Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагог-практик, теоретик и публицист ИГ. Песталоцци (1746- 1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. Он разработал оригинальную идею демократической трудовой школы, доказав педагогическую важность труда, укрепляющего волю, здоровье, развивающего ум; теорию элементарного образования; высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Он предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Исходя из этого, Песталоцци рекомендовал развивать основные способности детей - считать, измерять и говорить, так как именно это лежит в основе правильного познания всех наблюдаемых предметов. И он подробно рассматривал, как следует обучать этим предметам.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт (1776 – 1841 г.), наравне с Каменским считается основателем педагогики как науки. Частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал – кондуит. «Общая педагогика», «Учебник по психологии». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

Видное место среди педагогических идей прошлого занимают идеи Роберта Оуэна (1771—1858), видного английского общественного деятеля, социалиста-утописта.

Желая улучшить жизнь рабочих создает в 1816 г. систему воспитательно-образовательных учреждений, которые назвал «Новый институт для образования характера». В нем воспитывались дети от года до 10 лет. Р. Оуэн писал: «Танцы, музыка и военные упражнения, преподаваемые и проводимые при самом добром и мягком обращении с детьми, принадлежат к самым лучшим средствам образования рационального и счастливого характера. Р. Оуэн большое значение придавал наглядности в воспитании и обучении. Свои мысли об организации воспитания и обучения Р. Оуэн изложил в книге «Опыты об образовании характера».


С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию Адольф Дистервег (1790 – 1886 г.). Работал в сфере народной массовой школы. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств. Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. Постепенно грамотой стремились овладевать все сословия. Все это, так или иначе, способствовало развитию отечественной педагогической мысли.

В.Г. Белинский (1811 – 1848г.) , А.И. Герцен (1812 – 1870г.), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861г.). Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания. Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать  развитие у народа чести, права и гражданства. Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении  «естественных стремлений» человека.

В XVII в. вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий (XVII в. – 1675 г.). Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве славяно-греко-латинская школа. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался и Петр I. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 г. уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.



Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов (1711–1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.

Видным деятелем просвещения в России в XVIII в. был И. И. Бецкой. В 1764 г. он написал большой трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который широко использовался в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян. В этот же период известностью пользовался Ф. И. Янкович, пропагандировавший дидактические идеи Я. А. Коменского.

Заметный след в российской педагогике оставил Н. И. Новиков (1744–1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи примечательной является его мысль о том, что педагогика «есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К. Д. Ушинский (1824–1870), Н. И. Пирогов (1810–1881), В. И. Водовозов (1825–1886), П.Ф.Лесгафт (1837–1909), Л.Н.Толстой (1828–1910), П.Ф.Каптерев (1849–1922), К.Н.Вентцель(1857–1947) и др.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Широкую известность получила его статья «Вопросы жизни» (1856), в которой он резко критиковал существующую систему образования и выступал за то, чтобы воспитание было направлено на выработку у учащихся качеств «настоящего человека», гражданина. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования. 

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Создал учебник для начальной школы «Азбука».


Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922) – известный теоретик и историк воспитания и образования, занимающий видное место в русской педагогике. Рассматривал образование как общественно-государственное дело. Он выдвигал гипотезу о том, что образовательные курсы должны быть выстроены таким образом, «чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития». Также Пётр Каптерев хотел донести до общества, что, когда дети учатся в школе, то наиболее важным аспектом является не только их демократическое самоуправление, но и непосредственное участие родителей в делах образовательного учреждения. Основной задачей школы он считал выработку у детей характера и мировоззрения с помощью эвристического (развивающего) обучения. Ведущие идеи Каптерева в отношении процесса обучения: воспитывающий характер обучения; полезность как главный критерий учебного материала; учет психологических особенностей детей; сочетание естественнонаучного и гуманитарного образования в гимназии; реализация межпредметных связей в обучении и др. Эти идеи раскрыты в таких работах Каптерева, как «Дидактические очерки», «Педагогический процесс» и др.

К. Д. Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Он автор ряда капитальных трудов по вопросам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы» (1857), «0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867–1871) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук» (т.е. о человеке). Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) доступность; 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Р. Штайнер (1861—1925) - австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия, которая рассматривает педагогику, как науку о человеке. Совокупность трех составляющих: тела, души и духа. Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы.
Основная идея вальдорфской методики воспитания -ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий. Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики - воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

 Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач - педагог. Автор книги "Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка" (1909), "Впитывающий разум ребенка" (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития: ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам; развитие всех органов чувств; ручной труд (вырезание ножницами); пение, игры на воздухе.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детский производительный труд является важным компонентом воспитания и обучения детей. Выступала за школу на родном языке.

Антон Семенович Макаренко один из выдающихся советских педагогов. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.