Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 942

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Лекция №3: «Реабилитационный процесс».

(2 занятия – 4 часа)


Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней.

Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: о программах реабилитации, о правилах составления программ реабилитации.

знать: Принципы составления программ реабилитации, цели, задачи и принципы программ реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; мероприятия, проводимые на всех этапах, особенности сестринского процесса в реабилитации.

уметь: составлять программы реабилитационных мероприятий на всех этапах; составлять план сестринского вмешательства в реабилитационной программе на всех этапах.

План:

1.Принципы составления программ реабилитации.

2.Сестринский процесс в реабилитации.

1. Принципы составления программ реабилитации.

Научно доказано, что при правильно разработанной программе реабилитации к активной жизни можно возвратить до 50% тяжелобольных.

На всех этапах реабилитационной программы предусматривается, обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного восстановительного воздействия. Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и следовать следующим правилам:

• партнерство лечащего врача, врача – реабилитолога, среднего медицинского персонала и пациента;

• определение реабилитационного потенциала больного, особенно его двигательных возможностей;

• разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реабилитации для каждого больного;

• комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;

• поэтапное назначение восстановительных мероприятий, с учетом динамики функционального состояния больного.

Определение реабилитационного потенциала больного, является существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных

задач:

• Выяснение характера двигательных нарушений и степени ограничения двигательной функции.

• Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного звена ОДА, либо нарушенной функции поврежденного органа или системы.

• Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.

Оценка физической работоспособности организма в целом и функциональной способности отдельных органов и систем, проводится с учетом определения переносимости различных по характеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.

Результаты оценки реабилитационного потенциала, следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий, с целью их последующей коррекции.

2. Этапы сестринского процесса в реабилитации.

Все этапы сестринского процесса взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей.

I этап - обследование пациента

Происходит сбор данных о пациенте, который включает субъективные и объективные методы обследования.

Субъективные данные.

  • Жалобы пациента в настоящее время.

Объективные данные.

  • Антропометрическое исследование: ЖЕЛ, окружности грудной клетки, конечностей, определение ЧДД, динамометрия и др.

  • Соматоскопическое исследование: определение формы грудной клетки, живота, нарушение осанки.

  • Расчет индексов: жизненного, пропорциональности, силового, весоростового.

  • Проведение функциональных проб: проба Мартине с 20 приседаниями, проба Штанге, проба Генче, ортостатическая и клиностатическая.

  • Осмотр и пальпация передней брюшной стенки и органов брюшной полости, области спины (проводится с целью выявления особенностей массируемой области, повреждений кожных покровов, уплотнений, болезненных участков).

  • Особенности психо-эмоционального состояния.

II этап - сестринский диагноз

На основе обследования пациента, медицинская сестра устанавливает сестринский диагноз.

Сестринский диагноз -
это настоящая или потенциальная проблема пациента связанная с заболеванием, решение которой входит в компетенцию медицинской сестры (ограничение движения, боль, нарушение ритма, частота и глубины дыхания).

III этап - планирование

Во время планирования медицинская сестра формирует цели и план сестринского вмешательства. По срокам различают 2 вида целей:

  • краткосрочные (до 1 недели);

  • долгосрочные (недели, месяцы, после выписки);

В зависимости от поставленных целей и задач, а также сроков их исполнения определяются особенности выполнения гигиенической гимнастики, массажа и физиотерапевтических процедур. Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональному состоянию пациента, и стимулировать деятельность органов дыхания.

IV этап - реализация

Сестринские вмешательства представляют собой категорию сестринского поведения, в котором производятся различные действия необходимые для достижения целей сестринского вмешательства, вплоть до их завершения.

Различают 3 типа сестринских вмешательств:

  1. Зависимые. Это действия медицинской сестры, которые выполняются по назначению врача.

  2. Взаимозависимые. Это медицинской сестры, которые выполняются совместно с врачом или другими специалистами.

  3. Независимые. Это действия медицинской сестры, которые выполняются по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями.

Применение сестринского вмешательства, направленно на удовлетворение потребностей пациента. Например: совет и обучение больного навыкам самообслуживания, совет и обучение больного правильному построению двигательного режима дня с учетом проводимой терапии, выполнение самостоятельных занятий гигиенической гимнастики и самомассажа, адаптация некоторых физиопроцедур к амбулаторным условиям.

V этап — оценка эффективности проведенной реабилитации

1. Оценка реакции пациента на проводимые вмешательства -
учитывается мнение пациента о проводимом сестринском вмешательстве.

2.Оценка достижения поставленных целей - насколько были достигнуты цели, поставленные в процессе ухода.

3.Оценка качества проводимых вмешательств - оценивается сама техники выполнения процедур ЛФК, массажа и физиопроцедур.

Для реализации всех этих направлений, важное значение имеет материально-техническая и штатная обеспеченность реабилитационных учреждений. Структура и оснащенность отдельных кабинетов и подразделений определяется мощностью учреждения и составом больных, проходящих реабилитацию.

Вопросы:

  1. Объясните принципы составления реабилитационных программ.

  2. Поясните, для чего нужно анализировать результаты реабилитационных мероприятий.

  3. Перечислите все этапы сестринского процесса в реабилитации.

  4. Перечислите 3 типа сестринских вмешательств на IV этапе сестринского процесса в реабилитации.

Ситуационная задача.

Пациентка Б., 50 лет, жалуется на боли в правом боку, невозможность лежать на нем во время ночного сна. Из беседы мед.сестра выяснила, что неделю назад Б. болела Гриппом, провела курс лечения, но не полностью, а через несколько дней наступило ухудшение самочувствия, появился кашель и боль при вдохе.

Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, температура 37,3, ЧДД – 20 в мин, кашель редкий, без выделения мокроты, АД – 130/80 мм.ст., пульс – 80 уд. в мин.

Задание:

Осуществить этапы сестринского процесса:

1. ОК2, ОК4, ОК5, ОК11; ПК2.2, ПК2.6. Установите приоритетную проблему пациента.

2. ОК3; ПК2.1. Составьте план сестринского вмешательства.

3. ОК9; ПК2.3, ПК2.4, ПК2.5, ПК2.7. Осуществите реализацию плана сестринского вмешательства.

4. ОК7; ПК2.8. Оцените эффективность сестринского процесса.

Лекция №4: «Средства реабилитации».

(2 часа)

Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в реабилитации инвалидов уделяется методам реконструктивной хирургии, психологическим компонентам реабилитации, физиотерапии и ЛФК, которые призваны оптимизировать условия жизни инвалидов и предупредить проявления болезней.

Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: о реконструктивной хирургии, о психологической реабилитации, о физиотерапии и ЛФК, об общих правилах техники безопасности в ФТО, должностных обязанностях среднего медицинского персонала.