Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из ответов детей, можно сделать вывод, что дети 4 «А» класса выбрали для себя «звезду». Популярность Льва – 90 %, его имя написали многие одноклассники (многие хотели бы поехать вместе на экскурсию или сидеть за одной партой). «Лидерами» являются учащиеся: Даша и Ярослав А, за них проголосовали 80% от опрошенных. «Принимаемые» - Люба и Даниил, их имена написали 50% одноклассников. «Непринимаемые» - есть, к ним относятся Максим, Андрей и Ярослав, к сожалению, их имена никто не написал. Мальчики не общаются даже между собой, каждый очень скрытный и не имеет настрой на общение.
После проведения исследования по методике «Социометрия», мы использовали вторую методику для определения индекса групповой сплоченности Сишора. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2 «Индекс групповой сплоченности по методике Сишора»
Люба и Лев считают, что коллектив имеет высокую сплоченность. Ярослав и Даниил считают, что коллектив сплочен выше среднего. Мнение Ярослава, Андрея и Ивана, что коллектив сплочен «средне». Максим и Гоша считают, что коллектив сплочен «ниже среднего». Как мы помним, Максим в группе «непринимаемых», мы делаем вывод, что в данном классе ему тяжело находиться. Гоша, Андрей и Максим – холерики, вероятнее всего, что взаимоотношения в классе не складываются, именно из-за типа темперамента.
2.3. Практические рекомендации по выявлению особенностей межличностных отношений младших школьников
Данные рекомендации сформулированы на основе результатов исследования межличностных отношений младших школьников 4 «А» класса.
На каждый учебный год учителем составляется план мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений. Такие мероприятия чаще всего проводятся внутри класса или в школе. План согласуется на родительском собрании перед началом учебного года: учитывается мнение родителей, вносятся дополнения и коррективы. Можно задействовать родителей в организации каких-либо мероприятий, что будет способствовать более близкому знакомству родителей друг с другом, с детьми и педагогами. Внеурочные мероприятия дают возможность родителям лучше узнать своих детей, обнаружить в них новые интересы, увлечения, таланты; помогают установить партнёрские отношения школы и семьи.
1. Вовлечь «пренебрегаемых» учеников в интересную для них деятельность (познавательные, спортивные мероприятия, общественные поручения)
2. Предложить ребятам подготовить классное мероприятие вместе с «лидерами».
3. Не критиковать перед всем классом.
4. Не сравнивать результаты деятельности «пренебрегаемых» детей с результатами других, а только с его собственными результатами.
5. Применять методы поощрения - одобрения. Хвалить детей за выполненные задания, поручения не только от своего имени, но и от всего классного коллектива.
6. Провести классные час – тренинги c учащимися на повышение уровня сплочённости в классном коллективе.
7. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости);
8. Обратить внимание на межличностные отношения в классе. Помочь детскому коллективу развиваться без серьёзных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению через проведение классных мероприятий, совместных классных дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной исследовательской работы было выявление психологических особенностей межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Объект исследования - межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были достигнуты следующие задачи:
1. Изучили понятие межличностных отношений в психологии.
2. Проанализировали психологические особенности межличностных отношений младших школьников.
3. Выявили приемы и методы развития межличностных отношений учащихся начальных классов.
4. Провели диагностику приемов и методов развития межличностных отношений.
5. Разработали практические рекомендации по мероприятиям, способствующих формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Таким образом, в ходе исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения, в зависимости от различных факторов, влияющих на них.
2. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки.
3. Существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе.
4. В основе развития взаимоотношений лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
5. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные качества.
6. Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
7. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
8. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.
9. Положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.
10. Определив положение каждого ребенка в группе и его статус, можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 431 с.
2. Агафонова В.Е. Характеристика межличностных отношений детей младшего школьного возраста / В.Е. Агафонова. – СПб.: Питер, 2019. – 326 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
5. Бережная А. М. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / А.М. Бережная. – М.: Педагогические науки, 2016. – 170 с.
6. Безродных Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста / Т.В. Безродных. – М.: ЦРНС, 2019. – 311 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 365 с.
9. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. – СПб.: МИРОС, 2018. – 296 с.
10. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2019. – 576 с.
11. Головнева Н.А. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.А. Головнева. – М.: Издательство ЭКСМО, 2017. – 20 с.
12. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
13. Донцов, А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. – М.: Издательство Москва, 1984. – 208 с.
14. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – М.: Новая школа, 2015. – 358 с.
15. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
16. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск.: Народная, 1984. – 239 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 99 с.
18. Фурманов И. А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – М.: Минск, 1996. – 150 с.
19. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности, вопросы психологии / Г.А. Цукерман. – М.: Интор, 2010. – 415 с.
20. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2014. – 152 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы по методике «Социометрия».
1.Как ты любишь проводить свое свободное время? (можно выбрать несколько вариантов):
а) гуляю с друзьями;
б) смотрю фильмы;
в) «сижу в интернете»;
г) читаю;
д) занимаюсь рукоделием;
е) слушаю музыку;
ж)рисую;
з) сплю;
2. Если твой класс поедет на экскурсию в Москву, то с кем из одноклассников ты хотел(а) бы поехать в одном купе поезда? (Напиши 3 фамилии)
_________________________
_________________________
3. У тебя есть лучший друг, который учится в одном с тобой в классе?
а) да, конечно;
б у меня нет лучший друзей (совсем);
в) не считаю кого-то в классе своим другом;
г) есть друг, но ему не доверяю.
4. С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
__________________________________
__________________________________
5. Ты рассказываешь своим родителям о школе?
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) не рассказываю.
6. Лучшими одноклассниками, считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя;
г) с кем есть общие темы для разговоров.
7. Как ты оценил бы свою принадлежность к коллективу?
а) чувствую себя ее членом, частью коллектива;
б) участвую в большинстве видов деятельности;
в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) не чувствую, что являюсь членом группы.
8. Какие у твоего коллектива взаимоотношения с учителями, классным руководителем?
а) лучше, чем в большинстве коллективов;
б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов;
в) хуже, чем в большинстве коллективов;
г) не знаю.
9. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а) предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы;
г) вообще не интересует.
10. Больше всего я ценю:
а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;
б) общий успех, в котором есть и моя заслуга;
в) успех, достигнутый ценой собственных усилий;
г) не люблю что-то добиваться.
11. Я хотел бы:
а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;
б) работать индивидуально с преподавателем;
в) работать с ведущими в данной области людьми;
г) хочу собственное дело и быть один.
12. Среди одноклассников есть те, кому ты готов рассказать о своих переживаниях?
а) да, есть;
б) мне проще одному переживать ситуацию;
в) никому не доверяю;
г) рассказываю все родителям, среди одноклассников нет таких людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ответы испытуемых 4 «А» класса по методике «Социометрия».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Матрица на основе исследования по методике «Социометрия».
№ | | Кого выбрали | |||||||||
Кто выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Ярослав А | + | | + | | | | | | | |
2 | Ярослав | + | | + | | | | | | | |
3 | Лев | | | | + | + | | | | | |
4 | Люба | | | + | | + | | | | + | |
5 | Даша | + | | | | | | | | | |
6 | Даниил | | | + | + | + | | | | | |
7 | Максим | | | + | | + | | | + | | |
8 | Гоша | | | | | | + | | | | |
9 | Иван | + | | + | | + | + | | | | |
10 | Андрей | | | + | | | + | | | | |