Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы анализа прибыли в организациях торговли
1.1 Сущность и значение прибыли
1.2 Особенности формирования и использования прибыли торгового предприятия
1.3 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
2 Анализ прибыли предприятия ООО «Крепмарт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка формирования прибыли предприятия
2.3 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
3 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли предприятия
3.1 План мероприятий направленных на повышение прибыли
Таблица 15 – Сводная таблица влияния факторов на изменение чистой прибыли ООО «Крепмарт»
Факторы |
Влияние на сумму чистой прибыли |
|||||
2015-2014 год |
2016-2015 год |
|||||
расчет |
сумма тыс.р. |
Доля фактора, % |
расчет |
сумма тыс.р. |
Доля фактора, % |
|
Изменение объема оборота розничной торговли |
(Тф - Тб)×Рпб/100 = (11807-9932)×4,39/100 |
82,3 |
124,7 |
(Тф - Тб)×Рпб/100 = (13273-11807)×4,40/100 |
64,4 |
90,7 |
Изменения среднего уровня валового дохода |
(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,24–19,11)×11807/100 |
15,3 |
23,18 |
(УВДф-УВДб)×То/100 = (19,50–19,24)×13273/100 |
34,9 |
49,15 |
Изменения среднего уровня издержек обращения |
(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,84–14,72)×11807/100 |
-14,6 |
-22,12 |
(УИОф-УИОб)×То/100 = (14,93–14,84)×13273/100 |
-11,3 |
-15,92 |
Изменение налоговых платежей с прибыли |
(104 - 87) |
-17 |
-25,76 |
(121 - 104) |
-17 |
-23,93 |
Итого влияния на чистую прибыль |
+66,0 |
100,0 |
+71,0 |
100,0 |
Расчет факторов влияющих на чистую прибыль торгового предприятия показал следующие результаты: чистая прибыль за последний год увеличилась на 71 тыс. руб. или на 17,1%. В результате увеличения товарооборота предприятия чистая прибыль за последний год выросла на 64,4 тыс. руб., доля фактора составила 90,7%. За счет изменения уровня валового дохода чистая прибыль выросла еще на 34,9 тыс. руб., при этом доля фактора составила 49,15%. Изменение среднего уровня издержек обращения снизило чистую прибыль на 11,3 тыс. руб., а изменение налоговых платежей с прибыли снизило чистую прибыль еще 17 тыс. руб.
2.3 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Важной задачей анализа и управления прибылью предприятия торговли является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение организации, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на обще коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
Рассмотрим структуру распределения чистой прибыли предприятия ООО «Крепмарт» в 2014-2016 г.г. по фондам специального назначения согласно таблице 16.
Таблица 16 – Распределение чистой прибыли ООО «Крепмарт» в 2014-2016 г.г.
Вид фонда |
Сумма отчислений, тыс. руб. |
Доля отчислений, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Резервный |
52,7 |
55,2 |
61,7 |
15,1 |
13,3 |
12,7 |
Накопления |
178,3 |
237,0 |
278,5 |
51,1 |
57,1 |
57,3 |
Потребления |
108,6 |
110,8 |
130,7 |
31,2 |
26,7 |
26,9 |
Соц. сфера |
9,4 |
12,0 |
15,1 |
2,7 |
2,9 |
3,1 |
Чистая прибыль |
349 |
415 |
486 |
100 |
100 |
100 |
Из таблицы 16 видно, что за счет получения чистой прибыли произошло увеличение отчислений во все фонды предприятия. Большая часть прибыли (порядка 55%) идет в фонд накопления для финансирования затрат на расширение организации. Более 25% тратится на материальное поощрение сотрудников организации; причем численное значение этой суммы выросло за последний год на 19,9 тыс. руб.
Представим графически структуру использования прибыли ООО «Крепмарт» на рисунке 6.
Рис. 6. Структуру использования прибыли предприятия ООО «Крепмарт»
Рентабельность – относительная величина экономической эффективности, выражающая прибыльность (доходность) предприятия.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности продаж на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе реализации продукции (работ, услуг).
Рассмотрим динамику показателей рентабельности в таблице 17.
Таблица 17 – Анализ показателей рентабельности ООО «Крепмарт» за 2011 – 2016 гг., %
Показатели |
Способ расчета |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
Рентабельность продаж |
4,39 |
4,40 |
4,57 |
+0,17 |
103,86 |
|
Коэффициент окупаемости затрат (рентабельность затрат) |
29,82 |
29,61 |
30,63 |
+1,02 |
103,44 |
|
Коэффициент эффективности использования заработной платы (рентабельность живого труда) |
42,8 |
42,5 |
43,5 |
+1,0 |
102,35 |
|
Рентабельность основных фондов |
32,11 |
35,02 |
39,96 |
+4,94 |
114,11 |
Представим графически динамику изменения показателей рентабельности предприятия ООО «Крепмарт» на рисунке 7.
Рис. 7. График динамики показателей рентабельности предприятия
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности – сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
В целом по предприятию рентабельность продаж увеличилась с 0,439 рубля в 2014 году до 0,457 рубля в 2016 году, увеличение составило 0,017 рубля на 1 рубль товарооборота.
Коэффициент окупаемости затрат показывает, сколько прибыли от продажи или чистой прибыли приходится на 1 руб. затрат предприятия. За исследуемый период данный показатель с 29,82% в 2014 году до 30,63% в 2016 году, что говорит о неэффективности использование издержек обращения предприятия.
Коэффициент эффективности использования заработной платы также имеет положительную динамику, которая отражает эффективность использования затрат на оплату труда.
Показывает эффективность использования основных средств предприятия (рентабельность основных фондов предприятия) возросла за последний период на 4,94% и в конце исследуемого периода составила 39,96%.
На втором этапе анализа рентабельности производится анализ факторов, повлиявших на его изменение. Так, рентабельность продаж зависит от объема продаж, прибыли и формирующих ее элементов: валового дохода и издержек обращения.
Для оценки влияния этих факторов на изменение рентабельности продаж (Р) воспользуемся трехфакторной моделью вида:
(10)
где (ВД-ИО) – прибыль от реализации товаров.
Анализ факторов повлиявших на изменение увеличение рентабельности продаж проведем способом цепной подстановки в таблице 18.
Таблица 18 – Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж
Расчет |
ВД |
ИО |
Т |
Изменение рентабельности (Рпр) |
1 |
2272 |
1753 |
11807 |
4,40 |
2 |
2589 |
1753 |
11807 |
7,08 |
3 |
2589 |
1982 |
11807 |
5,14 |
4 |
2589 |
1982 |
13273 |
4,57 |
По результатам проведенных расчетов, рост валового дохода увеличил рентабельность продаж предприятия на 2,68% (7,08-4,40). Увеличение издержек обращение за последний год явилось фактором снижения рентабельности продаж в размере 1,94% (5,14-7,08), а увеличение товарооборота снизило рентабельность продаж еще на 0,57% (4,57-5,14). Совокупная степень влияния факторов равна +0,17% (+2,68-1,94-0,57), что соответствует величине абсолютного прироста рентабельности продаж +0,17% (4,57-4,40).
Используя метод цепных подстановок, можно определить, как на рентабельность основных фондов (Роф) повлияли такие показатели, как изменение фондоотдачи (Фо), товарооборота (Т) и прибыли предприятия (П). Используя эти показатели, рассчитаем четыре показателя рентабельности, в том числе два промежуточных (таблица 19).
Таблица 19 – Информация для расчета рентабельности основных фондов предприятия
Расчет |
П |
Т |
Фо |
Изменение рентабельности ОФ(Роф), % |
1 |
519 |
11807 |
7,97 |
35,02 |
2 |
607 |
11807 |
7,97 |
40,97 |
3 |
607 |
13273 |
7,97 |
36,45 |
4 |
607 |
13273 |
8,74 |
39,96 |
Анализ показал, что рентабельность основных фондов предприятия ООО «Крепмарт» в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4,94%, в том числе за счет увеличения прибыли от продаж предприятия, рентабельность возросла на 5,95% (40,97-35,02), увеличение товарооборота предприятия снизило рентабельность основных фондов на 4,52% (36,45-40,97), а за счет повышения фондоотдачи рентабельность ОФ возросла на 3,51% (39,96-36,45).
3 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли предприятия
3.1 План мероприятий направленных на повышение прибыли
На основе проведенного, во второй главе данной работы, анализа прибыли предприятия ООО «Крепмарт» можно сформулировать и предложить комплекс мероприятий, направленных на ее увеличение по следующим направлениям:
- снижения издержек обращения путем перевода предприятия на самообслуживание, внедрив штриховое кодирование товаров;
- мероприятие, направленное на расширение рынка сбыта крепежных изделий;
- проведение рекламной кампании;
- заключение договоров со строительными предприятия по средствам вывески объявлений баннерной рекламы в интернете.
Рассмотрим более подробно каждое из предложенных мероприятий.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов: величины издержек обращения, объема товарооборота и уровня действующих цен на реализуемую продукцию (т.е. конъюнктура рынка товаров). Следовательно, основным резервом увеличения прибыли является повышение товарооборота, снижения издержек обращения и цен продукции реализуемой предприятием.
Рассмотрим более подробнее резерв снижения издержек и его влияние на повышение прибыли предприятия.
В рамках снижения издержек обращения необходимо предложить перевести предприятие на самообслуживание внедрив штриховое кодирование товаров предприятия.
С переводом предприятия на самообслуживание можно снизить численность торгово-оперативного персонала, тем самым снизить издержки по статье «заработная плата» и «отчисления во внебюджетные фонды».
Внедрение технологии штрихового кодирования на розничном торговом предприятии имеет множество преимуществ, причем, как показывает практика за счет повышения пропускной способности и качества обслуживания розничный товарооборот возрастает на 15-30%.