Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1097

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутый на определенном уровне их познания. Развитие науки и общественно-исторической практики человечества сопровождается возникновением новых понятий.

В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие.

Единичные понятия включают в себя один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.).

Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия, или категории «бытие»,

«материя», «познание» и т.д., общенаучные категории «сущность», «явление», «причина»

и т.д.

Понятие можно рассматривать как элементарную «частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятий образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие «(все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям уже можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными.

Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений.

Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения.


Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с).

С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории.

Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют. Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального и привело мыслителей нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма.

При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”.

Интеллект (умственная способность) рассматривается как способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это своего рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все богатство оттенков и форм человеческого мышления.

Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенное значение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на:

  • религиозную и

  • нерелигиозную.

Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства. В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами

, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике.

Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта.

В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом субъекта, с предыдущими мыслительными процессами. Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом.

Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения» ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы. Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания.

Характерно, тем не менее, что у человека возникает абсолютная уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление.

Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач, оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”.

С понятием интуиции тесно связано понятие творчества. Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным, путем качественно новые материальные и духовные ценности.

В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью
, родственной особому виду безумия.

В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в верующем человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения. Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п.

Существуют различные виды творчества:

  • производственно-техническое,

  • изобретательское,

  • художественное,

  • религиозное,

  • философское,

  • бытовое и т.п.,

Иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.

Проблема стимулирования творческого процесса становится одной из важнейших в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах:

  • как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала;

  • как оптимизация творческой деятельности специалистов.

Попытки поставить научные открытия "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно.

Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого индивидуума, и в силу этого он уникален, поэтому технология творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что

«талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Уже в поведении высших животных наблюдаются хотя и в элементарной форме, акты творчества. Очевидно, возможность к творчеству заложена не просто в биофизической и нейрофизиологической структурах мозга, но в его

«функциональной архитектонике». Она представляет собой особую систему организованных и взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью создаются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка знаковой информации, хранение информации в системе памяти,
установление связей между отдельными элементами и блоком памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и перегруппировка (комбинирование) различных образов и абстрактных знаний и т. д. Поскольку по своей биологической и нейрофизиологической структуре мозг человека качественно сложнее мозга всех высших животных, то и его «функциональная архитектоника» качественно сложнее. Это обеспечивает необычайную, практически не поддающуюся оценке возможность переработки новой информации. Особую роль здесь играет память, т. е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно употребляемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая на небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач; долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться в больших интервалах времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание - это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека.