Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
1.3. Приемы и методы развития межличностных отношений в коллективе младших школьников
Формирования доброжелательных отношений в младшем школьном возрасте имеет огромное значение для развития взаимоотношений в школе. В этом возрасте дети не умеют благодарить или стесняются это делать, даже в отношении близких взрослых или друзей.

Можно использовать различные игровые моменты, например, «Ласковые имена», «Похвали товарища», «Улыбка». При обсуждении проблемных, негативных ситуаций очень важно, чтобы ребенок, смог понять почему так произошло, что надо было сделать, чтобы уменьшить негативные последствия. Общение строится по форме «вопрос-ответ», например: «Почему поругались?», «Как вернуть дружбу?», «Хочу помочь другу». Все это способствует формирования коммуникативных навыков и умений, социализирует ребенка. Такая работа позволит существенным образом повлиять на становление доброжелательных, конструктивных взаимоотношений в детском коллективе.

Выбор метода осуществляется на основании поставленных целей и задач, возрастных особенностей детей. Предметом такого взаимодействия служит совместная, творческая и познавательная деятельность. В передачи социального опыта детям в образовательной организации огромную роль играет образовательный и воспитательный процесс, реализуемый в рамках внеурочной деятельности. Основной задачей педагога является сформировать межличностные отношения со сверстниками. От эффективности данного направления педагогической работы зависит дальнейшее развитие познавательного интереса у детей, его социализация интерес к окружающему миру.

Проблему обучения межличностным отношениям вполне можно разрешить, используя средства, максимально приближенные к реальности. Такому требованию вполне удовлетворяют игры, которые используются в качестве ведущей формы организации межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Для них очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте, поэтому они постоянно ощущают потребность в игровом взаимодействии. Игровая деятельность помогает изменять мотивы поведения, повышать самооценку школьников, устанавливать дружеские отношения в микрогруппе и коллективе, развивать воображение, творчество [17, с. 62].


В игре появляется возможность разыграть различные жизненные ситуации с помощью сценки: приветствие, просьба о чём-либо, прощание, оказание поддержки, помощи, услуги и другие. Большое преимущество таких упражнений – возможность получить оценку своего поведения со стороны.

Познавательная деятельность. Организованной формой активного отдыха является прогулка. Она помогает восстановить умственную работоспособность, а также расширить кругозор детей, развить их познавательные интересы. Прогулку ребенка можно сравнить с выходом его в реальный мир: он сам выбирает, к чему прикоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. К такому виду деятельности также можно отнести клуб по интересам. Это время, как правило, отводится для работы самой распространенной формы внеурочной работы с младшими школьниками – кружки. Он позволяет расширить и углубить знания, полученные на уроках, применять их на практике. Главным принципом работы клуба является добровольность. Область общих интересов младших школьников в клубе заметно расширяется, что приводит к обогащению их межличностных отношений. В клубе постепенно стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики постепенно замечают, что ребята, которых они считали слабыми на уроках, оказались хорошими специалистами в определенной сфере знаний, отлично мастерят и с ними становится весело. Слабые ученики, в свою очередь, в учебной деятельности избавляются от тревожности и отчуждения [11, с. 56].

Художественное творчество. Искусство имеет огромные возможности для развития творческого потенциала младших школьников. Внеурочная художественно-творческая деятельность использует достаточно большое количество форм и методов работы. Детям необходимо иметь возможность взаимодействовать друг с другом во внеурочной среде, в открытой коллективной и дружеской атмосфере. Развитие способностей к взаимодействию с другими людьми в процессе художественной деятельности происходит намного эффективнее.

Социальное творчество. В рамках социального направления организации внеурочной деятельности можно выделить общественно-полезную деятельность. Деятельность включает в себя волонтёрскую деятельность, социальное творчество и многое другое. Данная деятельность младших школьников должна приучать их к самостоятельности в организации как индивидуальной, так и групповой и коллективной деятельности.



От эффективности педагогической работы зависит дальнейшее развитие познавательного интереса у детей, его социализация интерес к окружающему миру.

Спортивно-оздоровительная деятельность. В спортивной деятельности младшие школьники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетаются взаимная поддержка и соревнование. С одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все».

Мы рассмотрели приемы и методы развития межличностных отношений в коллективе младших школьников. Система межличностных отношений, в которые включен младший школьник, влияет на личностное развитие и деятельность ребенка. Также межличностные отношения с одноклассниками являются показателем его школьного благополучия. Используя различные методы и приемы, очень важно сформировать у детей собственное отношение к поступкам людей, важно, чтобы дети могли одобрять или осуждать действия, находить общие интересы со сверстниками и заводить друзей.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики психологических особенностей межличностных отношений в коллективе начальных классов
Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей.

Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников, мы использовали две методики.

Методика «Социометрия». Нами было разработано 12 вопросов, текст опроса представлен в Приложении 1.

Цель исследования: выявление сплочённости группы, а также «звёзд»,

«лидеров», «принимаемых» и «непринимаемых».

Этапы проведения:

1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).

2. Классный руководитель 4 «А» класса читает вопросы, которые представлены в Приложении 1. Некоторые вопросы имеют один ответ, некоторые имеют несколько вариантов, где-то необходимо написать имена одноклассников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся «+».

3. Подведение итогов исследования по данному методу, составление матрицы.

Данная методика позволяет диагностировать эмоциональные связи в классе и выявить симпатии - антипатии в классном коллективе.

По результатам методики мы выявим, что учащиеся, имеющие большое количество выборов, являются «звёздами» данного класса; учащиеся, имеющие менее большее количество выборов, являются «лидерами»; учащиеся, имеющие среднее количество выборов, являются «принимаемыми», и учащиеся, не имеющие выборов, являются «непринимаемыми» в данном коллективе.

Основное достоинство – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. Основными принципами является доверительность испытуемых и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода.


Вторую методику, которую мы использовали – это методика определения индекса групповой сплоченности Сишора.

Цель исследования: групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Этапы проведения:

1. Проведение подготовительной беседы.

2. Классный руководитель 4 «А» класса читает вопросы, которые представлены в Приложении 4.

3. Подведение итогов исследования по данному методу, вычисление индекса сплоченности.

Hа каждый вопрос несколько вариантов ответа. Необходимо выбрать верный для испытуемого и записать его. Ответы кодируются в баллах (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5).

Данные методики помогут корректно провести исследование и выявить межличностные отношения между одноклассниками, определить индекс сплоченности младших школьников в коллективе.
2.2. Экспериментальное изучение психологических особенностей межличностных отношений в коллективе
Нами был проведено исследование учеников 4 «А» класса, МБОУ № 102 г. Воронежа. В нем приняли участие 10 человек (2 девочки, 8 мальчиков). Исследование проводилось на внеклассном мероприятии, 13 сентября 2021 г.

Возраст: 9-10 лет.

Основные занятия: Все дети разносторонние личности, мальчики посещают спортивные секции – Лев и Даниил занимаются самбо, Максим любит бокс. Даша занимается вокалом, а Люба народными танцами. Ярослав рисует и участвует в конкурсах, мечтает стать художником. Ярослав А. посещает бассейн и профессионально занимается плаванием. Гоша и Андрей любят музыку и ходят в музыкальную школу, Гоша играет на гитаре, а Андрей на барабанах.

Типы темперамента: Лев, Даша, Ярослав - сангвиники. Андрей, Максим и Гоша - холерики. Люба, Даниил, Ярослав А. – флегматики. Иван – меланхолик.

Результаты исследования по методике «Социометрия» представлены на рисунке 1.



Рис. 1 «Результат исследования учащихся 4 «А» класса по методике «Социометрия»

Число выборов, полученных каждым учеником, характеризует его положение в системе личных отношений, то есть определяет его статус. С помощью данного опроса, мы выяснили представление младших школьников о коллективе и одноклассниках. Заполненные анкеты младших школьников представлена в Приложении 2. В Приложении 3 представлена матрица с вариантами ответов опрошенных.