Файл: Министерство просвещения науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.2 Особенности воспитания скоростных качеств в тхэквондо
Каждое движение в тхэквондо базируется на научной основе и предназначено для достижения строго определенных целей. Особенностью спортивных единоборств является проявление молниеносной реакции, быстрой защиты и эффективной защиты.

В процессе исследования скоростно-силовых качеств борцов тхэквондо ученые отмечают проявление следующих факторов, влияющих на эти качества у борцов:

- Скрытое время реакции

- Длительность выполнения одиночного удара

- Предельный темп выполнения серии ударов,

- Скорость передвижения спортсмена на борцовском ковре.

В связи с тем, что внешнее проявление быстроты, как правило, связано с другими двигательными способностями организма, например, с выносливостью или силой, поэтому можно утверждать, что быстроты в «чистом виде» не существует.

В единоборствах сложная реакция наиболее специфична, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов (ударов, защит, маневров, финтов движений и т.д.) и постоянно быть готовым отвечать любым ответным (или встречным, опережающим) приемом. Для этого необходимо, оценив обстановку, сделать соответствующий выбор действий (желательно наилучших) и эффективно их провести.

Тренировку по формированию у спортсмена быстроты реагирования, как утверждают специалисты-практики, стоит строить таким образом, чтобы тренирующийся смог организовать свою деятельность и совершать действия с использованием способности увидеть перемещающийся объект и совершить моторную фазу реакции. Необходимо зафиксировать взглядом объект до начала движения, при этом учитывая, что в этом случае время реализации существенно уменьшается [41].

Можно разгадать замысел противника, определить, чем он будет атаковать и в какую цель, но, чтобы не быть застигнутым врасплох, надо еще выбрать и соответствующий ответ. Мало того, надо выполнить его вовремя, не опоздав, а опередив противника, причем не просто выполнить вовремя, а с определенным эффектом, т.е. быстро, точно и мощно.

Пути достижения мастерства в единоборствах неразрывно связаны с выполнением определенных специфических действий (защит, ударов, блокировок и т.п.) и влияет на выбор определенной формы ведения боя. А одним из важнейших условий тактической подготовки спортсмена ученые называют умение интенсивного нанесения ударов и способность удерживать высокую плотность нанесения ударов во время боя [41].


В современном спорте высших достижений непременное условие эффективности технико-тактических действий развитая способность к антиципации, т.е. к предвидению действий у противников, высокий уровень развития которой дает возможность спортсмену не только эффективно контратаковать свои действия, но и прогнозировать действия [43].

1.3.3 Характеристика двигательной деятельности каратиста
Благодаря популяризации в современном обществе контактных видов спорта наблюдается их высокий темп распространения в мире. Однако, научной литературы по методике подготовки спортсменов-каратистов не так уж и много. В связи с этим многие тренеры вынуждены обращаться к исследованиям, связанным с другими, внешне связанными видами спортивных единоборств [44].

В карате, как и в любом другом виде спортивных единоборств в наличии имеются различные стили и школы. Нам бы хотелось остановиться на стиле кекусинкай, который характеризует большой арсенал наиболее эффективных приемов, при этом отмечается отсутствие стремления к внешней демонстративности. Целью каратистов данного стиля является физический контакт с противником: нанесение как можно большего количества повреждений при помощи силы рук и ног, чтобы вывести соперника из борьбы. Не последнее место при подготовке таких спортсменов занимает скоростно-силовая подготовка.

Можно с уверенностью сказать, что высокие достижения в этом виде спорта определяются гармоничным развитием качеств, а не каким-либо одним, ведущим физическим, психическим или функциональным качеством

[29].

Для данной категории единоборств особое значение также носит подвижность нервной системы и быстрота реакции [1].

Основными компонентами физической подготовки каратистов являются скорость, ловкость, координация, сила и равновесие. Кроме этих качеств физической подготовки, спортсмены должны развивать такие качества, как гибкость, точность, реакцию, чувство времени, выносливость и психическую стабильность [40].

Правильное мышечное расслабление является необходимой составляющей любой тренировки, она способствует увеличению скорости ударных действий [2, 30].

Как показывают многочисленные исследования, умение расслаблять мышцы позволяет спортсмену повысить скорость движений и быстроту двигательных реакций, увеличить специальную выносливость, точность движений и овладеть новыми движениями [5]. Также на проявление быстроты в действиях спортсменов влияет уровень развития простой и сложной двигательных реакций [39].



Простая реакция ответ на заранее известный раздражитель; сложная реакция выбора, т.е. когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации [28].

Большое значение играет специальная выносливость, однако кратковременные ускорения в виде комбинаций ударов, защит, передвижений и финтов происходят за счет скоростно-силовых способностей спортсмена [4].
1.4 Способы развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 лет средствами единоборств

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнѐра, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, блочными устройствами и т.п.). Мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям или несколько превосходят их [38].

Слишком малое внешнее сопротивление не в состоянии мобилизовать в достаточной степени деятельность нервно-мышечного аппарата. Использование малых напряжений может быть оправдано (и целесообразно) не только при решении некоторых частных задач, а также в работе с начинающими спортсменами (особенно юными). По мере роста тренированности дальнейшее развитие силы мышц требует более значительного нарастания величины раздражителя [5].

Рост квалификации спортсмена напрямую зависит от комбинации средств скоростно-силовой подготовки. В процессе исследования выделяется следующая парадигма: если в начале спортивной деятельности упор делается на формирование структуры силовых возможностей, то в процессе развития необходимым становится ориентация на особенности соревновательной деятельности. В связи с этим наблюдается соответствие средств специальной силовой подготовки требованиям проявления силы в соревновательных упражнениях, который оценивается в соответствии данным критериям:

амплитуде и направленности движений; акцентируемому участку рабочей амплитуды движения; величине динамического усилия; быстроте развития максимального усилия; режиму работы мышц [30].

При использовании тех или иных средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:

Во-первых, тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого этим средством;

Во-вторых, применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма спортсмена;


В-третьих, следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любого средства;

В-четвертых, тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько их сочетанием, порядком следования и разделяющим их временным интервалом [39].

Для формирования скоростно-силовых способностей применяют упражнения, в которых особая роль отведена высокая мощность сокращений мышечной ткани. Для этих упражнений свойственно особое соотношение силовых и скоростных характеристик: высокое проявление мышечных усилий производится за наименее допустимое время. В практике физического воспитания такие упражнения называют «скоростно-силовыми», и поскольку в таких упражнениях применяется повышенная скорость их выполнения, отсутствует необходимость в использовании значительных отягощений. В практике физической подготовки существует множество упражнений, которые выполняются без внешних отягощений, например, кардио-упражнения [37].

В программах по физическому воспитанию предусматривается широкая палитра скоростно-силовых упражнений. В нее входят прыжки разных форм: легкоатлетического характера, акробатические, опорные гимнастические и др., метание, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов и других предметов, а также скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание и ускорение), и т.д [27].

При воспитании силовых качеств организма, применяют упражнения совокупного и точечного (локального) воздействия используя следующие средства:

  1. упражнения, помогающие органичному, комплексному

формированию мышечных групп и их укреплению, обеспечивая при этом высокую нагрузку на организм человека в целом (бег, приседания с отягощениями, выпрыгивания и т.п.)

  1. упражнения, способствующие локальному укреплению мышц или мышечных групп при использовании не высокой нагрузки, и при вовлечении в выполнение упражнения отдельных частей тела, как например, поднимание ног при закрепленном туловище [1].

Для того чтобы гармонично формировать скоростно-силовые способности тренеры выбирают, как правило, те, которые можно регулировать по скорости и степени отягощения. Особенно эффективным в большинстве случаев считаются упражнения с нормированным вешним отягощением, в качестве которого могут выступать пояса жилеты, где можно дозировать разновесы, или же, например, в беговых упражнениях и упражнениях на ускорение используется утяжеленная обувь и ножные манжеты с утяжелением. Связано это, прежде всего с тем, что даже если упражнение с отягощениями выполняется с максимально возможной скоростью, с течением времени и в связи с адаптационными способностями организма, результат уровня мышечного напряжения стабилизируется, и следовательно, не приводит к росту силовых показателей [1,35].


Совершенствование силовых возможностей спортсменов строится на создании в мышцах все возрастающих напряжений и на использовании принципа «сопряженного воздействия», т.е. в стремлении добиться структурного и функционального соответствия используемых силовых упражнений в соревновательных движениях [6,31].

Упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые связаны с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств организма и направленных на увеличение мощности боевых усилий как правило выносят в особую группу. В первую очередь к ним относятся спрыгивания с последующим выпрыгиванием вверх и упражнения на блочном устройстве, включающие момент рывкового преодоления отягощения в виде стремительно перемещающего груза [10].

Выполнение упражнений такого рода в амортизационной фазе способствует проявлению высоких показателей «взрывной силы», при этом стоит учитывать и правила нормирования нагрузки на организм. Эти упражнения «условно можно назвать «упражнения ударно-реактивного воздействия» [1].

Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (прыжки) и с внешними отягощениями. К ним относятся упражнения, позволяющие воспитывать силу у мышц, несущих основную нагрузку, в тесной связи с другим ведущим качеством, сохраняя при этом структуру специализируемого упражнения. Само это упражнение является эффективным средством специального силового развития, причем в процессе выполнения его создаются условия для развития мышечной силы сообразно двигательной специфике данного вида спорта [5].

Средствами подготовки силовых качеств в спортивной практике выступают следующие группы упражнений:

Спортивное упражнение – это упражнение, выполненное с соблюдением всех правил соревнования.

Специальные упражнения – система упражнений для развития силовых и других качеств, которые соответствует структуре выполняемого в данный момент упражнения. Данное условие, как правило, касается как всего движения, так и отдельных его частей [20].

Специально-вспомогательные упражнения – это физические упражнения, позволяющие локально развивать силу отдельных мышечных групп в тесной связи с другим ведущим двигательным качеством в соответствии с внешней структурой спортивного упражнения, когда сохранить внешнюю структуру его методически невозможно [11].

Использование чрезмерно больших, или же, напротив, малых отягощений, может спровоцировать нарушения внутренней структуры движения. Тогда эти упражнения станут уже средствами разносторонней целенаправленной силовой подготовки [12].