Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мишель Монтень (1533-1592), итальянский мыслитель, поэт, политический деятель Томмазо Кампанелла (1568 – 1639г.) и др.– выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Итальянские гуманисты, Витторино де Фельтрэ, полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца  педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана.

Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество.  Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. 

Франсуа Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Эти идеи содержатся в известной книге Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой противопоставляются две системы воспитания: схоластическая и гуманистическая в пользу последней.

В своем главном произведении "Утопия" Т. Мор описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в его утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания социальных учреждений в таком обществе - дать каждому возможность развивать свои духовные силы, заниматься "изучением наук и искусств". Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.


Главный труд Томмазо Кампанелла – коммунистическая утопия: Город Солнца. Кампанелла не доверяет воспитание детей родителям, так как они дурно их воспитывают, «на гибель государству». Воспитание, как считает Кампанелла, - это самая первая основа благосостояния государства, и воспитывать детей должно только государство и ручаться за его надежность может только воспитатель и никто другой. Сразу после рождения дети передаются на попечение назначенных государством воспитателей и воспитательниц: «...и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются; занимаются по изображениям историей и языками До 7 лет дети изучают родной язык, азбуку, занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, которые развивают их тело. «При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонностей каждого». Одной из главных идей, нашедшей своих последователей среди многих крупнейших педагогов и мыслителей, была идея обучения всех детей: и мальчиков, и девочек, и богатых, и бедных. Демократизм и гуманизм этой идеи, высказанной в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы, очевидны. Не менее важной идеей, высказанной этими мыслителями и развиваемой в трудах педагогов более позднего времени, являлась идея соединения обучения с производительным трудом.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика, вплоть до начала XVII в., продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.

Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Кстати, Бэкону принадлежит и известное выражение: знание – сила, показывающее, как высоко он ценил учение, овладение наукой.

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Отец современной педагогики. Его работы: «Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика», «Материнская школа». «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. - одна из первых научно - педагогических книг. Она является своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Он выделил принципы дидактики, многими из которых до сих пор руководствуются школы. Это

принципы основательности и прочности обучения, принцип легкости обучения, полезности материала, подлежащего усвоению, систематичности и последовательности обучения. Особое внимание он придавал принципу наглядности: «...Пусть будет для учащих золотым правилом: все, все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания». «...Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм». Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Говорил о преимуществе классно - урочной системе. Педагог-гуманист считал, что учиться должны все дети: и мальчики, и девочки, и бедные и богатые, и больные, и здоровые. Эффективность обучения, по мнению Коменского, во многом зависит от дисциплины, он подчеркивал: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Я. А. Коменский написал учебники по физике («Обзор физики»), по астрономии («Астрономия должна быть реформирована в свете физики»). Они также стали широко известными и использовались в школах разных стран еще до выхода «Великой дидактики». «Материнская школа» - труд великого педагога, посвященный воспитанию детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы. Ему педагогика обязана выделением из философии.


Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др.


Джон Локк (1632 - 1704) - английский педагог, психолог, философ, представитель английского просвещения эпохи буржуазной революции. Ему принадлежит заслуга тщательной разработки теории воспитания. Первая книга же «Опыт о человеческом разуме», вышедшая в 1690 г., принесла педагогу известность. В ней рассматриваются вопросы познания, анализируется процесс мышления, критикуется теория врожденных идей. Рассматривая вопросы развития личности, он придавал большое значение воспитанию, среде, наследственности, отмечая, что дети при рождении отличаются друг от друга. Однако при этом высказывал мысль, что «душа ребенка подобна чистой доске». Локк подчеркивал важность развития сенсорных процессов человека. В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Джон Локк - создал рабочие школы. Утверждал равенство всех людей и право на свободу образования. Не приветствовал школьное обучение. Отрицал физическое наказание, поддерживал поощрение («Опыт о человеческом разумении»).

Особое место в истории педагогической мысли занимает теория известного философа и писателя XVIII в. Жан Жака Руссо (1712—1778). В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. Интересна и оригинальна разработанная Руссо возрастная периодизация, в основу которой он положил свои представления о психических процессах, характерных для каждого возрастного периода. Руссо впервые разработал основы полового воспитания. Цель воспитания, по Руссо, — дать роду человеческому людей, обществу — общественных людей, государству — граждан.