Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1066

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способом толкования, понимания культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. «Понимание и истолкование текстов, - пишет Гадамер, - является не только научной задачей, но и очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом».
Основныепринципыгерменевтики:

  1. Главная идея герменевтики: существовать значит быть понятым;

  2. Предметом исследования, как правило, является текст;

  3. Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций

случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Основныевопросыгерменевтики:

    1. Как возможно понимание?

    2. Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

Фундаментальныепонятиягерменевтики:

  1. «Герменевтический треугольник» - это взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем.

  2. «Герменевтический круг» - это циклический характер процесса понимания.




  1. Учение об экзистенциалах М.Хайдеггера (1889-1976).

С точки зрения Хайдеггера бытие (понимаемое в экзистенциальном смысле, как человеческое «бытие-в-мире») проявляется в языке. Философия должна заниматься изучением языка, так как ее интересует человек, а человек – не просто живой организм, а язык. Именно через язык, в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание, необходимое в любом исследовании – это языковая интерпретация прежде всего самого языка, образующего тексты.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (
онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании).

Экзистенциалы это условия человеческого существования. Это:

  • положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале «положен», т. е. он есть, а уже затем мыслит);

  • понимание – человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает своё бытие в мире определённым образом, и это истолкование – понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире.




  1. Теория Ганса Гадамера (1900 1999).

Перу Гадамера принадлежит наиболее фундаментальный научный труд этого направления – «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Опираясь на труды предшественников, он придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания считается мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой сфере протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Процесс понимания – необходимое условие и механизм существования этого мира.

Осовныеположения:

  • Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания

(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).

  • В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причём большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, - «опыт мира»), во- вторых, вносит свою частицу в «опыт мира».

  • Передача «опыта мира» от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги – тексты, «язык».

  • Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.





  1. Теория П.Рикёра (1913 - ).

Основныеположения:

  • Центральное понятие философии Поля Рикёра личность.Личность творец всей человеческой культуры.

  • Цель философии разработать метод понимания человеческой субъективности.

  • В качестве данного метода предлагается «регрессивно-прогрессивный», означающий понимание человека через его три измерения прошлое, настоящее, будущее.

  • По Рикёру, человеческая личность телеологична направлена на будущее.




Современная религиозная философия


XX в. выявил немалое количество западных философов, которых по праву можно отнести к ярким представителям религиозной мысли. Среди них:

католические философы – Жак Маритен, Этьен Жильсон, Габриель Марсель, Тейяр де Шарден,

протестанские мыслители – Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур, Альберт Швейцер,

философию иудаизма представляет Мартин Бубер.

По самой своей сути религиозная мысль – это мысль консервативная, ориентированная на интерпретацию догматов, ценностей и принципов определенной веры и конкретной конфессии. Но философско-религиозную мысль XX в. в целом отличает поворот к новому, неортодоксальному, а для наиболее известных религиозных философов

XX в. характерно явное стремление к преобразованию религиозной философии в соответствии с постоянно возникающими новыми запросами социума, потребностями современного человека, духом времени.

Для религиозной философии XX в. характерна переориентация, состоящая в том, что религиозные мыслители, преимущественно сохраняя традиционную «иерархию проблем», фактически ставят в центр своей философской проблематики социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. Проблемы общества, человека и науки все шире и активнее вовлекаются в сферу философско-религиозной рефлексии XX в.

Следует отметить, что в целом западная религиозная философия XX в., в том числе и чисто христианская, не являет собой единый монолитный блок, а представлена большим количеством концепций, идей и принципов, которые зачастую отличны не только от откровенно анти- и нерелигиозных философских концепций, но и даже сильно различаются внутри конфессиональных христианских концепций

Неотомизм


Неотомизм
это господствующее течение в философии современного католицизма и современная философская версия томизма, т.е. учения Фомы Аквинского (1225–1274). Неотомизм является ответвлением неосхоластической философии. Как показали Д. Реали и Д. Антисери, можно выделить много причин рождения неосхоластики. Среди них реакция: и на просвещенческий рационализм, и на идеалистический имманентизм, и на материалистический позитивизм, и на некоторые аспекты политического либерализма, эксцессы обмирщения духовной жизни общества. Возникновение неотомизма связано с официальным католичеством. Зарождение неотомизма началось еще в 70-е гг. XIX в. под влиянием принятой на I Ватиканском соборе «Догматической конституции католической веры» (1870).

Цельнеотомизма:

  • доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;

  • приспособить католицизм к современным условиям;

  • приблизить католицизм к простым людям.

Основныечастиучения:

  • общая метафизика, состоящая из онтологии и природной теологии (философского учения о Боге;

  • прикладная метафизика учение об окружающем мире и человеке;

  • гносеология;

  • натурфилософия.

Основныеидеи:

  • креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

  • откровение (Бога о себе в Библии);

  • разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);

  • единство сущности и существования в Боге;

  • подобие человека Богу;

  • человек единство материальной и духовной субстанции.


Другиенаправлениясовременнойтеологическойфилософии

Жак Маритен (1882-1973)


Эволюция неотомизма XX в. тесно связана с именем выдающегося французского философа Жака Маритена. Именно благодаря его усилиям многие основоположения томизма («вечной философии») приобрели современное звучание и были проинтерпретированы в соответствии с контекстом социокультурной ситуации XX в. Сам