Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1064

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 8


Русская философия как особый феномен мировой философской мысли

  1. Этапы развития и специфика русской философии

  2. Философская мысль ХI –XVIII вв.

  3. Становление самобытной русской философии: славянофилы и западники

  4. «Серебряный век» русской философии. Философские идеи в русской литературе ХIХ в.

  5. Философия «положительного всеединства» В.С. Соловьева

  6. Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм

  7. Советский период в развитии русской философии



Этапы развития и специфика русской философии




Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке и в рамках русской духовной культуры. В оценке русской философии как интеллектуального феномена существуют две точки зрения:

    1. русская философия – чисто национальное явление, изолированное от европейской и мировой философской традиции;

    2. русская философия часть мирового историко-философского процесса.

Подобные крайности при характеристике русской философии обусловлены, главным образом, тем, что до XVIII века русская мысль развивалась практически независимо от западноевропейской, хотя в русле единой для европейской культуры христианской традиции. И в более поздний период, восприняв стиль мышления новоевропейского рационализма
, русская философия продолжала поддерживать тесный контакт с сугубо русскими, православно-религиозными теоретическими установками и философскими практиками.

Тем не менее, несмотря на спорность (причем, не только значимости, но и самого бытия русской философии как специфического духовного феномена), ее изучение не только плодотворно для личности, но и обязательно для глубокого уяснения специфики русской культуры.

Русская философия на всем протяжении своего развития имела ярко выраженную национальную специфику, довольно сильно отличавшую ее от учений, популярных в других странах. Главные особенности русской философии.

Первая особенность русской философии связана со спецификой социальной жизни древнерусской народности и развитием классовой структуры общества. У населения, занимавшего территорию Древней Руси, как и у многих других славянских народов, произошел переход от родового строя сразу к феодальному. Рабовладельческой формации у славян не сложилось (хотя отдельные черты рабовладения, как выяснили историки, все же существовали). По этой причине древнегреческая философия, выражавшая идеи и настроения классического рабовладельческого общества, была чужда древнерусской общественной мысли и не получила распространения в нашей стране. Идеология Российского государства складывалась сначала на основе языческого мировоззрения, а затем, после крещения Руси, — на основе христианства в его православной, византийской версии.

Вторая особенность русской философии — более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозного сознания. Это объяснялось общей отсталостью страны, возникшей в результате монгольского нашествия и почти двухсотлетней зависимости от Золотой Орды. Православие, оказавшееся в положении привилегированной

государственной идеологии, имело возможность эффективно противодействовать формированию любых нерелигиозных воззрений. Вплоть до XVII в. русская мысль развивалась замкнуто. Из всех внешних сил и идейных течений на нее оказали заметное воздействие только религиозные взгляды монахов Афона. Возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религиозных представлений, запоздало в России на 200-300 лет по сравнению с наиболее развитыми европейскими странами. Начиная

с XVIII в. русская мысль вынуждена была в кратчайшие сроки наверстывать упущенное, усваивая западноевропейские культурные ценности. С этого времени философия в России развивалась в тесной связи с философией западноевропейских народов. Укрепление такой связи напрямую зависело от преобразований эпохи Петра I.

Третья особенность русской философии обусловлена длительным сохранением в России феодально-крепостнических отношений и самодержавия. В XVIII-XIX вв. страны Западной Европы уже переходили к буржуазной политической системе, а в некоторых из них даже установился республиканский строй. Затяжное господство крепостничества и самодержавия в России вызвало к жизни особые формы философии и идеологии, которые в других странах либо отсутствовали, либо не получили заметного развития. Это идеология дворянских революционеров (декабристов); революционный крестьянский демократизм, включавший в себя народничество; славянофильство, почвенничество и западничество; толстовство. Неизбежное сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых стран Европы породило острую специфическую проблему общественной мысли нашей страны — проблему взаимоотношений России и Запада. Противоположные подходы к ее решению предлагали, например, западники и славянофилы.

Отставание России от ведущих стран Запада привело к формированию еще одной особенности русской философской мысли — к широкому усвоению идей и концепций, первоначально разработанных в других, более развитых странах. Русские мыслители использовали идейный материал, возникший на более развитой европейской социокультурной основе, переосмысливали его и включали в духовные структуры национального происхождения.

Если проследить процесс становления отечественно интеллектуальной мысли по эпохам, то можно выделить следующие этапы развития русской философии:

  1. X в. - начало XIX в. «Предыстория» русской философии, в которой можно отметить несколько периодов:

  • X-XI вв. замена языческого мировоззрения христианским после крещения Руси;

  • XII-XIII вв. – возникновение раннесредневековой русской религиозной философии и теологии;

  • XIV-XVI вв. развитие философско-религиозной мысли в постмонгольский период;

  • XVII в. начало замены древнерусского типа мышления новоевропейским;

  • XVIII начало XIX в. период активного усвоения западных философских концепций;


  • Вторая половина ХIХ в. – возникновение самобытных российских философских концепций (славянофилы и западники);

  • Конец ХIХ начало ХХ в. расцвет отечественной философии, ее «Серебряный

    век»;

    1. Начало ХХ в. 1991г. развитие философии в рамках марксистско-ленинской

    традиции и, одновременно, продолжение традиций «Серебряного века» в творчестве философов русского зарубежья;

    1. После 1991 г. – отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение бывшей до этого под запретом западной философии (в том числе – и русской религиозной философии «Серебряного века»), воссоединение с традициями мировой философской мысли.

    Таким образом, русская философия окончательно сложилась как специфический феномен мировой философской мысли только в Х1Х веке, тогда же сформировались ее характерные черты:

    • критическое отношение к абстрактности классической западноевропейской философской мысли, ее «голому» рационализму и сциентизму;

    • стремление придать философским доктринам не только творческий, но и практический смысл, связать их с задачами нравственной эволюции человека, переустройства социума;

    • концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества (так называемый «антропосоциоцентризм» русской философии), поэтому «чистые» онтология и гносеология практически не встречаются в концепциях русских мыслителей;

    • глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой, творческое переосмысление христианских мифологем в соответствии с реалиями новой эпохи.

    Предмет русской философии:


    1. Проблема человека.

    2. Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма).

    3. Проблемы морали и нравственности.

    4. Проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии).

    5. Проблема власти.

    6. Проблема государства.

    7. Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан»


    значительный пласт русской философии).

    1. Проблема идеального общества.

    2. Проблема будущего.