анализа товарооборота имеет так же определение средних темпов изменения его объема товарооборота.

Среднегодовой темп изменения объема товарооборота рассчитывается по средней геометрической:

(4)

где – среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %;

Тn – объем товарооборота отчетного года, тыс. руб.;

Т1 – объем товарооборота в первом году ряда динамики, тыс. руб.;

n – количество лет в ряду динамики.

В анализируемом предприятии среднегодовой темп роста объема товарооборота составил 15,6%.

Изучение динамики товарооборота предполагает анализ квартальных показателей (таблица 2). Их динамика существенно отличается от динамики годовых показателей, поскольку изменения квартальных и месячных объемов товарооборота тех же товаров в рамках года характеризуются, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.