Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучила требования к оформлению печатных материалов (Приложение №2).
Глава 2. Познавательный интерес у детей младшего школьного возраста
2.1 Суть понятия «познавательный интерес»
Проблема развития и формирования познавательного интереса освещена в трудах отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. А. Гордона, Б. И. Дадонова, М. Н. Данилова, В. Г. Иванова, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецкого, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, Т. Н. Панкратовой, Г. И. Щукиной и др. Проанализируем базовое понятие – «интерес». С психологической точки зрения под интересом мы понимаем избирательное отношение личности, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. В педагогической науке, по мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется «эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания» [3, c.44]. С. Л. Рубинштейн же под интересом понимал «специфическую направленность личности», а М. А. Пастушкова полагает, что интерес связан с «особым избирательным отношением человека к окружающему миру» [4, с.121]. Г.И.Щукина определяет его как «избирательную направленность личности, обращённую к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями»[15,с.154]. При этом, объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения. Можно сказать, что интерес это - избирательное отношение к чему-либо; определенная направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности.
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями [4, с.367]. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах...». Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Познавательный интерес – это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не дается человеку от рождения. Познавательный интерес учащихся возникает в активной познавательной деятельности. В стремлении к приобретению знаний, к их содержанию. Интерес стимулирует глубокое овладение этими знаниями с целью их дальнейшего расширения и использования в практической деятельности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится положительной основой к учению, в результате чего учение приобретает характер увлекательной и продуктивной деятельности. Будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, пытливой, активной, ищущей, творческой.
Под влиянием познавательного интереса у учащихся возникают вопросы, ответы на которые они сами активно ищут. При этом поисковая деятельность учащихся совершается с увлечением, они испытывают эмоциональный подъём и радость от удачи. В психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в структуре деятельности – прежде всего с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив.
2.2 Активность, потребность и мотивация в учебной деятельности младших школьников
Как пишет И. П. Подласый , интерес является «одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности» [5, с. 525]. Младший школьный возраст - это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Познавательный интерес, и желание овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. В процессе формирования учебной деятельности, которая всегда начинается с целеполагания, вначале учащийся осуществляет учебные действия на основе «внешней» мотивации. При последовательном и добросовестном выполнении учебных заданий прежняя «внешняя» мотивация вытесняется и на смену ей приходит мотивация внутренняя, познавательная, исходящая из самой цели учебной деятельности - познания. Происходит «сдвиг мотива на цель» при условии, что учащийся получает для себя более значимый результат, чем исходная мотивация. В этом случае происходит также превращение отдельных учебных действий в полноценную учебную деятельность, в которой имеет место совпадение мотивов и целей. В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает как средство живого, увлекающего ученика обучения, как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом. Побуждает к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая её направленности. Являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует
тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Познавательный интерес как мотив учения ранее всего осознаётся учеником. Познавательный интерес – это сильное средство обучения. Обучение идёт с увлечением, без принуждения. Можно сказать, что познавательный интерес - это мотив учебной деятельности ученика, без которого его деятельность в процессе учения не может иметь учебного характера. То есть, процесс формирования и развитие познавательного интереса у младшего школьника, осуществляется, прежде всего, в его учебной деятельности. И выражается в стремлении узнать что-то новое, интересное, неизвестное.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Как пишет И.П. Подласный, «Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе» [5, с.524]. В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и др. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, в частности: разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; ставят вопросы своим товарищам и учителям. Рецензируют ответы товарищей, занимаются обучением отстающих, находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, познавательные задачи путем комплексного применения, известных им способов решения. Мной проведено исследование активности учащихся на уроках в разных технологиях (Приложение №3). Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения предполагают, прежде всего, повышение активности обучаемых: «истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность».
Направленность личности младшего школьника выражается также в его потребностях. У младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. У него по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется. Младший школьник продолжает играть в школу, в учителя. Но теперь, играя, он может часами писать, решать, читать, рисовать, петь и т. д. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, превращая ее по форме иногда в увлекательный игровой процесс. Как и у дошкольника, у младшего школьника сильна потребность в движениях. Он не может долго сидеть на уроке неподвижно, поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться. У младшего школьника очень характерна потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательные потребности. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, явлений, событий. С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя. Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.
Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.
2.3 Формирование познавательного интереса
Формирование интереса, как устойчивой черты личности, требует от учителя правильного отношения к уровням его развития. Анализ опыта учителей начальных классов показал, что, используя различные приемы занимательности, возможно, вызвать у учащихся состояние любознательности, любопытства, эмоционального отношения к новым знаниям (т.е. интерес-переживание).
Для развития и формирования познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям. Поэтому начиная с начальной школы нужно решать задачу формирования познавательного интереса, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности. Это ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.