Файл: Характеристика правового статуса иностранных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует обратить внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться.


В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г.

При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам.


  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.

  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

  • Если работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.

  • Следует относится, к легализации серьезно. Если после окончания действия указа президента привлекут к ответственности, например, за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

Вывод: можно сказать, что система правовых норм, регулирующих вопросы привлечения к административной ответственности иностранных граждан, а также механизм реализации этих норм в законодательстве нашей страны проработаны и в целом не отличаются от механизма привлечения к административной ответственности граждан Российской Федерации и иных субъектов административной юрисдикции.
2.3 Внутренняя и внешняя миграция в России
С ХХ века в экономически развитых странах значительно улучшалось состояние демографии, медицины, образования, повышались качество и продолжительность жизни населения. Намного снизился уровень детской смертности, семьи в интересах своей карьеры принимают решения о сокращении числа детей, выросли доля пожилых людей, размеры их пенсий и др. [1-7].

Современная ситуация в мире характеризуется неопределенностями и массой угроз. Одна из недавних причин нестабильности в мире – миграционный кризис в Европе. Несмотря на то, что миграционная вспышка некоторыми экспертами прогнозировалась, она свалилась на головы европейцев как летом снег.

Ее причинами стали перманентная конфликтная обстановка на Ближнем Востоке и Африке, привлекательность европейских стран, как «лакомых кусочков» для тех, кто хотел трудоустроиться, учиться, убежать от войны и вспышек терроризма.

Эта беспрецедентная по размаху миграция имела смешанный характер, а людской поток включал разнородный контингент: мигранты, лица без гражданства, искатели лучших экономических условий, беженцы широкого спектра и национально-этнического состава: сирийцы, египтяне, ливийцы, нигерийцы, афганцы, пакистанцы и др. [8, с.14].

Ее первопричина, катализатор кризиса и движущая сила, несомненно, – война в Ираке, затем в Сирии. Лидерами по приему беженцев стали Турция (45%), Ливан, Иордания и Египет.

Позже этот поток устремился в страны Евросоюза, причем в большей степени пострадали государства на границе Шенгенской зоны: Греция, Венгрия, Испания, Италия, Польша, через которые мигранты проникали в ЕС, на территории которых создавались лагеря беженцев, реальные причины беспокойства и угроз жизни местного населения. Большинство мигрантов стремилось в развитые страны ЕС (Германия, Франция, Великобритания, скандинавские страны) для возможного получения высоких дотаций.

Хотя имела место и семейно-бытовая миграция, внесшая свои коррективы, но многие мигранты целенаправленно пробирались в те страны, где осели их родственники.

В целом можно выделить три основные причины миграционной «бури», вызвавшей чудовищный миграционный кризис: а) военный кризис на Ближнем Востоке; б) простота приобретения статуса резидента страны ЕС; в) семейные связи ряда групп населения.

Можно утверждать, что процесс поиска лучших и безопасных условий жизни, будет длиться вечно. Для снижения остроты проблем миграции следует совершенствовать маршруты перемещения, места размещения, обеспечить защиту, правовое регулирование положения мигранта, чтобы миграция, перемещения людей, вызванные военными конфликтами, экономическими неурядицами, природными и техногенными катастрофами, военными кризисами, сделать менее опасными.

Как следует в этой ситуации действовать России, когда коллективный Запад считает ее источником угроз своему существованию. Истоки экономического роста и векторы развития России.

В условиях развития научно-технического и социально-экономического прогресса россияне должны развивать собственное производство, бизнес, науку, культуру, образование, интеллектуальный капитал российской цивилизации.

Намеченные Президентом и Правительством РФ национальные проекты на 2020-2024 гг. должны обусловить эволюционное развитие всех отраслей хозяйства, а инновационные идеи и инвестиционные механизмы обеспечить выход страны на позиции лидерства в мире.

В фокусе страны должны быть новые знания, инновации, преумножающие сами себя информационные технологии, цифровизация экономики, подкрепленные имеющейся базой, включающей материальные активы, основные фонды, эффективное управление интеллектом, человеческим капиталом, социальнотрудовой сферой страны.

Мерой успеха деятельности человека, коллективов организаций, сообществ многие ученые считают обучение и развитие, а не материальный достаток и деньги. Обладание материальными ценностями слабо влияет на степень обучения, развития и реализации потенциала человека.

Миграция – одна из важных проблем современности, от решения которой зависят стабильность и эффективность, гармоничность развития общества, соблюдение прав и свобод человека, защита и безопасность жизни детей, семей, деятельности трудовых коллективов субъектов хозяйствования (СХ), населения муниципальных образований (МО) и субъектов РФ, имидж, репутация, суверенитет и национальная безопасность страны в неспокойном динамично развивающемся мире, полном вызовов и угроз.

Все это вынуждает органы власти и управления, правоохранительную и судебную системы переходить от решения тактических задач к долговременному, научному обоснованию стратегии развития российского государства на период до 2030 года, к которому все экономически развитые страны должны перейти в шестой экономический уклад.

Сегодня влиянию цивилизационных, политических, культурных, этнических, религиозных, географических, климатических и иных факторов, воздействующих на Россию, следует уделять больше внимания, предельно дифференцировать их экономическую, промышленную ориентацию, технологический уклад. На ее территории РФ могут функционировать области с разным экономическим порядком – от максимально-рыночных до коммунистических [12, с. 25].

Сколько же всего мигрантов в России, – судя по ответам различных государственных структур, это – либо государственная тайна, либо никто не знает. В РФ ежегодно находится до 9-11 млн. чел. иностранных граждан.

В 2020 г. их численность постепенно снижалась, и сегодня, по данным МВД России, достигает 6,3 млн. чел. Если «коронавирусные проблемы» успешно завершатся, и всё вернётся к средней норме, то таковых в РФ будет 10 млн. чел., из них «трудовых» мигрантов, по данным погранслужбы ФСБ, 2,4 млн. чел. При этом разрешения на работу выдают гражданам Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, Украины, Молдавии. Граждане входящих в ЕАЭС Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии могут работать в РФ без всяких патентов.

Чем занимаются остальные, с чего живут – знает лишь ФМС. РИА Новости недавно опубликованы следующие данные по «нелегалам» (тыс. чел.):

- Азербайджан – 120,219;

- Армения – 61,372;

- Казахстан – 49,240;

- Киргизия – 115, 588;

- Молдавия – 56,427;

- Таджикистан – 247,417;

- Узбекистан – 332,620;

- Украина – 152,309.

Как в этот список попали граждане Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, стран-членов ЕАЭС, непонятно, но если их из списка исключить, получится около 750 тыс., а всех вместе – 1,0 млн. чел. «неизвестно кого», живущих «неизвестно где», занимающихся «неизвестно чем», что дико и реально страшно: занятия «неизвестно кого» могут быть чем угодно (терроризм, шпионаж, распространение исламистских и экстремистских идей, запрещенных видов деятельности и др.), неплохо оплачиваемых заинтересованными в этом силами.



Государство не прочь, когда к нам приезжают, получают гражданство и оседают в России, например, культурно близкие нам украинцы, но при одном условии – легальном прибытии и понятных занятиях, полезных для РФ.

Если эти «нелегалы» – приличные люди, «хлеб» свой добывают без торговли наркотиками, без подкладывания мин в российские автобусы, а трудами рук своих. Но тогда вопрос: как они без легального статуса в РФ приобрели патент.

Ответ многозначен: либо работают по липовым патентам, что уже преступление, либо вовсе без всяких патентов и разрешений, а по «устной договорённости», по которой у нас большинство мигрантов и трудится. Лишь нашему работодателю это выгодно: таким работникам можно недоплатить, не заплатить вовсе, можно без объяснений уволить, а если обнаружит ФМС – пожать плечами (впервые его вижу, наверно, в гости к земляку пришёл, у которого патент есть).

Разумеется, социальных и иных отчислений с таких работников работодатель не платит, что ему также весьма выгодно (это означает, что, попадая завтра в больницу, лечить его там будут за наш с вами счёт, и это – в дополнение к семьям, родственникам, друзьям и соседям, приехавшим в «гости» к работающим мигрантам).

Среди 1 млн. чел. «нелегалов» немало именно таких, с просроченным пребыванием «задержавшихся», но не «по причине коронавирусных мер», а просто приехавших бесплатно учить детей, рожать на последнем месяце жён, больных самыми экзотическими болезнями родственников и др.

Все их проблемы будут также решаться за российский счёт. А если супруге легального мигранта удастся зарегистрироваться, то их детей станут бесплатно (для них) учить, понимать русский язык, опять-таки за наш с вами счёт.

Вывод очевиден: проблема возникла из-за неспособности, точнее, нежелания должным образом относиться к своим обязанностям сотрудников ФМС и МВД, ибо у каждого сегодня «свой бизнес».

По данным статистики, в МВД РФ трудится до 905 тыс. сотрудников, т.е. по 515 полицейских на каждые 100 тыс. чел. Добавив сюда структуры ФМС с численностью в 37 тыс. чел. получаем численность, более чем внушительную. И вся эта вооруженная рать не может вычислить и отловить примерно равную себе численность «нелегалов» [26, с. 77].

Вывод опять многозначен: а) разучились работать; б) могу, но не желаю; в) нет политической силы».


Поэтому и возникают очередные просьбы МВД РФ к коллегам из СНГ «провести профилактическую работу со своими людьми» для их добровольной «сдачи» или отъезда до 15 июня, чтобы «не портить отчётность» и др.

Созданное в РФ «мигрантское» лобби успело уже отреагировать и подсуетиться, естественно, в своих интересах. В. Коженов из Федерации мигрантов России призвал власти объявить «широкомасштабную миграционную амнистию» и легализовать оптом всех нелегалов, причём растянуть её во времени, чтобы все могли успеть легализоваться или лучше спрятаться. Кто на это не пойдёт, тех объявить «злостными», и тогда уже выдворять. Между тем, любая легализация пребывания мигрантов в РФ должна сопровождаться ужесточением контрольных и карательных мер.

В конце марта 2021 г. депутаты Госдумы одобрили, наконец (но лишь в первом чтении), закон, предусматривающий обязательное дактилоскопирование и фотографирование въезжающих в РФ мигрантов (хотя об этом 10-летие назад говорили на всех конференциях по миграции, вызывая в ответ обвинения чуть ли не в фашизме. Человек въезжает в чужую страну, имеющую полное право знать: а) кто в неё въезжает; б) где будет пребывать; в) чем заниматься. Устроился на работу, сменил регион проживания, – следует отметиться.

Совершил правонарушение, подделал документы, купил фальшивый патент, медкнижку, принимал участие в социальных или национальных разборках и др. – несешь ответственность по законодательству или высылаешься из России навсегда, с занесением этой информации в соответствующую общедоступную базу данных.

Не превращать страну, Москву, иные федеральные (региональные тоже) центры, в частности, куда стремится попасть каждый третий мигрант, в проходной двор для всех желающих. Если какой-то российской компании нужен водитель грузовика, надо приглашать именно его, а не чабана, умеющего ещё копать.

Как пример, приведем Москву, открывшую в Узбекистане свой «миграционный центр», призванный набирать желающих работать в Москве по заявкам московских компаний. Второй такой же центр планируют открыть в Таджикистане, что разумно: если уж набирать, то лишь тех, на кого есть заявка. Причём знание русского языка и наличие медкнижки отслеживаются уже там, до пересечения границы, и будут конкретно сами за это отвечать (наконец-то, в РФ хоть кто-то за что-то по мигрантам будет отвечать).

Следует применять по всей строгости закон к потворствующим нелегальной миграции
, для чего в УК РФ введена ст. 321.1 «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет…, а «с использованием служебного положения – до семи лет».

Особый интерес проявляется индийцами к автомобильной и медицинской промышленности. Проникновение на западные рынки рассматривается как кратчайший путь к повышению производственной гибкости индийских предприятий, их заблаговременной адаптации к возможным (и нередким) «капризам» мировой торговли и неизбежному противодействию более сильным западным конкурентам.

Компании, занятые в сфере информационных технологий, начинают ориентироваться преимущественно на рынки развитых стран, которые являются центральным и емким источником спроса на индийскую промышленную продукцию. Однако абсолютные объемы индийских ПИИ продолжали выглядеть скромно, особенно на фоне бурной инвестиционной деятельности китайских компаний.

Так, по данным ЮНКТАД, за 2000–2015 гг. интенсивность индийских инвестиционных потоков в зарубежные страны возросла незначительно, с 1,165 до 1,594 млрд долларов. Доля индийских ПИИ в глобальных инвестиционных потоках в 2015 г. составила только 0,47%, тогда как на китайские ПИИ пришлось «целых» 8%.

В том же 2015 г. доля ПИИ в национальном ВВП у Индии составила 0,36%, тогда как у Китая  – 1,14% (при значительно превосходящем объеме народного хозяйства) [25, с. 56].

Рост и развитие подобных компаний принято объяснять наличием высококачественной рабочей силы (владеющей инструментарием знания в области точных наук, прежде всего математики); толчком к развитию промышленности информационных технологий первоначально послужил спрос предприятий госсектора, а затем – либерализация режима иностранных инвестиций как часть «программы» экономической реформы 1991  г.

В свою очередь овладение необходимыми знаниями и производственными навыками подтолкнуло некоторые компании к активному проникновению на рынки информационных технологий стран Запада. Инвестиционная деятельность на рынках развитых стран выступала своеобразным «модернизатором» промышленности информационных технологий в Индии.

Преимуществом «крупнейшей демократии мира» стала относительная дешевизна местной рабочей силы, с одной стороны, и довольно активный рост мировой торговли после распада биполярного мира – с другой. Уже отмечалось: в 1990-е гг. и в первое десятилетие нынешнего века началась активная диверсификация структуры индийских ПИИ в зарубежных странах.