Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


знать: основные методы реконструктивной хирургии, основные компоненты психологической реабилитации, основы физиотерапии и ЛФК; организацию и возможность проведения сестринского процесса в ФТО, должностные обязанности среднего медицинского персонала. Документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных. Должностные обязанности сестринского персонала.

уметь:

-применять методики психологической реабилитации.

-организовать работу медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении (кабинете).

-заполнять документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных.
План:

1.Методы реконструктивной хирургии.

2.Психологический компонент реабилитации.

3.Основы физиотерапии; ЛФК.

1. Методы реконструктивной хирургии:

органозамещающие (пересадка донорских либо искусственных органов);

органовосстанавливающие (пластические операции на внутренних органах — пищевод, гортань и т.д.);

косметические (пластические операции на лице).

Протезирование - замена частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей замененного в ходе протезирования органа (конечности и др.).

Протезы могут быть функциональными (для передвижения, захвата предметов, резания продуктов и др.) и косметическими (глазное яблоко, ушная раковина, молочная железа).

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций (корсеты, бандажи, ортопедическая обувь, стельки).

Система восстановительных мероприятий в лечебно-профилактической практике также подразделяется на несколько этапов (фаз):

  • стационарный (осуществляемый в медицинском учреждении),

  • санаторный (реализуемый на базе санаториев и профилакториев),

  • адаптационно-компенсаторный (осуществляемый в домашних условиях).

Контроль за проведением этого этапа возлагается на специализированный реабилитационный центр или поликлинику. Содержание реабилитационных мероприятий определяется не только условиями, в которых оказывается больной, но и состоянием его здоровья и степенью адаптационных возможностей организма. Основным видом медицинской реабилитации на данном этапе является рациональная методика диспансерного наблюдения за больными. Основными специалистами, осуществляющими медицинскую реабилитацию являются специалисты по реабилитации и физиотерапии, медицинский психолог, психотерапевт, социальный работник. Организует и координирует реабилитационный процесс врач-реабилитолог. Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации индивида в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.


2.Психологический компонент реабилитации.

Термин психологическая реабилитация обозначает комплекс психологических мероприятий, направленных на изменение характера клиента с целью нивелирования у него негативных поведенческих отклонений и выработки устойчивой социальной адаптации к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация подразумевает обретение личностью устойчивости, гармоничности, бодрости.

Психологическая реабилитация призвана решать широкий круг задач психологической помощи, прежде всего, таких как:

1. Нормализация психического состояния, преодоление последствий стресса

2. Восстановление нарушенных (утраченных) психических функций.

3. Гармонизация Я-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией

4. Оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референтными личностями и группами и др.

Выделяют несколько видов психологической реабилитации:

Социально - психологическая реабилитация направлена на восстановление социальных связей, создание системы социально-психологической поддержки и самоподдержки.

Психическая реабилитация трактуется как система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий в условиях медицинского стационара..

В отечественной медицинской психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:

партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

разноплановость усилий — направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности; единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

ступенчатость — создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.

Актуальной задачей психической реабилитации является разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов,



тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов, социальной дезадаптации (в результате длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и т.д.). Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).

Психологическая реабилитация включает в себя психологическое консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, привлечение реабилитируемых к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование предназначено для оказания психологической помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач.

В процессе психологического консультирования решаются следующие задачи:

- оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

- повышение общей психологической грамотности;

- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

- коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Социально-педагогический компонент реабилитации предполагает организацию мер педагогической помощи в социализации индивида.

Обучение предусматривает предоставление помощи человеку в компенсации психологических изменений в формировании положительных установок на развитие других способностей индивида, что будет компенсировать его состояние.

Особенно важен этот компонент при реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В этом случае обучение должно быть направлено на овладение инвалидом стандартными схемами поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружения и полноценного существования в нем. Обучение должно включать адаптационные консультирование и
организацию социального участия инвалида, оно должно подготовить инвалида к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействиям на него.

Социально-бытовой компонент реабилитации касается в основном инвалидов и включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Федеральное российское законодательство выделяет и такое направление реабилитационной деятельности, как "социальная реабилитация инвалидов", подразумевая деятельность по социально-бытовой адаптации социально-средовой реабилитации. Подобное употребление терминов, когда одно из направлений реабилитации приводится под таким же названием, как и вся совокупность деятельности по восстановлению способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и методологические противоречия. По нашему мнению, термин «социальная реабилитация» следует оставить за описанием общего процесса, а в качестве компонента выделить социально-бытовой компонент реабилитации.


Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности. Осуществляется главным образом по отношению к инвалидам.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

  • информирование и консультирование инвалида и

  • его семьи;

  • «адаптационно обучение инвалида и его семьи;

  • обучение инвалида: персональному уходу(самообслуживанию);

  • персональной сохранности; овладению социальными навыками;

  • обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

  • адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Социалъно-средовая ориентация также реализуется в отношении инвалидов и представляет собой систему и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

  • социально-средовое обучение;

  • обучение общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;

  • оказание помощи в решении личных проблем;

  • социально-психологический патронаж семьи.

Социально-бытовая адаптация предусматривает определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним больных и инвалидов.

3. Основы Физиотерапии. 

Физиотерапия (от греческих слов физис – природа и терапия лечение) – наука, изучающая действие на организм человека физических факторов внешней среды в их естественном и переформированном виде и использование этих факторов в лечебных и профилактических целях.

В состав физиотерапии входят такие разделы как: электролечение, лечение ультразвуком, светолечение. Климатотерапия, механотерапия, физикофармаколечение, водо- и теплолечение.

Каждый из этих разделов включает группу методов, которые основываютсяна действии определенных физических факторов.