Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Графические объекты: рисунки в черно-белом исполнении; толщина линий и размет точек должны обеспечивать их отчетливую идентификацию при печати; шрифт текста на рисунках – не менее 8; подрисуночные надписи – 10, полужирный, по центру; размеры рисунка – не более 110х170 мм; фотографии не допускаются.

Таблицы: заголовок – 10, полужирный , по центру, перед таблицей; текст в таблице – не менее 8.
Приложение №3 Исследование активности учащихся на уроках в разных технологиях.



В ходе исследования были использованы следующие метод наблюдения. В исследовании принимало участие 25 учеников. Это ученики 3 «Б», классов образовательного учреждения МАОУ « Лицей №58».

В ходе исследования были использованы следующие методы и методики: интервьюирования методика М.Р.Гинзбурга. В исследовании принимало участие 50 учеников. Это ученики 1»Б», 1 «В» классов образовательного учреждения МАОУ «Лицей №58».



Цель интервьюирования: выявить исходный уровень учебной мотивации первоклассников. Интервью проводилось индивидуально с каждым учащимся. Детям предлагалось 9 высказываний относительно школьного и свободного времени, с каждым из которых надо было согласиться или не согласиться. Ответ на каждое высказывание изображается цветом: синим или красным. Если, высказывание верно, то изображается точка красного цвета, если не верно, то - синего цвета. Детям предлагались следующие высказывания:

  1. Я хожу в школу с удовольствием.

  2. Я люблю узнавать что-то новое.

  3. Мне нравится больше играть, чем учиться.

  4. Я люблю справляться с трудностями.

  5. В свободное время я люблю читать или рисовать, или рассматривать книги.

  6. Мне нравится в школе, когда мы гуляем, а не когда мы учимся.

  7. Я хожу в школу, чтобы стать самостоятельным взрослым человеком.

  8. На уроке мне интересно разговаривать со своим соседом.

  9. Мне интересно слушать ответы своих одноклассников.

Подсчитывалось количество положительных и отрицательных ответов, на основе которых определялся уровень учебной мотивации. Уровни мотивации:

  • высокий уровень (8-9 баллов);

  • средний уровень (6-7 баллов) (положительная учебная мотивация);

  • низкий уровень (4-5 баллов) (положительная учебная мотивация);

  • отрицательная учебно-познавательная мотивация (ниже 4 баллов).


Исходный уровень учебной мотивации первоклассников представлен в таблице.

Исходный уровень учебной мотивации первоклассников

Уровень мотивации

Кол-во чел.,

%

высокий

50

средний

34

низкий

16

отрицательный

1

Данные таблицы показывают, уровень учебной мотивации первоклассников примерно одинаковый, дети идут в школу с желанием.

Учебная мотивация испытуемых, отнесённых к высокому уровню, характеризуется выбором положительных ответов на вопросы о желании учиться (вопросы №1, 7) и узнавать что-то новое (вопрос №2), о способности к разрешению трудностей (вопрос №4), о познавательной активности во внеурочное время (вопрос №5).

Учебная мотивация учащихся со средним уровнем характеризуется преобладанием игровой деятельности (положительные ответы на вопросы №3, 6, 8), неумением слушать одноклассников (отрицательный ответ на вопрос №9), желанием узнавать что-то новое (вопрос №2) и справляться с трудностями (вопрос №4). В свободное время эти учащиеся любят рисовать или читать.
Приложение №4

«Анализ научных и педагогических идей за всю историю человечества»
Педагогика как практическая деятельность начала существовать в античные времена (до нашей эры). «В человеке все должно быть прекрасно: ум, душа, тело» - это триада величайших мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Сократа. В отечественной историко-педагогической литературе истории педагогических учений традиционно уделялось самое пристальное внимание.

Демокрит (460—370 гг. до н. э.). Демокрит - основатель материалистического взгляда на мир. Он считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». «Постоянный труд делается легче, благодаря привычке», — учил он. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)



Софисты. Софисты расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную энциклопедию, которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ.

Сократ (469 – 399 до н.э). Его главное дидактическое достижение – майэвтика («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Платон (427 – 347 до н.э.). Согласно Платону, достижение знания и истины - мучительный труд избавления от привычных пут и  предрассудков. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к  «истинному бытию – неким бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества. В трудах Платона можно найти много полезных советов и рекомендаций. Например: «Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, а в душе же никакая насильственная наука не остается прочно»; «...Насильственно не преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Платон- выдвинул идею основания государственных школ. Основал философскую школу-академию.


Ученик Платона философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) развивал свою теорию воспитания свободнорожденных граждан. Его педагогическая концепция подкреплена личным опытом воспитания Александра Македонского. Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля.

Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, которая нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате  «Политика». Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до семилетнего возраста под присмотром отца. Однако настаивал на необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием с семилетнего возраста должно было заниматься государство. Аристотель предпринял первую в истории попытку дать возрастную периодизацию воспитания и образования. Он различал три главных возрастных периода: от рождения до 7 лет; от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет); от 14 лет до 21 года.

Такое деление, считал Аристотель, соответствует сообразности воспитания. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику.
Римский оратор и педагог Квинтилиан (42—118 гг.) Квинтилиан- первый профессиональный педагог.

Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Он считал, что все дети способны к образованию. «Подобно тому, как птицам дано от природы летать, коням - бегать, диким животным - быть свирепыми, так и нам от природы присущи умственная деятельность и сообразительность». Дети прочно удерживают в памяти то, чему научаются в самые ранние годы. В воспитании и учении необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, «приноравливаться к каждому, чтобы продвинуть его дальше в том направлении, которое существует у него от природы». Квинтилиан считал, что способности развиваются в упражнениях и труде. (Причем упражнения следует подбирать с учетом возраста.).


Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

Полезны для размышлений воспитателю слова Квинтилиана об учителе: «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам и пусть постоянно представляет себя на месте тех лиц, которые вверяют ему своих детей. Пусть он сам не имеет пороков и не терпит их в других. Пусть суровость его не будет мрачной, а ласковость расслабляющей, чтобы отсюда не возникло ненависти или презрения. Пусть будут продолжительные беседы о нравственном и добром, ибо чем чаще будут увещевания, тем реже будет нужда в наказаниях. Пусть учитель не будет раздражителен и в то же время не потворствует тем, кто нуждается в исправлении. Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен. Пусть охотно отвечает спрашивающим и пусть задает вопросы молчаливым. На похвалы он пусть будет не слишком скуп, но и не будет слишком расточителен, так как первое отнимает охоту к работе, а второе порождает беспечность... Пусть он каждый день скажет ученикам что-нибудь такое, что у них навсегда осталось бы в памяти».

Августин (354 – 430 г.). Идеологи раннего христианства иначе, чем представители античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи – итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), Томаса Мора (1478 – 1535 г.), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ