Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Общая теория управления. Закономерности...
41
Координация (Кр) — это процесс, с помощью которого руководители обеспечивают единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Контроль (Кт) позволяет руководителю увидеть, на- сколько успешно идет работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно удовлетворены потреб- ности внешней среды.
Все пять блоков функций управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходимы коммуникации, то есть обмен информа- цией. Эти две характеристики связывают все управленче- ские функции в управленческий цикл и обеспечивают их взаимозависимость (рис. 2.6).
??
??
??
??
??
Рис. 2.6. Схема управленческого цикла
Таким образом, управленческий цикл представляет со- бой постоянно повторяющуюся серию непрерывных, вза- имосвязанных действий (функций), каждая из которых также состоит из серии взаимосвязанных действий (под- функций). При этом все функции управления пронизаны связующими процессами — принятием решений и ком- муникациями. Чтобы организация могла четко работать, руководитель должен ежедневно делать целый ряд пра- вильных выборов из нескольких альтернативных возмож- ностей. Выбор одной из альтернатив — это принятие реше- ния. Следовательно, принятие решения — это выбор того, что и как надо планировать, организовывать, контролиро- вать и т.д. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Для принятия эффективных решений необходимо на- личие адекватной информации об объекте. Единственным способом получения такой информации являются комму- никации — процесс обмена информацией между людьми и подразделениями. Информация в организации передает- ся не только для того, чтобы принимались здравые реше- ния, но и для того, чтобы они могли выполняться. Планы,

Афонасова М.А. Менеджмент
42
например, нельзя реализовать, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять.
Таким образом, процессный подход к менеджменту под- черкивает взаимосвязь и взаимозависимость всех функций управления. Этот подход применим ко всем типам органи- заций.
2.6. Системный подход к управлению
Теория систем впервые была применена в точных нау- ках и в технике. Применение теории систем в менеджмен- те в конце 50-х гг. XX в. явилось важнейшим вкладом в науку управления. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мыш-
ления по отношению к организации и управлению.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являют-
ся системами. Существует два основных типа систем: за-
крытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодей- ствием с внешней средой. Крупные составляющие слож- ных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Понимание того, что организации представляют собой
сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически при- емлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме ор- ганизации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школа научного управления — технически- ми. Ни одна из школ не учитывала воздействие среды на организацию.


2. Общая теория управления. Закономерности...
43
Множество элементов, из которых состоит система, но- сит название системообразующих элементов (СОЭ). Это множество включает реализуемые в системе функции, входы, выходы, правила преобразования входов в выходы, субъекты труда, средства труда, катализатор и связи.
Организация получает из внешней среды информацию, капитал, сырье, материалы. Эти компоненты называются
входами. В процессе своей деятельности организация об- рабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги.
Продукция и услуги являются выходами организации, ко- торые она выносит в окружающую среду.
Если система управления эффективна, то в процессе преобразования образуется добавочная стоимость входов.
В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличе- ние объема продаж, рост организации.
Таким образом, суть системного подхода к менеджмен- ту состоит в том, что он подчеркивает взаимосвязь и вза- имозависимость отдельных частей организации, а также организации и внешней среды. Применение теории систем к управлению позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплета- ются с внешним миром. Эта теория интегрировала разра- ботки всех предыдущих школ и практику менеджмента.
2.7. Ситуационная концепция управления
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказы-
вают влияние на организацию в данное время.
Используя этот подход, руководители могут лучше по- нять, какие приемы будут в большей степени способство- вать достижению целей организации в конкретной ситуа- ции. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях.

Афонасова М.А. Менеджмент
44
В нем также сохранена концепция процесса управления.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные при-
емы и концепции с определенными конкретными ситуа-
циями для того, чтобы достичь целей организации наи-
более эффективно.
Ситуационный подход использует ситуационные разли- чия между организациями и внутри самих организаций.
Менеджеру необходимо определить, каковы значимые пе- ременные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
1) менеджер должен быть знаком со средствами профес- сионального управления, которые доказали свою эффек- тивность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного ана- лиза, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;
2) менеджер должен уметь предвидеть вероятные по- следствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики в конкретной ситуации;
3) менеджер должен уметь правильно интерпретиро- вать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой измене- ние одной или нескольких переменных;
4) менеджер должен уметь отбирать конкретные прие- мы, которые вызовут наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая дости- жение целей организации самым эффективным путем.
Наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление является установление основных значимых переменных. Невозможно, однако, определить абсолютно все переменные, влияющие на организацию. Буквально все, что происходит внутри организации и в ее внешнем окружении, определенным образом влияет на решения, принимаемые руководством. Поэтому менеджеры долж- ны рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего мо- гут повлиять на ее успех. Устранив тысячи малозначимых


2. Общая теория управления. Закономерности...
45
различий между организациями и ситуациями, необходи- мо сократить число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.
Общепризнанно, что существует не более десятка фак- торов, которые можно сгруппировать в две основные груп- пы — внутренние и внешние переменные.
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации, факторы внутренней среды. Инфор- мация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи орга- низации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность су- ществования своим работникам, создает определенные со- циальные условия для их жизнедеятельности. Основными внутренними переменными являются системообразующие элементы организации (средства труда, персонал, функции и т.д.). Изменение одного из них обусловливает изменение других элементов.
В настоящее время менеджерам необходимо учиты- вать действие факторов, находящихся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагиро- вания на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эф- фективность.
Выделяют следующие основные характеристики внеш- ней среды:
взаимосвязанность факторов внешней среды — уро- вень силы, с которой изменение одного фактора воздей- ствует на другие факторы. Изменение какого-либо факто- ра окружения может обусловливать изменение других;
сложность внешней среды — число факторов, на ко- торые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

Афонасова М.А. Менеджмент
46
подвижность внешней среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окру- жение современных организаций изменяется с нарастаю- щей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой распо- лагает организация, и уверенностью в точности этой ин- формации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда прямого воздействия включает факторы, кото- рые непосредственно влияют на деятельность организации.
К ним относят поставщиков, акционеров, законы, учреж- дения государственного регулирования, профсоюзы, по- требителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факто- ры, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию и ее функционирование. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно- технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Внешние переменные — это факторы внешней среды.
Руководители в своей деятельности должны всегда учи- тывать как внутренние переменные, так и факторы внеш- него окружения, поскольку организации являются откры- тыми системами, зависимыми от взаимообмена ресурсами и результатами деятельности с внешней средой.
С развитием ситуационной концепции управления свя- зывают современный этап развития менеджмента, когда осуществляется переход от рационалистической парадиг- мы к неформальной, информационной модели управления.
Воплощением информационной модели являются в насто- ящее время концепции стратегического и эволюционного менеджмента.


2. Общая теория управления. Закономерности...
47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте содержание основных этапов раз- вития менеджмента.
2. Оцените вклад в развитие теории менеджмента
Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо.
3. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?
4. Выделите главные характеристики процессного под- хода к менеджменту.
5. Охарактеризуйте ситуационный подход к управле- нию организацией.
6. На чем основывается утверждение о том, что управ- ление является наукой?

48
3. Принципы и функции менеджмента
3.1. Законы и принципы менеджмента
Фредерик Тейлор в своей знаменитой работе «Научная организация труда» отмечал: «Управление — это подлин- ная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы»
1
Законы — это те устойчивые взаимосвязи между яв- лениями, которые удалось выявить человечеству за всю историю науки управления. Следует отметить, что законы менеджмента значительно отличаются от известных физи- ческих или химических законов. Они справедливы только при определенных, не всегда четко выделенных условиях и неявных предположениях. Многие законы менеджмен- та являются результатом накопленных наблюдений за определенный исторический отрезок. Их перенесение на другие временные интервалы, а тем более использование для прогнозирования будущего развития ситуации весьма проблематично. Многие законы признаются одной науч- ной школой и оспариваются или даже отрицаются други- ми школами.
В последнее время менеджмент интенсивно вооружает- ся новыми закономерностями, установленными другими науками (физикой, биохимией, экономикой, системными исследованиями), которые обогащают науку управления, выводят ее исследования на междисциплинарный уровень и позволяют объяснить многие новые сложные явления и процессы.
1
?????? ?. ??????? ??????????? ????? : ???. ? ????. ?., 1989.

3. Принципы и функции менеджмента
49
В табл. 3.1 приведены основные законы, на которых основано управление социально-экономическими система- ми.
Таблица 3.1
Законы управления
Законы управления
Содержание
I. Законы, свой- ственные управле- нию в целом
1. Согласование интересов
2. Сочетание государственного регулирования экономики с хозяйственной самостоятельностью предприятий
3. Сложность управляющей системы
4. Участие трудового коллектива в управлении предприятием
II. Законы, прису- щие всем сторонам управления
1. Закон спроса и предложения
2. Закон конкуренции
3. Закон убывающей доходности
4. Закон экономии времени
5. Закон зависимости между ценой и предложением
III. Законы, прису- щие отдельным под- системам управле- ния и их элементам
1. Изменение значимости функций управления
2. Сокращение числа уровней управ- ления
3. Концентрация функций управле- ния
4. Распространенность контроля
IV. Законы, откры- тые кибернетикой и теорией систем
1. Обратная связь
2. Закон оптимальности
3. Единство управления и информа- ции
4. Закон эмерджентности
5. Закон подобия части и целого
6. Закон развития системы за счет окружающей ее среды
7. Закон необходимого разнообразия