Файл: Характеристика правового статуса иностранных граждан.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенно энергично этот процесс происходил в автомобильной промышленности, фармацевтике и в кластере информационных технологий, т. е. в отраслях с высокой долей добавленной интеллектуальной стоимости.
Целесообразно отметить: все эти сегменты индийского народного хозяйства в предшествовавшие десятилетия активно развивались во многом благодаря политике индийского государства по стимулированию передовых отраслей производства. Такая политика подразумевала многопрофильное сотрудничество Индии с западными ТНК (фармацевтика) и ведущими японскими фирмами (автомобилестроение).
Так закладывался фундамент развития «модернизированных» индийских компаний, которые в начале XXI века попытались стать субъектами ПИИ на рынках развитых стран. Наиболее привлекательным рынком для индийских инвестиционных компаний оказались Соединенные Штаты.
В 2019 г. общий объем индийских ПИИ в США составил 5 млрд долларов, не превысив, однако, уровень 2018 г. (Между прочим, совокупный объем индийских ПИИ в зарубежных странах в 2020 г. составил 46,82 млрд долларов.) В этой связи отметим, что общий объем зарубежных ПИИ в 32 единенных Штатах в 2019 г. составил 4,46 трлн долларов.
Большинство индийских инвестиционных компаний в этой стране действуют в отраслях «экономики знаний», т. е. в кластере информационных технологий, фармацевтике, химической промышленности, причем около половины этих фирм по возрасту совсем «юные»: они основаны не более 20 лет тому назад.
Стратегия их действий сфокусирована на приобретении американских компаний, а не на создании совместных предприятий. В числе индийских компаний, работающих на американском рынке, довольно много средних и мелких фирм, специализирующихся как на традиционно понимаемом производстве, так и на услугах.
Миграционные потоки как фактор экономического роста: роль Индии Общеизвестно: экономический рост и развитие опираются на как минимум четыре несущих конструкции:
1) внятную стратегию модернизации;
2) благоприятный инвестиционный климат для национального и иностранного капитала;
3) непротиворечивые правовые основы предпринимательской деятельности;
4) достаточный для энергичной хозяйственной динамики демографический потенциал.
Последнее обстоятельство, как представляется, заслуживает специального внимания.
Попытки возместить недостающую рабочую силу нередко оборачиваются интенсификацией миграционных потоков из зоны Глобального Юга с неизбежным изменением социально-демографической структуры общества и обострением конфликтов и на экономической, и на культурно-цивилизационной основе.
С этой проблемой может столкнуться и Россия, если вовремя ее не идентифицировать и не выработать алгоритм нейтрализации неблагоприятных последствий изменения расово-этнической и цивилизационной «матрицы» нашего общества. Общественная мысль России чутко реагирует на обостряющиеся неблагоприятные тенденции в демографическом развитии социума.
Прорабатываются различные сценарии выхода из «демографического тупика». Так, например, активно обсуждается импорт рабочей силы из стран не-Запада, в частности из Индии. Оценки действенности столь нетривиального подхода к демографической проблематике варьируют в широком диапазоне.
Справедливости ради стоит отметить, что и индийская сторона находится в стадии размышлений. Ведь хорошо известно, что индийские партнеры рассматривают Россию как некий «запасной вариант», поскольку трудовые миграции из этой страны уже имеют проверенные временем и обстоятельствами маршруты. Среди этих маршрутов обычно выделяют три основных направления: Западная Азия, Западная Европа, Соединенные Штаты Америки.
Направления миграционных потоков из Индии в принципе совпадают с векторами внешнеэкономических связей. Как видно, Россия на этом пространстве представлена весьма слабо.
Нынешняя демографическая ситуация в России столь серьезна, что приходится оценивать действенность других, столь же нетривиальных методов восполнения нехватки трудовых ресурсов.
В последние 15–17 лет активно обсуждается, то возгораясь, то затухая, тема привлечения квалифицированной рабочей силы из Индии. На российском Дальнем Востоке уже трудятся специалисты из Индии.
Сфера их деятельности – это прежде всего совместные энергетические проекты. В связи с проведением в 2019 г. очередного Восточного экономического форума во Владивостоке назывались возможные отрасли приложения занятости для индийцев: добыча полезных ископаемых и минерального сырья (уголь, нефть, газ, алмазы), заготовка древесины, различные виды агропроизводства.
Оставляя в стороне тему биологической и культурной адаптивности индийцев в России (именно на массовом, а не на индивидуальном уровне), отметим:
1) «демографический дивиденд» (т. е. квалифицированная рабочая сила) необходим в самой Индии, где активно обсуждаются такие феномены, как «экономика знаний» и «умные города»;
2) способность индийцев к трудовой деятельности, даже физически развитых и крепких жителей северного штата Пенджаб, резко снижается в высоких широтах (в частности, на российском Дальнем Востоке), где рабочая сила востребована в первую очередь.
Помимо этого, в последние десятилетия, как говорилось выше, сформировались несколько географических направлений, которые пользуются особым вниманием реальных и потенциальных мигрантов из Индии.
Целесообразно остановиться на проблеме миграционных потоков из Индии в Россию более детально. До начала пандемии коронавируса официальный Дели изучал возможности экспорта рабочей силы на Дальний Восток.
Тема индийской трудовой миграции звучала в кулуарах Восточного экономического форума во Владивостоке в начале сентября 2019 г. Правда, тогда индийские официальные лица подчеркивали: переговоры между Москвой и Дели находятся в начальной стадии и предварительно потребуется заключить соответствующее соглашение о регулировании миграции между двумя странами.
Индийская сторона рассчитывает на использование трудовых мигрантов в России на добыче полезных ископаемых (угля, нефти, газа, алмазов), заготовке древесины, в сельском хозяйстве. Уже существуют проекты «завоза» индийской рабочей силы на российский Дальний Восток.
Согласно концепции одного из таких проектов, правительство Индии берет в аренду примерно 50 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий в России.
Затем эти земли, как предполагается, передаются в аренду индийским аграрным объединениям. Последние организуют «доставку» рабочей силы и начинают выращивать сою, пшеницу, овощи и т. п. Цель подобного производства – вывоз выращенного урожая в Индию.
Часть агропродукции, как предполагается в проекте, реализуется на российском рынке. При оценке намерений индийского правительства целесообразно учитывать, что нагрузка на ресурсный потенциал сельского хозяйства в этой стране возрастает практически с каждым годом, по мере того как разрушается экосистема общества.
Проблему «обрушения» среды обитания правительство Индии не первый год пытается урегулировать за счет интенсификации миграционных потоков в различных направлениях, включая Россию. Попутно решается проблема стимулирования индийской экономики инвестициями в виде денежных средств, получаемых индийцами в стране временного пребывания. Однако, отмечают специалисты, столь крупное начинание не может не сопровождаться серьезными побочными проблемами как «технического», так и системно-политического характера.
Индийская рабочая сила может быть использована на простых производствах и в благоприятных для жителей этой страны условиях, т. е. в низких широтах. По оценкам специалистов по трудовым ресурсам, эффективность кооперационных связей с Индией в сфере привлечения рабочей силы из этой страны в настоящее время за пределами государственных институтов двух стран выглядит проблематичной.
Видимо, предложения индийской стороны по ввозу трудовых ресурсов в Россию нуждаются в дальнейшей, более детальной проработке, которая потребует дополнительного времени. Российским миграционным ведомствам целесообразно иметь в виду несколько обстоятельств общего характера, непосредственно относящихся к поискам оптимальной модели импорта рабочей силы из Индии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная ситуация в мире характеризуется неопределенностями и массой угроз. Одна из недавних причин нестабильности в мире – миграционный кризис в Европе. Несмотря на то, что миграционная вспышка некоторыми экспертами прогнозировалась, она свалилась на головы европейцев как летом снег.
От решения проблем правового регулирования института ответственности иностранных граждан в определенной степени зависит улучшение демографической ситуации в стране, ускорение ее социально-экономического развития.
Таким образом, привлечение к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства влечёт серьезные правовые последствия. Необходимо дальнейшее совершенствование административного законодательства, а также усовершенствование миграционной политики.
Таким образом, особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства заключаются в том, что, во- первых, несмотря на принадлежность к гражданству (подданству) иностранного государства иностранные граждане, а также лица без гражданства несут административную ответственность с момента въезда на территорию Российской Федерации (на общих основаниях).
Во-вторых, отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства (послы, поверенные, дипломатические и консульские работники и др.), обладающие дипломатическим иммунитетом, не подлежат административной ответственности в Российской Федерации.
В-третьих, к иностранным гражданам и лицам без гражданства как особой категории субъектов административной ответственности, применяются специальные виды мер принудительного характера
, такие как депортация и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Считается, что введение с 29 декабря 2021 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.
Кроме того, выдворенным из России иностранцам может быть установлен запрет на повторный въезд, принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в России или сокращен срок их временного пребывания в стране.
Для предотвращения очередей в миграционных центрах и территориальных органах МВД России рекомендует иностранным гражданам и лицам без гражданства обращаться за получением документов заблаговременно. Кроме того, рекомендовано выбирать время посещения в часы меньшей нагрузки – после полудня.
Миграция – одна из важных проблем современности, от решения которой зависят стабильность и эффективность, гармоничность развития общества, соблюдение прав и свобод человека, защита и безопасность жизни детей, семей, деятельности трудовых коллективов субъектов хозяйствования (СХ), населения муниципальных образований (МО) и субъектов РФ, имидж, репутация, суверенитет и национальная безопасность страны в неспокойном динамично развивающемся мире, полном вызовов и угроз.
Все это вынуждает органы власти и управления, правоохранительную и судебную системы переходить от решения тактических задач к долговременному, научному обоснованию стратегии развития российского государства на период до 2030 года, к которому все экономически развитые страны должны перейти в шестой экономический уклад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. -
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От18.03.2020г) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ -
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032. -
Агузаров Т.А. Уголовная ответственность за посягательство на неприкосновенность судьи // Уголовное право. – 2020. – № 2. – С. 48. -
Айметова Ю. И., Федосеев Р. В. К вопросу о мерах административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // ХП Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саранск: СреднеВолжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. — С. 199–201. -
Астахова А. О. Уголовно-правовые последствия административного надзора и ограничения свободы // Вестник Омского университета. — 2021. — № 2. — С. 230—232. -
Аубакиров У. А. Уголовно-правовые нормы в системе уголовного законодательства. // URL: http://elibrary.kz/download/zhurnal_st/st4607.pdf (дата обращения 16.02.2021). -
Батова С. А., Боботов С. В. Судебная система России. — М., 2020. 892 c. -
Валеев М. Т. Типовая санкция как критерий категоризации преступлений // Вестн. Томск, гос.ун-та. Сер. : Право. 2020. N 2. С. 29-34. -
Векленко С.В. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ); разграничение со смежными составами и предложения по совершенствованию / С.В. Векленко, А.И. Скакун // Российская юстиция. – 2019. – № 8. – С. 48-50. -
Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с. -
Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. A.И. Рарог. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019. – 910 с. -
Дружинин А. В. Уголовная ответственность за неоднократное несоблюдение установленных судом административных ограничений // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2021. — № 2. — С. 57—60. -
Долгополов К. А., Зырянов В. Н., Цыганаш В. Н. Проблемные вопросы назначения наказания за преступления против правосудия. // Уголовный процесс, криминалистика, уголовное право и криминология. 2020. № 4. С. 53–56. -
Иванчин А. В. Законодательная техника и ее роль в российском уголовном правотворчестве. Ярославль, 2021. 208 с. -
Иванчин А. В., Павлова Л. О. К вопросу о критериях категоризации преступлений по Уголовному кодексу РФ// Вести. Ярослав, гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. : Гуманитар, науки. 2019. N 1 (39). С. 45-49. -
Кадников H. Г. Классификация преступлений по уголовному праву России : автореф. дис. ... д-ра юр ид. наук. М.. 2020. 53 с. -
Лебедев, К. В. Административная ответственность иностранных граждан за правонарушения на территории Российской Федерации / К. В. Лебедев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 154-157. -
Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. М: Проспект, 2019. 720 с. -
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник, 6-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. -
Мальцев В.В. Ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования // Законность. – 2019. – № 10. – С. 17. -
Тугутов Б.А., Мельник Д.А. Воспрепятствование осуществлению правосудия: вопросы применения статьи 294 УК РФ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 7-15. -
Хабиров Р.Ф. Глобализация, государственный суверенитет, права человека // Юридический мир. 2020. № 8. С. 47. -
Шагиева Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права : учеб. пособие / отв. ред. Р.В. Шагиева. 2-е изд. М., 2019. 576 с. -
Фархутдинов И.З. Международное или глобальное право // Юрист-международник. 2019. № 4. С. 17. -
Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. М.: Проспект, 2019. С. 144. -
Официальный сайт Министерства Внутренних дел РФ. Статистика и аналитика. МВД России //https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics