Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
216
«Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли и одновременно требуют значи- тельных объемов ресурсов для финансирования продол- жающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия «звезды» направлена на увеличение и поддержание доли на рын- ке. Основная задача заключается в поддержании отличи- тельных преимуществ продукции организации в условиях растущей конкуренции. По мере замедления темпов разви- тия отрасли «звезда» превращается в «дойную корову».
«Дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли.
Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то это СХП приносит прибыли больше, чем требуется средств для поддержания его доли на рынке. Стратегия «дойной коровы» направлена на под- держание существующего положения как можно дольше и оказание финансовой поддержки развивающимся СХП.
Основные задачи этих СХП сводятся к предложению но- вых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов для повторных покупок, к периодической «напо- минающей рекламе» и новым ценовым скидкам.
«Дикая кошка», или «вопросительный знак», имеет слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в раз- вивающейся отрасли. Как правило, для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Стратегия «дикой кошки» имеет альтерна- тивы — интенсификация усилий организации на данном рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства. Поэтому руководители должны решить, верят ли они, что данное СХП сможет успешно конкуриро- вать при соответствующей поддержке (улучшение характе- ристик товара, снижение цен, новые каналы сбыта), или нужно уйти с рынка.
К «собакам» относят СХП с ограниченным объемом сбы- та в сложившейся или сокращающейся отрасли. За дли- тельное время пребывания на рынке этим СХП не удалось

9. Стратегический менеджмент
217
завоевать симпатии потребителей и они существенно усту- пают конкурентам по всем показателям (доле рынка, вели- чине и структуре издержек, образу товара и т.п.). Страте- гия «собаки» заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации (продаже). Организация, имеющая такое
СХП, может попытаться временно увеличить прибыль пу- тем проникновения на специальные рынки и сокращения обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
На рис. 9.5 пунктирная линия показывает, что «дикие кошки» при определенных условиях могут стать «звезда- ми», а «звезды» с приходом неизбежной зрелости снача- ла превратятся в «дойных коров», а затем и в «собак».
Сплошная линия показывает перераспределение ресурсов от «дойных коров».
В нашей стране пока нет широкой практики исполь- зования матрицы БКГ в силу понятных причин — еще не сложился рынок, нет достаточной стратегической ин- формации, но опытные расчеты подтверждают целесообраз- ность ее применения, особенно в крупных, многоотрасле- вых организациях, производящих продукцию различного назначения и поэтому работающих на различных рынках.
Опыт использования матрицы БКГ показал, что она весь- ма полезна при определении стратегических ресурсов на ближайшую перспективу. Вместе с тем необходимо отме- тить, что прежде чем использовать для анализа матрицу
БКГ, важно убедиться в том, что рост объема деятельности может быть надежным измерителем перспектив развития, а относительную позицию организации в конкурентной борьбе можно определить по ее доле на рынке. Если эти условия не соблюдаются, перспективы и условия конку- ренции сложнее, то придется использовать более сложные инструменты анализа.
Оценка выбранной стратегии. Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа пра- вильности и достаточности учета при ее выборе основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки в конечном счете под- чинена одному: приведет ли выбранная стратегия к до- стижению фирмой своих целей. И это является основным


Афонасова М.А. Менеджмент
218
критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка про- водится по следующим направлениям.
1. Соответствие выбранной стратегии состоянию и тре- бованиям окружения. Проверяется, насколько стратегия увязана с требованиями основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и дина- мики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
2. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и воз- можностям фирмы. В данном случае оценивается, насколь- ко выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, по- зволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
3. Приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Оценка оправданности риска проводится по трем направ- лениям: реалистичность предпосылок, заложенных в осно- ву выбора стратегии; негативные последствия для фирмы, к которым может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
Выполнение стратегии связано с проведением стратеги- ческих изменений, которые должны привести к решению трех задач:
1) установлению приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией;
2) установлению соответствия между выбранной стра- тегией и внутриорганизационными процессами;
3) приведению в соответствие с выбранной стратегией стиля лидерства и управления.
Основными областями проведения стратегических из- менений являются организационная структура и органи- зационная культура.
Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организационными изменениями. Задача руководства — постараться провести изменения так, чтобы при этом были

9. Стратегический менеджмент
219
разрешены возникающие в связи с сопротивлением кон- фликты. Проведение изменения должно завершаться уста- новлением нового статус-кво в организации.
Таким образом, выбор стратегии и ее реализация со- ставляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению организацией.
Вопросы для самопроверки
1. Какое значение имеет стратегическое управление в новых условиях деятельности организаций?
2. В чем заключаются основные отличия между мисси- ей и целями организации?
3. Какие этапы и элементы составляют содержание модели стратегического управления?
4. Какие подходы можно использовать для оценки фак- торов внутренней и внешней среды организации?
5. Какие варианты стратегии может выбрать организа- ция, если она планирует: производить существующий про- дукт; выпускать новые виды продукции?
6. Назовите наиболее важные условия достижения ор- ганизацией конкурентного преимущества.


220
Заключение
В учебном пособии рассмотрены важнейшие катего- рии и актуальные проблемы современного менеджмента.
Их изложение не претендует на полноту раскрытия всего многообразного и сложного мира, где действует менеджер, от стиля руководства и решений которого зависят резуль- таты сегодняшней деятельности организации и уверен- ность в ее успешном развитии в будущем.
Автор надеется, что информация и знания, почерп- нутые из данного пособия, вызовут интерес и потребу- ют дополнительного изучения такого сложного явления, как менеджмент, без которого невозможно устойчивое социально-экономическое развитие любой организации.
Цивилизованный рынок требует грамотных специалистов в области управления. Успехов в деле освоения основ про- фессионального менеджмента!

221
Библиографический список
1. Баринов В.А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / В.А. Баринов. – М. : Инфра-М, 2006. – 235 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент : учеб. для вузов /
О.С. Виханский. – М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2006. – 669 с.
3. Николаева Т.И. Менеджмент : учеб. для вузов /
Т.И. Николаева, И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 499 с.
4. Основы менеджмента : учеб. для вузов / Т.Е. Берез- кина [и др.] ; ред. Д.Д. Вачугов. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М. : Высшая школа, 2005. – 375 с.
5. Переверзев М.П. Менеджмент : учеб. для вузов. –
М. : Инфра-М, 2007. – 286 с.
6. Переверзев М.П. Менеджмент : учеб. / М.П. Пере- верзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М. : Инфра-М,
2007. – 326 с.
7. Стратегический менеджмент : учеб. для вузов. –
СПб. : Питер, 2005. – 495 с.
8. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения : учеб.
/ Р.А. Фатхутдинов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. :
Инфра-М, 2008. – 264 с.

222
Приложение 1. Задания
к контрольной работе
Контрольная работа по данной дисциплине состоит из двух частей: теоретического вопроса и практического за- дания.
1. Теоретические вопросы
1. Функции управления. Состав и классификация функ- ций управления.
2. Чем вызвана необходимость формирования новой па- радигмы управления в начале XXI века?
3. Какие особенности имеет труд менеджеров по сравне- нию с трудом других членов организации?
4. Профессиональная компетенция менеджеров и основ- ные требованиия, предъявляемые к ней.
5. Какими свойствами обладает любая организация как объект управления?
6. Классификация целей организации. Основные при- знаки классификации.
7. Каково назначение функции «координация» и каки- ми средствами она выполняется?
8. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям? Кто и какие виды решений принимает в организации?
9. Какую роль играют методы в процессе управления.
Характеристика методов управления.


Приложение 1
223 10. Виды связей, существующих между элементами структуры управления.
11. Какие принципиально важные положения извест- ных научных школ используются в современном менедж- менте?
12. Основные факторы, оказывающие влияние на эф- фективность контроля в организации.
13. Эффективность и результативность деятельности организации, основные параметры для их оценки.
14. Какова роль мотивации труда в менеджменте? Чем мотив отличается от стимула?
15. Характерные особенности российского менеджмен- та.
16. Сущность стратегического менеджмента. Какие факторы влияют на выбор стратегии.
17. Какой вклад внесли в развитие теории менеджмен- та Ф. Тейлор и А. Файоль?
18. Сущность и значение управленческих решений.
19. Какова роль информационного обеспечения процес- са принятия управленческих решений?
20. Какие факторы оказывают влияние на выбор стра- тегии развития организации?
21. Сущность интеграционных процессов, интеграцион- ной стратегии предприятия.
22. Какова роль экономических методов менеджмента в современных условиях?
23. Сущность социально-психологических методов ме- неджмента.
24. Основные правила и этапы построения организаци- онных структур управления.
25. Каковы основные особенности матричной структу- ры управления, ее преимущества и недостатки?
26. Сущность продуктовой и проектной структур управ- ления.
27. Какова роль управленческих решений в деятельно- сти менеджера? Виды управленческих решений.
28. В чем заключается алгоритм выработки и реализа- ции управленческих решений?
29. Характеристика стилей руководства.

Афонасова М.А. Менеджмент
224 30. Основные формы власти и влияния в органи- зации.
31. Какие известные теории лидерства применяются в практике менеджмента?
32. Основные этапы стратегического планирования в организации.
33. Какие виды базовых стратегий могут применяться в организациях?
34. Сущность SWOT-анализа и его роль в стратегиче- ском управлении.
35. Каковы причины возникновения конфликтов в кол- лективе и их последствия?
36. Основные методы разрешения конфликтов в орга- низациях.
37. «Хорошо спланировано — наполовину сделано».
Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.
38. Раскройте сущность и роль инновационного менедж- мента.
2. Практические задания
Задание 1. Изучив материалы учебного пособия
(разд. 4), определите, на какой стадии жизненного цик- ла организация формирует миссию. Ответы запишите в таблицу.
Стадии жизнен- ного цикла
Согласие
Несогласие
Обоснование ответа
Создание
Рост
Зрелость
Завершение
(спад)
Задание 2. Проверьте возможные противоречия в пер- воначальных формулировках целей, приведенных в табли- це, обоснуйте свое мнение (используйте для этого место под таблицей).


Приложение 1
225
Формулировка целевых заданий
Есть ли противоречия
Да Нет
1. Снизить издержки производства и повысить инновационный потен- циал организации
2. Повысить объемы продаж и сни- зить себестоимость выпускаемой продукции
3. Реализовать стратегию ново- введений и ежегодного прироста прибыли
4. Развивать творческий потенциал и повысить исполнительскую дис- циплину персонала
5. Реализовать план социального развития коллектива и обеспечить рост производительности труда
6. Расширить полномочия работни- ков по принятию решений и усилить контролирующие функ- ции руководства
Задание 3. Фирма ежемесячно производит 5000 ком- пьютеров. Чтобы серьезно противостоять конкурентам, ей предстоит сделать выбор:
1) снизить цену на продукцию на 10 %. Тогда прибыль фирмы от продажи каждого компьютера сократится с 300 до 200 y.e.;
2) усилить рекламу и увеличить сеть сбытовых орга- низаций. При этом рекламные затраты на единицу про- дукции возрастут со 100 до 150 y.e., а сбытовые — с 50 до
120 y.e.
Необходимо:
– определить факторы, которые будут учитываться при принятии решения, и перечень возможных альтернатив решения;
– рассчитать доходность;
– принять единственное решение.

Афонасова М.А. Менеджмент
226
Задание 4. В литературе по управлению выделены глав- ные характеристики внутренней и внешней среды малых предприятий, которые в значительной мере предопределя- ют их особенности как объектов управления. Некоторые из них названы в таблице. Заполните таблицу, подчеркнув из приведенных характеристик те, которые относятся к малым предприятиям.
Наименование характеристики
Особенности малых предприятий
1. Масштабы приме- няемых средств
Большие
Ограни- ченные
2. Номенклатура вы- пускаемой продукции или услуг
Большая
Ограниченная
3. Система сбыта
Сложная
Упрощенная
4. Роль руководителя
Собствен- ник
Общий управ- ляющий
Функцио- нальный менеджер
5. Управленческий аппарат
Многочислен- ный
Ограниченный
6. Структура управле- ния
Простая
Плоская
Сложная
Иерархическая
7. Планирование и контроль
Формализова- ны
Не формализо- ваны
8. Отношения между работниками и хозяе- вами
Обезличены
Персонифи- цированы
9. Финансовые ресурсы
Большие
Ограниченные
10. Ресурсные и сбыто- вые рынки
Локальные
Географически распространен- ные
11. Поставщики и по- требители
Узкий круг
Расширенный круг
12. Чувствительность к изменениям экономи- ческой конъюнктуры и экономики
Высокая
Низкая