Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1091

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гуманизм


Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV

середине XV вв. Его центром была Италия.

Как уже выше было сказано, Возрождение – это обращение к античной культуре и философии на основе которых возникает новое чувство жизни, которое рассматривается как родственное чувству жизни античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Вновь и по иному открывается Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Делаются новые переводы античных произведений, что позволяет их по-новому исследовать и комментировать. В этот же период начинается активное движение за адекватный, новый перевод с древнееврейского и древнегреческого Библии, и её комментарии и толкования, которое получило название филологического гуманизма (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.).

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.

Значение термина «гуманизм» (лат. Studia humanitatis) – буквально означает гуманитарные штудии (студии). С XIV в. этим термином обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподаватели этих дисциплин – гуманисты. Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение строилось на знакомстве с античными авторами. Эти дисциплины не только направлены на изучение человека, а являются средством развития и возвышения человека. Гуманитарные науки
заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке.

Начиная с Ф. Петрарки, классическая латинская и греческая древность, особенно древняя литература, стали считаться единственным образцом духовной и культурной деятельности.

Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утончённое отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Гуманистов отличает яркая эстетическая направленность в понимании человеческого, поэтому Возрожденческий гуманизм – это и эстетический феномен.

С эстетикой, как важнейшей частью Ренессансного мировоззрения, связан культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создаёт новый мир, красоту, творит самоё высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении Ренессанса происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут её вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь само по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Красоты.

Основныечертыгуманизма:

  1. антицерковная и антисхоластическая направленность;

  2. стремлении уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

  3. антропоцентризм особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

  4. жизнеутверждающий характер и оптимизм. Наиболееизвестныефилософы-гуманисты:

Данте Алигьери (1265-1321)автор «Божественной комедии». В своём произведении:



  1. воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимы истин (догматы) христианского учения;

  2. восхваляет человека;

  3. отходит от трактовки человека исключительно как Божественного создания;

  4. признаёт за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

  5. верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.


Франческо Петрарка (1304-1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи:

  1. человеческая жизнь даётся один раз и уникальна;

  2. человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

  3. человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно;

  4. человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

  5. человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

  6. загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

  7. человек не должен приносит себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

  8. внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.


Лоренцо Вала (1507-1557), автор практика «О наслаждении как об истинном благе».

В своём произведении Лоренцо Вала:

  1. ниспровергал церковные авторитеты;

  2. критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

  3. в центр мироздания ставил человека;

  4. верил в возможности человека и его разум;

  5. отвергал аскетизм и самоотрешение;

  6. призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

  7. был сторонником равенства мужчины и женщины;

  8. высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.




    1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   52

Неоплатонизм


Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.

В своих произведениях теоретики неоплатонизма:

  1. противопоставляли сложившийся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

  2. предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

  3. не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

  4. призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовал все имеющиеся философские направления.

Наиболееизвестныепредставителинеоплатонизма.

Николай Кузанский (1401-1464) – священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания:

  1. не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);

  2. «единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

  3. был выведен закон совпадения противоположностей, т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино);

  4. едины идея и материя;

  5. реально существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность;

  6. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

  7. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); «Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»

  8. бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нём углов станет кругом и т.д.);

  9. бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания;

  10. невозможность достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не истинному знанию («ученому незнанию» - по Н. Кузанскому).