Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.

Предметы используются учителем, начиная с пропедевтического периода, для образования и сравнения множеств, формирования пространственных представлений. В последующем они активно применяются для обучения учащихся с ТНР пересчету, выполнению арифметических действий, моделированию условия арифметической задачи.

Иллюстрации, рисунки, схемы, размещенные в учебнике по математике или расположенные учителем на доске или партах учащихся, позволяют наглядно получить представление об изучаемых явлениях. Сюжетные картинки активно используются учителем в пропедевтический период обучения математики для формирования временных представлений, определения последовательности событий, анализа понятий «вчера», «завтра», «было», будет» и т.д. В дальнейшем на уроках математики иллюстративный материал используется для пересчета единиц множества, знакомства с каждым новым числом в пределах 20, усвоения и выполнения арифметических действий и т.д.

Печатные пособия (учебник, рабочая тетрадь, сборник упражнений и арифметических задач и др.) используются как на этапе объяснения нового материала, так и закрепления изученного. Для учащихся на первых годах обучения учебник и рабочая тетрадь на печатной основе должны быть хорошо иллюстрированы, подобраны задания, позволяющие не только отработать основные навыки по предметам, но и вызвать интерес к дальнейшему обучению. Рабочие тетради могут быть использованы для проведения уроков как в традиционной форме, с применением традиционных методов, так и с использованием активных методов обучения. Например, во многих рабочих тетрадях и сборниках с заданиями уже предложен готовый разрезной материал, который может быть использован учителем для быстрой проверки знаний [6].

В настоящее время одним из основных направлений специального образования является использование электронных средств обучения при работе с учащимися с особенностями психофизического развития. Данные средства обучения тоже рассматриваются как отдельный вид наглядности, используемый на уроках математики. В основе применения данного средства лежит принцип применения информационных технологий в образовательном процессе. Использование этого принципа направлено на максимальное использование возможностей компьютера в учебном процессе. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств [4].


Использование электронных средств обучения на уроках математики позволяет вызвать интерес у учащихся с ТНР, сделать его продолжительным, обеспечивает формирование познавательной мотивации. Также применение данных средств направлено на формирование образного мышления, пространственных представлений, способствует индивидуализации обучения, моделированию жизненных ситуаций, которые невозможно представить на уроке с помощью демонстрации [4].

Презентации используются учителем для объяснения нового материала, сущности арифметических действий, показа условия арифметической задачи в интерактивном режиме, объяснения ее решения. Также в состав электронных средств обучения входят различные компьютерные программы, которые представляет собой набор интерактивных тренажеров и упражнений. Их использует учитель для закрепления изучаемого материала, формирования математических умений и навыков, которые учитель может использовать на учебных занятиях в дополнение с другими средствами обучения математике на I ступени общего среднего образования.

Выбор конкретных наглядных средств обучения осуществляет учитель, исходя из задач конкретного урока, уровня подготовленности учащихся, сложности изучаемой темы, собственной компетентности. При этом необходимо ориентироваться на принцип деятельностного подхода, который предполагает создание у учащихся с ТНР мотивации, что зачастую возможно на основе использования красочного учебного материала, а также включение их в практическую деятельность для получения опыта выполнения предлагаемых заданий, формирования математических умений, что возможно только путем использования соответствующего дидактического материла.

3. Технические средства обучения на уроках математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

1.Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, материалы для самостоятельных и контрольных работ).

2.Комплект демонстрационных таблиц в соответствии с темами изучения.

3. Демонстрационные и раздаточные материалы цифр, геометрических тел и др.

4. Дидактические пособия (счетные палочки, счеты, абак, карточки с заданиями).

5.Экранно-звуковые пособия.

6.Электронно-образовательные ресурсы (презентации).



 

Учебник как основное средство обучения математике.

Задача учебника- систематично и полно раскрыть содержание курса математики.

Материалы учебника: рисунки, сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, примеры, справочный материал для любознательных (повышенной сложности и др.)

Занятие № 4.

Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  1. Учебная программа по математике в коррекционной школе.

Задачи:

  • формировать доступные обучающимся математические знания,умения, практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;

  • обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

  • развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

  • воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.

Математический материал программы представлен основными разделами:

  • Нумерация

  • Единицы измерения и их соотношения

  • Арифметические действия

  • Арифметические задачи

  • Геометрический материал

Данное распределение по разделам продолжает идею концентрического изучения материала,при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Перед началом изучения курса математического материала 2 класса, в первой четверти отведено время на повторение изученного в первом классе с целью актуализации ранее усвоенных знаний. Помимо этого предполагается при распределении учебного времени часть часов в конце учебного года отвести на повторение пройденного за год. Итоговое повторение обусловлено специфическими особенностями познавательной деятельности и нервной системы младших школьников с нарушением интеллекта.

Для изучения новых геометрических понятий в календарном плане отведены отдельные часы. Помимо этого закрепление и повторение геометрических знаний предполагается проводить на каждом уроке в контексте с арифметическим материалом.


Проверка знаний учащихся по математике проводится по результатам индивидуального и фронтального опросов, текущих и итоговых письменных контрольных и проверочных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой за 2 класс по 5-бальной системе. Рабочая программа предусматривает проведение 5 контрольных работ (4 к/р. по итогам четвертей и одна – годовая к/р.).

При отборе учебного материала в рабочей программе учтены возможности учащихся по усвоению математических представлений и знаний, умений практически их применять. Программой предусмотрен дифференцированный подход, который основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения образовательной программы по математике.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей освоения обучающимися.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «геометрические величины».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе, развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнении целых неотрицательных чисел.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородны величин и соотношениями между ними.

Особое место в содержании начального математического образования текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитее у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.


Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, отрезок, луч, угол, многоугольники. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности, для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.