Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общество как развивающаяся система. Материальные и идеальные факторы в жизни общества


Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием и сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление.

Материальные факторы — это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним.

Идеальные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно-необходимых потребностей. Они вторичны по отношению к факторам материальным.

Однако действительная субординация между материальными (первичными) и идеальными (вторичными) факторами является отнюдь не прямолинейной и не однонаправленной.

Материальные факторы лишь в конечном счете определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными явлениями, институтами, технологическими средствами и т.д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни.

Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные.

Понятия первичных и вторичных факторов, обоснование их диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопереходов раскрывают содержание социального детерминизма, являющегося важнейшей составной частью современной философии.
Учитывая факт наличия сознательной деятельности в историческом процессе, оказывается совсем не просто выделить системо-образующий фактор, основу, на которой формировалось общество. На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимодействуют и постоянно меняются местами. При этом закономерностью является возрастание роли духовного фактора в развитии общественной жизни.

Материальное и идеальное — это взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы.

Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете является определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т. е. вне сознания людей, независимо от него.

Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и его общественную форму — производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодействие человека с природой и др. Преобразованная человеком природа продолжает оставаться бытием материи. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения.

Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделенного соответствующими качествами: умениями, навыками трудовой деятельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но прежде всего социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой.

Идеальная сторона общественной жизни связана с таким понятием, как общественное сознание, хотя и не исчерпывается им. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслением тех материальных процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводства общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации.



Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности,

являясь ее субъективной стороной. Это активная сила, оказывающая обратное воздействие на общественное бытие. Но воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя те общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности.

Общественное сознание имеет структуру и существует в различных формах:

  • экономического,

  • политического,

  • правового,

  • религиозного,

  • философского,

  • эстетического и

  • этического сознания.

Различаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обыденное и научное.

Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт.

Теоретическое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях.

Общественное сознание в социально дифференцированном обществе отражает общественное бытие с позиций определенных социальных слоев, групп, классов, что является его идеологическим аспектом.

Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отражают реальное положение дел, тогда знание будет объективным, истинным.

Помимо обыденного и теоретического сознания выделяется еще особая форма отражения — общественная психология. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическому сознанию, ни идеологии.


Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни могут вызвать смутное недовольство, брожение в умах, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой.

Изменения в общественной жизни, т. е. утверждение новых отношений, структурные преобразования и т. п. не возникают сами собой. Для этого нужны целенаправленные, осознанные действия людей. Но в каких пределах свободен разум человека, производя изменения в обществе? Сознание само по себе не может менять общественную жизнь. Оно реализуется через деятельность людей, сообразуясь с объективными условиями. Если условия созрели и действия людей способствуют разрешению возникших проблем, то можно рассчитывать на успех. Но если таких условий нет, самые благие пожелания обречены на неудачу. С другой стороны, если условия

созрели и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выдвигаются проблемы сознания, так как в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае идеи становятся созидательной движущей силой.

  1. Общество как система


Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность.

Общество людей, существующее как часть материального мира, связано с окружающим миром многочисленными отношениями. Эти отношения позволяют обществу состоять в единстве с окружающим миром и в то же время оставаться самостоятельной динамической системой. Отношения же, которые возникают внутри саморазвивающейся динамической системы, называются общественными отношениями.

Понятие система определяется как отграниченное единство элементов, взаимодействующих определенным образом. В свою очередь, элементом называется некоторый, далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании и функционировании.

Однако общество представляет собой довольно сложную систему, которая включает в себя еще и подсистемы. Подсистемы в свою очередь состоят из элементов.

Такое представление о структуре общества: элементы, подсистемы, система, - позволяет ученым более точно анализировать происходящие в обществе процессы. Общественные отношения представляют собой отношения между компонентами системы и определяются как многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, политической, социальной и культурной жизни и деятельности.


Необходимость введения подсистем в структуру общественных отношений связана с различными видами деятельности человека. Сферы, в которых эти виды деятельности осуществляются, и представляют собой подсистемы. Всего их насчитывается четыре:

  • экономическая – включает в себя материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

  • социальная – включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

  • политическая – включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

  • духовная – включает в себя формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.







В каждой из этих сфер могут возникать различные формы социальной организации, представляющие собой или более простые системы, или являющиеся элементами какой- либо системы. Основное существенное отличие элемента социальной системы заключается в том, что элемент является субъектом общественных отношений, а он может быть представлен только человеческим существом, так как любая форма социальной организации в любой сфере общественной деятельности представляет собой совокупность людей.


    1. Сфера материально-производственной жизни общества

Общество не может нормально функционировать и развиваться, не удовлетворяя своих разнообразных материальных и духовных потребностей. Важнейшими из них являются материальные потребности - в пище, одежде, жилье транспорте, т.д. Для удовлетворения этих потребностей люди должны постоянно трудиться, производить материальные блага.