Файл: Характеристика правового статуса иностранных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Временная миграция, не предполагающая перемены места жительства и осуществляемая в рамках трудового контракта, срока обучения или командировки.

Длительная миграция, осуществляемая на срок свыше 12 месяцев.

Трудовая миграция; краткосрочная миграция, имеющая конкретный период осуществления, меньше 12 месяцев; миграция, осуществляемая для получения права на постоянное место жительства.

Незаконная миграция, состоящая в пересечении государственной границы вопреки правилам и законам; образовательная миграция.

Мероприятия миграционной политики и ее влияние на развитие страны. Государственная миграционная политика включает в себя осуществление таких мероприятий как обучение, трудоустройство, внедрение упрощенной процедуры получения гражданства, знакомство с традициями культурными ценностями государства, облегчение ассимиляции, предоставление жилья на временной основе и так далее [22, с. 15].

Совокупность мероприятий государственной миграционной политики можно разделить на две группы:

Во-первых, поддерживающие мероприятия, назначение которых состоит в помощи мигрантам в более быстром устройстве на новом месте и обеспечение возможности принесения ими пользы государству;

Во-вторых, ограничивающие мероприятия, призванные препятствовать нелегальной миграцией и четко устанавливать правовой статус мигранта.

Максимальное влияние государственной миграционной политики выражается в демографической ситуации и темпах роста экономики. Мигранты оказывают стабилизирующее воздействие на демографическую ситуацию, обеспечивая превышение рождаемости над смертностью, зачастую на несколько пунктов.

В отношении экономики влияние мигрантов может существенно различаться: так, нелегальная миграция оказывает отрицательное влияние на развитие экономики и способствует выводу капитала, в то время как легальная миграция способна обеспечить дополнительную трудовую силу и положительную динамику экономического роста.

Направления совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации Миграционная политика развитых государств зачастую носит протекционистский характер, призванный обеспечивать защиту собственного населения и отстаивание своих экономических интересов [23, с. 8].

Однако в условиях нестабильности политической ситуации в мире миграционные потоки существенно усилились, что вынуждает страны менять свою миграционную политику, не является исключением и Российская Федерация.


Проблемой миграционной политики Российской Федерации являлось отсутствие четкости, поскольку государство то поддерживало мигрантов, что усложняло их пребывание на территории страны.

К направлениям совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации можно отнести:

- ориентацию на поддержание мира, обязательную приоритетность интересов российского населения, защиту граждан на территории страны и за рубежом;

- реализацию мер, направленных на популяризацию и сохранении русского языка;

- обеспечение правовой поддержки мигрантов;

- антимаргинализацию иностранных граждан.

Государственная миграционная политика должна способствовать ассимиляции и вовлечению в жизнь страны мигрантов, близких российским гражданам по образу жизни, языку, культурным ценностям. Задача государства в этом случае состоит в обеспечении легальных способов пересечения государственной границы и формировании условий для получения иностранными гражданами статуса полноправных членов общества.

В отношении остальных мигрантов необходимо организовать несколько этапов отбора, ужесточающих требования к получению статуса гражданина страны, в отношении тех мигрантов, которые характеризуются низким образовательным уровнем и отсутствием желания к его повышению.

Совершенствование государственной миграционной политики требует ухода от формальности обязательных экзаменов на знание языка, истории российского государства, права. Также внимание следует уделить вопросам здоровья мигрантов, введения обязательного медицинского осмотра [24, с. 21].

Вывод: Государственная миграционная политика должна отслеживать трудовую деятельность мигрантов, ее соответствие требованиям российского законодательства, полноту уплаты налогов.

Основную задачу российской государственной миграционной политики должна составить борьба с нелегальной миграцией, формирующей теневой сектор российской экономики.
2.2 Административная ответственность иностранных граждан, правовые основы и порядок привлечения

Несмотря на то, что административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, она обладает и своими специфическими особенностями. Так, например, одним из ее отличительных признаков является возможность применения как в судебном, так и во внесудебном порядке.



Кроме того, для административной ответственности присуща множественность субъектов административной юрисдикции.

Так на фоне активного развития международных отношений и заметно возросшей популярности нашей страны, как туристической, а также в условиях увеличения числа так называемых «трудовых мигрантов», прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках трудоустройства, особую актуальность приобретает вопрос влияния иностранных граждан на складывающуюся оперативную обстановку, выраженную в потенциальном приросте преступности и правонарушений, совершаемых с участием иностранцев [26, С. 154].

В настоящее время основной порядок осуществления контрольно-надзорных полномочий в сфере миграции, а также правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории России, определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Так в соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и при этом не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, согласно положениям той же статьи, признается лицом без гражданства [26, С. 155].

Статьей 2.6 КоАП РФ определен национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Это значит, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административное правонарушение, подлежат административной ответственности на общих основаниях и соответственно привлекаются к такой ответственности в соответствии с законодательно закрепленным процессуальным порядком ее реализации – производством по делам об административных правонарушениях.

При этом, необходимо обратить внимание на норму части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, однако, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации.


То есть вопрос об административной ответственности иностранных граждан, которые согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается исключительно дипломатическим путем.

Статьей 24.2 КоАП РФ [4] установлен язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. По общим правилам – это государственный язык, то есть русский. Однако, при этом, частью 2 указанной статьи определено следующее: лицам, участвующим в производстве по такому делу и не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика [25, с. 401].

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ.

Вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Рассмотрим для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов.

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ.

Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.


Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.).

На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства [25, с. 56].

Новый указ лояльнее прежнего. Иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались [28].

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения.

Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода [28].