Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1038

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отчуждению человека (особенно его сущности – естественных прав) от общества, государства и монарха. Необходимо восстановить естественные права человека путем свержения монархии и сознательным заключением общественного договора в форме свободного голосования за конституцию и выбора властных органов. Таким образом, развивая идеи Т.Гоббса о договорном характере государственной власти, Руссо обосновывает право народа на революцию.

Несмотря на то, что французские мыслители не создали фундаментальных философских концепций, их вклад в философию несомненен. Во-первых, они в открытой и доступной форме, последовательно и убедительно изложили основополагающие принципы философского материализма, связав его с научным миропониманием и противопоставив его религиозно-идеалистическому мировоззрению. Во-вторых, их деятельность носила не только отвлеченно-теоретический, но и практический характер и, по сути, идейно подготовила французскую буржуазную революцию.

Лекция 5


Немецкая классическая философия.


  1. «Критическая философия» Иммануила Канта

  2. Философия И. Г. Фихте

  3. Философия Ф. Шеллинга

  4. Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля

  5. «Антропологический материализм» Л.Фейербаха


Немецкая классическая философия – вершина новоевропейской философии, одно из самых выдающихся и влиятельных явлений мировой философии, без изучения которого невозможно понять историю философии XIX и XX вв. К представителям этого направления относят таких философов, как: И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах. Учения первых четырех мыслителей представляют собой целостные философско-идеалистические системы, пронизанные идеями диалектики. Л.Фейербах – материалист и критик немецкого классического идеализма. Особенно большое значение для развития современной философии имели концепции И.Канта и Г.Гегеля; неокантианство и неогегельянство представляют собой влиятельные философские течения современности. Именно поэтому учения этих двух мыслителей мы рассмотрим более подробно.

«Критическая философия» Иммануила Канта


Иммануил Кант (1724 – 1804) – «кенигсбергский мыслитель», немецкий ученый и философ, считается основателем немецкой классической философии и создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма.

И. Кант вслед за просветителями высоко оценивал роль науки и силу разума, что во многом определило направленность его философских взглядов. Философия, согласно его учению, призвана определить высшие цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей.

В его творчестве принято различать два периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период (1746 - 1770) Кант основное внимание уделял философским проблемам естествознания. Он, например, разработал космогоническую гипотезу («Всеобщая

естественная история и теория неба», 1755) об образовании Солнечной системы из рассеянных материальных частиц вследствие сил тяготения (образовавших огромное облако частиц), притяжения и отталкивания (породивших вихри

частиц, а затем их шарообразные сгустки, то есть, планеты).

Началом «критического» периода обычно считается 1770 г., когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Главными произведениями этого периода, принесшими Канту мировую известность, являются три работы (создание которых сам Кант определил как

«коперниканский переворот в философии»):

  • «Критика чистого разума» (1781), посвященная проблемам гносеологии;

  • «Критика практического разума» (1788), посвященная вопросам этики;

  • «Критика способности суждения» (1790), в которой анализируются эстетические проблемы.

В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором сумел соединить тезис сенсуализма (все содержание нашего знания проистекает из чувственного опыта) с тезисом рационализма (разум – не чистая доска, а активный инструмент познавательной деятельности, содержащий априорные идеи).

В главном произведении И. Канта «Критика чистого разума» раскрывается его теория познания. Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины

трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении многих тысячелетий тайн. И. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как
только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

Антиномии разума И. Канта

  1. Ограниченность пространства:

  • мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве;

  • мир не имеет начала во времени и безграничен.

  • Простое и сложное:

    • существуют только простые элементы и то, что состоит из простых;

    • в мире нет ничего простого.

  • Свобода и причинность:

    • существует не только причинность по законам природы но и свобода;

    • свободы не существует, всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

  • Наличие Бога:

    • есть Бог безусловно необходимое существо, причина всего сущего;

    • Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

    С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

    Результатом познавательной деятельности антиномичного разума являются следующие виды знания:

    1. Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

    2. Априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

    3. «Вещь в себе» – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Самые общие понятия – это категории (причина и следствие, сущность и явление, закономерность и случайность и т.п.), представляющие собой «условия мыслимости» любых предметов и явлений. Категории –
    априорны, то есть, даны нам до чувственного опыта (лат.a priori – из предшествующего опыту). Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления, «категориальный каркас», в который мы «укладываем» все данные чувственного опыта. Априорные формы познания, следовательно, упорядочивают и систематизируют ощущения. В отличие от «врожденных идей» Декарта, кантовские «априорные формы знания» пустые, не заполненные никаким материалом логические формы мышления, данные нам изначально.

    Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знаниями. Ощущения

    субъективны и хаотичны, а категории без ощущений (без содержания) пустые формы.

    Как писал Кант, «мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы…Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание». Канту, таким образом, удалось совместить идею опытного происхождения всех знаний с идеей существования априорных «внутренних начал» мышления.

    Совокупность априорных форм Кант назвал «трансцендентальным» слоем сознания, то есть, содержанием сознания, выходящим за пределы чувственного опыта (лат. transcendens – выходящий за пределы). Он выделил три вида познавательных способности человека – чувственность, рассудок и разум – каждой из которых соответствуют свои априорные формы познания.

    Априорные формы чувственного познания – пространство и время (то есть, субъект помимо своей воли весь материал ощущений располагает во временном и пространственном порядке), делающие возможным существование математики.

    Термином «рассудок» Кант назвал способность познающего субъекта создавать общие понятия и суждения, то есть, определенным образом «обрабатывать», обобщать чувственное знание. Правила такой систематизации задают сами априорные формы рассудка – категории (причина и следствие, реальность, случайность, закономерность, возможность и пр.), благодаря которым в науке возможно существование теоретического естествознания