Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1087

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Феномен культуры


Философский анализ общества был бы неполон без рассмотрения социокультурного аспекта, включающего такое понятие, как культура. Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры

Термин "культура" вошел в обиход социальной мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания. Поэты, деятели искусства, философы, ученые эпохи Возрождения, а затем и Просвещения создают идеальный образ человека, наделенного индивидуальными признаками личного совершенства. Культура провозглашалась в качестве средства воспитания образованной, активной личности, способствующей процветанию наук и искусства, обладающей чувством долга и гражданской ответственностью.

Требования к воспитанию определенных личностных качеств содержались и в этических системах более отдаленных исторических периодов. Так, в античности гражданин полиса отличался от "варваров" воспитанностью, определяемой миром эллинизма. Средневековье сформировало свои требования к индивиду, основанные на принципах теоцентризма.

В настоящее время понятие культура используется в различных смыслах и может обозначать:

  • исторические эпохи (античная культура, средневековая культура),

  • конкретно-исторические народности, нации, другие социальные общества (русская культура, культура майя),

  • различные сферы жизни и деятельности (философская, художественная культура; культура поведения, быта и труда),

  • духовную жизнь людей (мировоззрение, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, духовные отношения и учреждения).

Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает трудность в ее определении.

Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции.


Культура – это открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности "классического" определения культуры. Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений.

Попытаемся все же ответить на вопрос: что такое культура? Первоначально этот термин (лат. cultura – возделывание, развитие, воспитание, образование), очевидно, означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс преобразования естественного, природного состояния (земля) в дело рук человеческих (пашня).

Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа).

По мере расширения и усложнения общественной практики понятие "культура" приобретает новые значения. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека и ее результаты.

Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда.

Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) определяет культуру как "итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу".

Характерные для различных культур формы культурной жизни приводят к культурному разнообразию, именно эти формы в первую очередь позволяют отличать собственную культуру от чужой.

Разнообразие культур рождает такие идеологические установки, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм - это тенденция судить о других культурах с позиций своей

собственной.

Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить язычников, дикарей в свою веру, свою культуру. Этноцентризму сопутствует ксенофобия - боязнь и неприятие всего иностранного, а шире всего чужого.

В противоположность этому культурный релятивизм - это представление о том, что другие культуры можно понять только в контексте её собственных ценностей и в её собственном контексте.

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности субкультуры становятся частью личности члена данной группы. Признаками субкультуры выступают специальный словарь, правила поведения, знаки отличия.

Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой.

Ценности контркультуры могут быть причиной постоянных и неразрешимых конфликтов в обществе. Иногда, однако, они проникают в господствующую культуру и укореняются в ней.

Основные строительные блоки культуры – это знаки, оформленные в языке. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Значение знака социально по происхождению. Знаками могут быть слова, действия, вещи.

Известно, что большая часть культуры невербальна – это живопись, танцы, жесты, например. Но все эти элементы могут быть выражены только языковыми средствами.

Язык можно определить как систему коммуникации, использующую звуки и символы, имеющие условные, но строго определенные структурированные значения.

Язык – это социальное явление. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов (кивков, улыбок, гримас недовольства), - язык всё же является основным средством передачи культуры.


Язык также является своего рода творцом и организатором нашего опыта. Антропологи отмечали, что многие понятия, которые мы полагаем «естественными», т.е. данными нам изначально, и сами соброй разумеющиеся, выглядят таковыми только потому, что крепко укоренились в нашем языке. 0владевая речью, человек вместе с тем овладевает обобщённым в языке социальным опытом. Он не придумывает, что значит

«яблоко», «дом», a усваивает уже готовую исторически сложившуюся систему значений. И эти значения, и символы являются не просто формами, в которых человек выражает своё мировосприятие. Они формируют эти восприятия, вызывая у него соответствующие чувства и установки.

Это особенно видно при сравнительном анализе языков. Языки различаются способами обозначения цветов, родственных связей, например. Иногда в определённом языке есть понятия, полностью отсутствующие в словаре других языков и т.д.

Любой язык, в принципе, служит тому, чтобы люди понимали друг друга. Коммуникация основывается на значении слов, которые принимаются, используются и понимаются всеми субъектами общения. Поэтому общий язык служит сплочению общества, он помогает людям координировать свои действия, отражает общие знания о традициях и текущих событиях; он способствует формированию чувства группового единства.

Правда, мы должны отметить и то, что язык может способствовать и разобщению людей. Группа, использующая какой-либо язык (профессиональный жаргон, сленг...) - это

«свои», все остальные – «чужие». Иногда языковые проблемы (проблема государственного языка, например) могут стать важным аспектом политической жизни.

В культуре выделяются две ведущие стороны: предметная и деятельностная.

Первая представлена артефактами культуры (лат. arte – искусственно; factus – сделанный). К ним относятся как материальные (вещественные), так и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: простейшие орудия труда, техника в целом, различные архитектурные сооружения, глобальные системы (экономические, политические, космические, энергетические и т.д.), языки, духовные символы, искусство, теории, нормы поведения
, определенный образ жизни и другие.

По многообразным артефактам культуры, их возникновению, становлению, последствиям их функционирования судят о той или иной исторической эпохе. Уровень познания окружающего мира, средства опосредствующие взаимодействие природы и общества, различные виды искусства, литература, религиозные верования, социально- политические идеалы и цели – все это создает неповторимый облик определенного общества и его культуры. Вторая сторона культуры относится к творческой деятельности людей. В связи с этим возникает проблема творчества.

  1. 1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52