Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1096

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природные свойства организма это биологический фундамент личности, который определяет

возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы.


Таким образом, человек рождается как «дитя природы» и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он покидает «биологическую колыбель» и выходит на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также созданием и, одновременно, создателем общества и самого себя. В этом противоречии заключается одна из главных особенностей бытия человека.

  1. Философские концепции антропогенеза


Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному?

Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был Homo habilis – «Человек умелый», способный создавать примитивные орудия труда, затем возник Homo erectus – «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек - побочная, тупиковая ветвь эволюции, наш «кузен», другая ветвь дала в итоге начало виду Homo sapiens. Его потомки – кроманьонцы, заселявшие Европу около 40 тыс. лет назад, - являлись уже людьми современного типа. Большинство ученых склоняются к мнению, что современное человечество происходит от единого генетического корня, а «прародиной» людей 1,5 мил. лет назад стала Африка.

Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию рост головного мозга.

Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала
трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком. (Этот вывод сделал впервые Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

Труд:

  1. во-первых, предполагает систематическое употребление и изготовление орудий труда;

  2. во-вторых, коллективный характер деятельности;

  3. в-третьих, - общественное разделение видов деятельности;

  4. в-четвертых необходимость сохранения и передачи новому поколению жизненно важной информации о трудовой деятельности.

Все это делало необходимым развитие памяти, совершенствование трудовых навыков, постоянного общения.

Появление языка и речи, которые выполняют не только коммуникативную функцию, но и выступают средством мышления, формой хранения и передачи социальной информации важнейший этап в становлении человека. Вместо того, чтобы

обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта, накопления и передачи культурного опыта.

Другим важнейшим условием эволюции человека стало формирование социальных связей и отношений, то есть, возникновение общества, - новой, по сравнению с природной, социокультурной среды обитания, которая формировала в человеке новые,

«сверхприродные», социально-культурные потребности.

В условиях общественной жизни человек стал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека, наполнили его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных.

Таким образом, будучи генетически связан с другими формами жизни на Земле, человек выделился из них благодаря орудийной деятельности, сплочению в общество, появлению членораздельной речи и абстрактного мышления.



  1. Деятельность как способ бытия человека, ее виды.


Деятельность является основой человеческого бытия, она выступает формой выражения его сущности.

Сложность человеческой природы наиболее полно раскрывается в многообразии форм и видов деятельности человека. Деятельность человека существенно отличается от поведения животных, которое характеризуется, прежде всего, приспособлением к миру, адаптацией к уже сложившейся окружающей среде.

Деятельность же всегда предполагает сознательное изменение природного мира как среды обитания человека, а также совершенствование общественной системы, которая, по сути, является главным показателем плодотворности человеческой активности. Таким образом, в отличие от животного, поведение которого обусловлено исключительно бессознательным мотивом, человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план, способствующий ее достижению. При этом зачастую человек использует разнообразные вспомогательные средства, способствующие более полному и быстрому достижению цели.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:

  • человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;

  • операций целесообразной деятельности;

  • объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности. В научной сфере - это научные знания, открытия; в искусстве - это оригинальные художественные произведения; в политической сфере - это новые политические идеи, властные полномочия и т. п.

Таким образом, необходимо выделить следующие важнейшие характеристики понятия деятельности:

  1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование

мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.

  1. В отличие от биологически мотивированного поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна.

  2. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются.

  3. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.


Первой и последней целью любой деятельности выступает удовлетворение той или иной потребности.

Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Современные ученые выдвигают несколько классификаций потребностей:

  • по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

  • по объектам (материальные, духовные).

Удовлетворение потребностей осуществляется в рамках определенной сферы общественной жизни. Отсюда виды деятельности могут быть условно определены как экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятно, что по мере усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются.

У первобытных людей вообще проблематично различить указанные формы, пребывающие в неразделенном единстве. В современном же мире спецификация деятельной активности людей достигает наивысшей степени. В плане организации их жизни это обеспечивает определенные преимущества.

Принцип разделения труда, актуализирующийся в системе сотрудничества «узких» специалистов всех отраслей общественной деятельности, способствует повышению объективного качества достигаемых результатов.

Таким образом, разнообразие видов деятельности людей во многом обусловливает степень развитости общества.

Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы.

Многообразие форм деятельности обусловлено сложностью человеческой природы.

В отличие от видов деятельности, каждая из которых связана с удовлетворением той или иной потребности, формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями.

Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий выделяет следующие способности: интеллектуальные, физические, коммуникативные, творческие. Вступая в различные соотношения, способности определяют следующие формы деятельности:

  • трудовую (труд);

  • познавательную (познание);

  • коммуникативную (общение);

  • творческую (творчество).

Трудовая деятельность (труд) выступает как базовая форма
человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими

человека от животного.

Труд – это процесс, в котором человек своей собственной активностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует их.

В процессе труда человек «вкладывает» в предмет свои физические и духовные силы, они переходят в предмет, превращаются в особые, порожденные трудом, свойства предмета. Благодаря этому, человек изменяет предмет, приспосабливает его к своим нуждам и потребностям. В то же время труду присущ и противоположный процесс: человек включает в состав своей деятельности, превращает в свои собственные знания и умения то, что до этого принадлежало предмету. А это предполагает опору на опыт предшествующих поколений, ибо природа предстает перед человеком как освоенная человеческим трудом, и он застает при включении в общественную жизнь сложившуюся систему производства, необходимые правила н приемы трудовой деятельности. Следовательно, труд всегда носит общественный характер, т. е. является процессом, протекающим в обществе и при помощи средств, созданных обществом.

Познание - это активное отражение или воспроизведение действительности идеальным образом в сознании человека. О нем более обстоятельный разговор впереди.

Общение это такая форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен информацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельности.

Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Игра – форма физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации за рамками его актуальных социальных ролей. Игра трактуется как форма существования человеческой свободы, высшая страсть, самоценная деятельность. Игра классифицируется на игры–состязания, игры–подражания (театр), азартные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения. Она создает