Файл: Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня одна из главных задач ДОУ – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и ДОУ весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов ДОУ. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в ДОУ ? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности дошкольного учреждения является одним из условий организации сотрудничества ДОУ и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй ребенка. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в ДОУ эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа педагогического коллектива ДОУ показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам ДОУ, группы.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и ДОУ, которые мы используем в работе с родителями:

-Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

-Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

-Психолого-педагогическое просвещение родителей.

-Взаимодействие с родительским комитетом.


-Совместная деятельность родителей и учащихся.

-Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

-Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

-чтение книг совместно с ребенком;

-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения работы с детьми.

Основными формами работы с семьёй в нашей ДОУ являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые воспитателями и воспитателями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к ДОУ, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Посещая семьи и беседуя с родителями, воспитатели узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и ДОУ, уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для воспитателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, воспитатель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и ДОУ является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись воспитателями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т. д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, воспитателю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.



К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Воспитатели нашей ДОУ используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с воспитателями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов и т. д.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами о ДОУ, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Воспитатели проводят лекции для родителей по темам: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня дошкольника», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

«Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в ДОУ», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

К сожалению, эту форму мы не применяем, так как она, вероятно, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.


Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и ДОУ относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из ДОУ», «Семейный совет» и др.

К нетрадиционным формам взаимодействия относятся:

-Родительские тренинги Психологические разминки Круглые столы

-Устные журналы Практикумы Родительские вечера

-Родительские чтения

-Родительские ринги.

В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это:

Деловые игры, Ток-шоу, Театр-экспромт, Аукцион, Агитбригада.

Одой из основных универсальных форм взаимодействие ДОУ с семьями ребенка и пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, задачи учебно-воспитательной работы группы и т. д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от воспитателя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление групповой комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей по теме).


Анализ планов воспитательной работы воспитателей позволяет сделать вывод, что в коллективах ежегодно планируется по четыре родительских собрания. Но, к сожалению, многие актуальные темы не рассматриваются на родительских собраниях. Часто собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов.

Если мы проанализируем методику ведения родительских собраний ДОУ, то увидим следующую картину, на родительских собраниях как правило рассматриваются вопросы:

-психологические особенности детей

-физическое здоровье детей (режим дня)

-особенности подросткового возраста

-профилактика правонарушений

-нравственным ценностям

-профилактике вредных привычек

-пропаганде здорового образа жизни

То есть картина более-менее благополучная, но форма проведения преобладает, в основном, одна – беседа, которая сводится к монологу воспитателя.

Можно ли таким образом повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Естественно нет.

В первую очередь необходима вариативность форм при проведении родительских собраний. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным!

Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

В качестве основного недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Воспитатели и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе воспитателя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе с коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность воспитателю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.