Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения младших школьников на рациональном и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Динамика развития межличностных отношений в коллективе проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.
Интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем - в других, специфически дошкольных, видах деятельности.
Характер товарищеских взаимоотношений меняется на протяжении младшего школьного возраста. В первом классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств, например: дружат между собой те, кто сидит за одной партой, живут в соседних домах. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, возникают определенные требования к личным качествам товарища.
Младший школьник – активно осваивает навыки общения. В этот период интенсивно устанавливаются дружеские контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей –одна из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [11, с. 46].
Проанализировав понятие и психолого-педагогические основы взаимоотношений со сверстниками отметим, что исследуемые взаимоотношения являются важной частью жизни младшего школьника. Общение в начальной школе должно быть не только полноценным, но и должно соответствовать возрасту ребенка. Взаимоотношения в системе «сверстник -сверстнику» позволяет формировать навыка саморегуляции поведения, прислушиваться к мнению других, приобретает навыки коллективности. Взаимоотношения со сверстниками имеют свою специфику, заключающуюся в наличии определённой свободы общения, отсутствии нормативных регуляторов данного общения, высокой степени эмоциональности взаимоотношений между детьми.
Велика и педагогическая роль взаимоотношений со сверстниками, заключающееся в умении самостоятельно строить взаимоотношения, выбирать друзей, формировать традиции общения, быть эмоционально заинтересованным в жизни других людей.
1.2 Психологические особенности межличностных отношений учащихся начальных классов
Личные взаимоотношения во многом зависят от личностных особенностей детей. В реальной жизни личные взаимоотношения резко не разграничены, разграничение ведется только на теоретическом уровне.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, которые их вызывают. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей, являются одной из важнейших задач развития младшего школьника. У ребенка по мере развития его личности повышается способность к самосознанию. В младшем школьном возрасте начинают дифференцироваться учебные интересы. Можно наблюдать развитие специфических умственных способностей.
В младшем школьном возрасте происходит заметное формирование личности, ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений.
Одно из главных условий развития взаимоотношений со сверстниками является развитие классного коллектива, как единого социального образования. На развитие межличностных взаимоотношений младших школьников благоприятно воздействует свободное владения вербальными и невербальными средствами общения. Использование вербальных и невербальных средств общения активно применяется как на уроках в начальной школе, так и на специально организованных занятиях в рамках внеурочной деятельности.
Признаками благоприятного взаимоотношения в коллективе служат: бодрый, доброжелательный и жизнерадостный тон взаимоотношений между учениками, оптимизм в настроении; наличие взаимопомощи и сотрудничества, одобрения и поддержки, справедливости и уважения; получение удовольствия при совместных делах и играх, желание.
Характер в младшем школьном возрасте только начинает складываться. Характерологические проявления младших школьников отличаются противоречивостью и неустойчивостью.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности [18, с. 89].
В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
В поведении младших школьников более отчетливо проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Для младших школьников характерна слабость волевой регуляции поведения.
Э. Эриксон считает: «…возраст 6-12 лет как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается способность к овладению окружающей его средой. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты данного возраста» [20, с. 154].
В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.
Согласно концепции, Е.П. Ильина: «… интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям» [15, с. 78]. Младший школьный возраст является сенситивным:
1) для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
2) развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
3) развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
4) усвоения социальных норм, нравственного развития, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и др.), где закрепляются и совершенствуются новые достижения ребенка. Итак, особенности развития младшего школьника создают широкий простор для развития личности.
Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист или певец. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи - определенными разрядами.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.
Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений [19, с. 347].
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.
Выделяют два типа выборов: неустойчивые - выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые - выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.
Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой [18, с. 74].
В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения: эмоционально-практическая; ситуативно-деловая; внеситуативно - деловая.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво. В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь.