Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1024
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133 жалуется на непонимание, у него появляются различные страхи, расстройства, кошмарные сновидения.
На смену этим переживаниям могут прийти депрессивные реакции.
Люди, которые уцелели в катастрофе, часто испытывают чувство вины и тоски, не имеют сил и желания что-то предпринимать, чувствуют себя подавленными. Для них характерно чувство беспомощности. Обычным является самобичевание и самоосуждение за свое «везение», за то, что выжили, в то время как многие погибли. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие отражается на общем состоянии в форме психосоматических нарушений.
4. Стадия восстановления может начаться через 10–12 дней после бедствия. Характерные для нее поведенческие реакции: нормализация эмоциональных проявлений в речи и мимике, повышение активности межличностного общения, возвращение чувства юмора и восстановление сновидений.
Те, кто под влиянием внутренних и внешних факторов преодолевают хронический процесс циклического повторения отдельных фаз, продолжительную фиксацию на одной из них или регрессию на предшествующую, градуально освобождается от ПТСР, интегрируется в жизнь, социум.
У некоторых уцелевших также отмечаются сверхдостижения в различных сферах жизни, происходит вызванная экстремальным опытом гуманистическая переоценка жизненных ценностей, рост и развитие личности, творческая реализация себя в различных сферах жизни.
В более поздние сроки возможно «отставленное реагирование» и проявление психиатрических симптомов, что предполагает необходимость проведения заблаговременных психопрофилактических мероприятий с использованием методов психологической, медицинской и социальной коррекции. К примеру, через год у 32 % жертв транспортных происшествий установлен диагноз ПТСР в соответствии с критериями
134 диагностики этого расстройства. Первые три месяца после несчастного случая являются решающими в возможности развития ПТСР.
Исследование 44 ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС в возрасте 30–46 лет, находящихся на реабилитации в психосоматическом стационаре, по данным Л.Н. Юрьевой [43], выявило наличие у ликвидаторов спустя 10 лет после аварии таких симптомов, как острая потребность в отдыхе, ипохондричность, хроническая усталость, недостаток личного и социального благополучия, чувство брошенности и одиночества. У каждого опрошенного были обнаружены невротические способы психологической защиты, в числе которых доминирующими оказались неконструктивные механизмы вытеснения, проекции, «бегства в болезнь». Для чернобыльцев оказались свойственными типичные признаки кризиса середины жизни. Они чувствовали свою нереализованность, отсутствие перспектив и опустошенность. Из всех опрошенных респондентов 68,4 % не имеют жизненной перспективы, не представляют своего будущего. Люди оценивали свой психологический возраст намного больше паспортного. Сравнение их функционального состояния центральной нервной системы со сверстниками, которое провели А.Г.
Нощенко, К.Н. Логановский, также показало значительное превышение биологического возраста. В той ситуации, которая сложилась для испытуемых на момент исследования, каждый четвертый видел выход в суициде. 30 % опрошенных не видели смысла жизни, 40 % ликвидаторов воспринимали свою смерть положительно, потому что это позволило бы решить все жизненные проблемы.
Рассмотрим специфику психокоррекционной работы с людьми,
пережившими стихийные бедствия и техногенные катастрофы.
В качестве экстренной психологической помощи необходимо обеспечить решение следующих задач:
– профилактика панических реакций и острых неврологических состояний, нервно-психических нарушений;
135
– терапия пограничных нервно-психических нарушений;
– задействование личностных ресурсов и повышение адаптационных возможностей.
Следует соблюдать основные принципы помощи людям, которые перенесли психологическую травму:
– приближенность к месту событий;
– единство и простота психологического воздействия;
– безотлагательность;
– ожидание, что нормальное состояние восстановится.
Единство психологического воздействия предполагает унифицирование процедур психологической помощи, а также задействование в качестве психолога или психотерапевта одного и того же человека.
Принцип приближенности осуществляется через воссоздание для пострадавшего привычной обстановки и типичного для него социального окружения. Феномен «госпитализма» должен быть сведен к минимуму.
Безотлагательность оказания помощи предполагает начало работы с ним непосредственно в месте катастрофы, как можно быстрее после происшедшего. Благодаря этому снижается вероятность возникновения хронических расстройств, а также посттравматического стрессового расстройства.
Ожидание восстановления нормального для человека состояния предполагает взаимодействие и общение с пострадавшим как с нормальным человеком, поддержание в нем уверенности в том, что сложности скоро пройдут и его состояние восстановится.
Простота психологического воздействия предполагает принятие мер, являющихся проявлением обычной заботы и созданием условий, которые обеспечивают человеку чувство защищенности. Например, пострадавшего
136 нужно отвести от очага поражения, дать ему возможность отдыха и приема пищи, тепло и простое человеческое участие.
Далее нами будут рассмотрены
основные
направления
психологической работы в экстремальных ситуациях.
Работа психолога в кризисном штабе. Вблизи зоны ЧС происходит скопление пострадавших, их родственников и свидетелей, также находящихся в стрессовом состоянии. Для работы с населением в безопасном месте создается кризисный штаб. Психологи проводят в нем значительную часть рабочего времени, проводя индивидуальную и групповую работу по консультированию и психологической поддержке пострадавших и их родственников. Задачей психологов является информирование о текущей ситуации, состоянии госпитализированных, списках погибших.
Выполняется диспетчерская функция по перенаправлению пострадавших в стационарно работающие психологические центры. Зачастую пострадавшие и их родственники нуждаются в сопровождении при перемещении к месту ожидания, проживания или лечения.
Работа психологов на «Телефоне доверия». Первый опыт работы
«Телефона доверия» во время ЧС (теракт на Черкизовском рынке в августе
2006 г.) показал, что пик звонков был в дни трагедии. Это 24 % всех звонков, поступивших за неделю. Люди высказывали страх выйти из дома, ходить на рынок, многие были обеспокоены криминогенной обстановкой в г. Москве, искали помощи.
Работа психологов в «толпе» пострадавших связана с общим стрессовым состоянием родственников, нуждающихся в стабилизации эмоционального состояния. Они часто агрессивно настроены и могут не допускать к себе специалистов.
Работа психологов в морге. Когда чрезвычайные ситуации приводят к гибели людей, психологи участвуют в сопровождении родственников на опознание тел. Людям требуется эмоциональная и физическая
137 психологическая поддержка, которая осуществляется через эмпатическое слушание и невербальную поддержку.
Работа психолога во время ритуала прощания. Когда происходит прощание с умершими, возможны эмоциональные срывы среди родственников и близких, которые необходимо прогнозировать и оказывать индивидуальную помощь нуждающимся.
Работа по оказанию пролонгированной психологической помощи и
реабилитации. Используются как индивидуальные, так и групповые формы.
Опыт работы с родственниками погибших в один из самых трудных для них периодов – во время опознания изуродованных останков своих близких – позволяет сформулировать ряд организационных соображений:
1. В подобных ситуациях предпочтение следует отдавать бригадному методу, положительно зарекомендовавшему себя в медицине катастроф.
2. Представляется, что оптимальный состав психотерапевтической бригады – пять человек (три психолога, два врача). Учитывая более высокий уровень эмпатии у женщин, желательно учитывать это при формировании бригады.
3. Число бригад определяется тем, что примерно у трети род- ственников возникают реакции, требующие неотложного одновременного психологического вмешательства уже на этапе ожидания в очереди.
4. Важно, чтобы бригада была относительно устойчивым коллек- тивом взаимодополняющих друг друга единомышленников, прошедших соответствующий профессиональный тренинг.
5. Подготовка психотерапевтов и психологов для этих целей должна предусматривать в числе прочего:
1) умение работать в малопригодных психотерапевтических усло- виях;
138 2) умение формировать у себя психологическую защиту и оказывать друг другу поддержку в целях профилактики невротических и психосоматических осложнений.
На основе опыта практической работы по оказанию помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях разработаны рекомендации по составу бригад экстренной психологической помощи, описанная в работах
А.И. Ляшенко [16].
Таблица 4
Рекомендуемый состав бригады экстренной психологической
помощи
Состав бригады
Основные функциональные обязанности
Руководитель бригады психологов
– докладывает в оперативный штаб МЧС о прибытии бригады психологов и получает необходимые указания и инструкции;
– осуществляет управление (координирует, планирует, контролирует) деятельностью бригады психологов;
– составляет ориентировочный план работ по оказанию экстренной психологической помощи с определением задач и ответственности каждого психолога;
– взаимодействует с другими спасательными базами города (совещается, обсуждает, принимает местные решения и т. п.);
– обобщает и анализирует информацию, полученную в ходе спасательных работ по оказанию экстренной психологической помощи
139
Состав бригады
Основные функциональные обязанности
Психолог
– помощник руководителя бригады
– руководит разворачиванием и подготовкой
(оформлением) временного штаба по работе с по- страдавшими и населением или мобильного пункта оказания помощи;
– проводит наблюдение и анализ окружающей обстановки в местах скопления людей, выявляет лиц с неадекватным поведением, ищущих помощи и поддержки;
– направляет пострадавших во временный штаб или мобильный пункт службы оказания помощи
Психолог, отвечающий за консультативную работу
– предлагает беседу или вступает в контакт с пострадавшими по типу
«случайного попутчика»;
– осуществляет эмоциональную поддержку пострадавшим (принятие, внимание, заботу, человеческое тепло) и снятие острых аффективных реакций;
– оказывает психологическую помощь на момент психосоматических жалоб;
– создает и поддерживает доброжелательную и защищенную атмосферу спокойствия и совладения с ЧС среди пострадавших вблизи зоны ЧС;
– направляет выявленных лиц с психическими отклонениями к врачам «Скорой медицинской помощи»;
– осуществляет психологическое
140
Состав бригады
Основные функциональные обязанности сопровождение родственников погибших в морг
Психолог, отвечающий за социальную работу
– работает на телефоне «горячей линии» и собирает информацию о пострадавших;
– составляет общие списки пострадавших и погибших;
– информирует пострадавших о порядке выплаты социальных пособий и других видов помощи (одежда, питание, проживание в гостинице, железнодорожные и авиабилеты и т. п.);
– раздает информационные листки, памятки и брошюры службы экстренной помощи
В чрезвычайных ситуациях в результате паники и бесконтрольного страха погибает больше людей, чем это происходит от реального разрушительного фактора. Считается, что экстренная психологическая помощь населению проводится на основе принципа интервенции в поверхностные слои сознания. Непосредственно в местах чрезвычайных ситуаций психологи проводят работу с симптоматикой, не затрагивая глубокие личностные проблемы.
Кризисные психологи применяют экстренную «информационную
терапию» в качестве метода психотерапевтической помощи людям, находящимся в зоне чрезвычайного бедствия. Целью этой формы работы является психологическое поддержание жизнеспособности людей, которые оказались в полной изоляции, например под завалами после землетрясения, в разрушенных домах после аварии, изолированы в зоне затопления и тому подобное. «Информационная терапия» проводится с
141 использованием системы звукоусилителей и представляет собой трансляцию рекомендаций пострадавшим о том, что они не одиноки в своей беде, другие люди идут к ним на помощь, проводится работа по их спасению, предпринимаются все возможные меры, чтобы помощь пришла как можно скорее. Людей инструктируют о том, как нужно себя вести, чтобы избежать повреждений, людей просят сохранять спокойствие, не поддаваться панике и объясняют, как организовать самопомощь.
Например, после землетрясения через трансляторы объясняется, что пострадавшим не следует предпринимать физических усилий к освобождению, чтобы не произошло опасного для жизни смещения обломков, пострадавших просят экономить свои силы, находиться в состоянии дремоты, следить за дыханием, чтобы оно было неглубоким и медленным, способствующим самоуспокоению.
Особое направление работы психологов в зоне ЧС связано с психологической поддержкой родственников. К этой категории клиентов применяются методы поведенческой терапии, направленные на снижение психоэмоционального возбуждения, устранение панических реакций. В случае переживания утраты применяются экзистенциальные методы психологического консультирования для принятия ситуации и облегчения душевной боли через выявление психологических ресурсов личности.
Важная сторона работы психолога кризисного центра касается психологического сопровождения работы спасателей. Главный фактор напряжения в их работе – психологический стресс. Для снятия негативных последствий проводится организация специальных психокоррекционных занятий по психологической разгрузке, профилактике тяжелых стрессовых состояний, эмоциональной разрядке, снятию психоэмоционального напряжения и поиску ресурсов повышения устойчивости к травматическим факторам.
В результате чрезвычайной ситуации потерпевший может быть ранен, получить травму и нуждаться в длительном стационарном лечении.
142
После восстановления в его жизни могут произойти изменения в профессиональной или личной жизни, утрата трудоспособности, изменение внешности, инвалидность, снижение уровня работоспособности и экономического статуса, смена социального окружения. Такие существенные перемены приводят к новому для личности пониманию своей жизненной перспективы и жизненных смыслов. Задачей реабилитационной работы с людьми, пострадавшими в чрезвычайной ситуации, является психологическая коррекция временной и жизненной
перспективы.
Интересный подход к работе с личностью, находящейся в кризисе, предложил американский психотерапевт Фредерик Мелджес. Его концепция предполагает реконструкцию будущего в противовес позиции психоаналитиков, работающих с представлениями пациентов о своем прошлом и с переживаниями относительно прошедших событий. Мелджес утверждал, что «будущее влияет на настоящее». Метод, предложенный автором, носит название
«психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего». Работа с пациентом предполагает применение приемов футурирования и временной организации жизненной перспективы. Данный метод оказался эффективен для решения задач выработки у личности подлинной идентичности. Человек овладевает набором когнитивных конструктов о собственном «Я», которые играют роль проводника в будущее. Будучи направленным в будущее, человек становится более уверенным и менее уязвимым перед лицом травматических отголосков прошлого. В работе с клиентом проводится процедура самофутурирования, что представляет собой визуализацию его будущих желательных для него возможностей. Ожидаемые картины будущего переносятся в психологическое настоящее клиента, в ходе чего происходит работа с представлениями человека о самом себе и происходит принятие решения о предстоящих поступках, планах и действиях, способствующих становлению нового эффективного и более уверенного в