Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 871

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 стремится к развитию, совершенствованию. В возрасте около 23–25 лет он может столкнуться с кризисом профессионального роста.
Возникает неудовлетворенность уровнем занимаемой должности при сравнении своих профессиональных достижений с успехами сверстников.
В этот период двигателем карьерного роста может стать создание семьи, начало самостоятельной (независимой от родителей) жизни, потребность в улучшении финансового состояния.
Необходимым условием выхода из кризиса является повышение квалификации, получение дополнительного образования, инициация карьерного роста, включение в резерв на выдвижение. Если в данной организации нет возможностей для карьерного роста, выходом может стать смена места работы. В этом возрасте личность наиболее мобильна и имеет возможности для того, чтобы попробовать себя в разных сферах деятельности. Неблагоприятным считается уход из профессиональной сферы и компенсация недостаточного профессионального роста реализации себя, к примеру, в семье. Если в этот период возможность для профессионального развития не будет использована, в более позднем возрасте восполнить этот пропуск будет сложнее.
После интенсивного профессионального роста, характерного для начала профессионального пути, может возникнуть стабилизация профессиональной ситуации, когда личность снова начинает испытывать неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Это состояние называется кризисом профессиональной карьеры (или кризисом«середины карьеры»). Происходит переосмысление себя, жизненных смыслов и своего места в мире. К возрасту 30–35 лет у человека происходит перестройка системы ценностей, в которой на первый план выходят самостоятельность и ответственность за себя и свое окружение, подводятся итоги прошедших лет, анализируются достижения.
Хронологически кризис середины карьеры чаще всего совпадает с кризисом середины жизни, характеризующимся переживанием конечности

50 своего существования, пониманием того, что многие жизненные возможности (в том числе для карьерного роста) уже упущены.
Переориентация на новые ценности может изменить отношение к труду, к его содержанию и значению для личности. Конструктивным развитием считается переход на новую должность или работу. Можно рассматривать как вертикальную карьеру (должностной рост), так и горизонтальную
(повышение квалификации, освоение новых специальностей и смежных сфер деятельности).
Для многих компенсацией остановки в профессиональном развитии может служить реализация в других сферах
(семейная, бытовая, досуговая, общественная деятельность и т. д.). Такой
«уход» из профессии в этом возрасте также не относится к конструктивным способам выхода из кризиса.
Спустя время, в более зрелом возрасте недовольство своим социально-профессиональным статусом, ухудшение состояния здоровья и изменения психических функций, возможные профессиональные деформации в связи с длительной работой в одной сфере могут породить
кризис социально-профессиональной самоактуализации. Ключевым фактором является уже не статус личности, не уровень должности, а содержательная сторона труда.
Преодолеть кризис помогает переход на такой уровень выполнения деятельности, который требует проявления творчества и инновационности, разработки и внедрения новшеств, чему способствуют значительный опыт и имидж профессионала высокой категории. Переход на новую должность или работу возможен, но требует достаточной смелости.
Сложность смены деятельности на этом этапе профессионализма связана с накопленным положительным опытом работы на прежнем месте и возрастным снижением лабильности. Неконструктивный выход приводит к застою в профессиональном развитии, увольнению, конфликтам, профессиональным деформациям, профессиональному цинизму, алкоголизму, депрессии. Возможны сексуальные увлечения,


51 создание новой семьи.
Кризис
угасания
профессиональной
деятельности
(предпенсионный кризис) характерен для периода, предшествующего выходу на пенсию. Его возникновение связано с ожиданием ухода на пенсию и новой социальной роли, сужением социально- профессионального поля, ведь пожилым работникам реже поручают задания, связанные с новыми технологиями. Усугубляют положение психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
Выходу из кризиса способствует повышение активности в других жизненных сферах: семье, увлечениях, общественной работе, наставничество, консультирование и пр.
Хронологически последним является
кризис
социально-
психологической адекватности, который связан с выходом на пенсию и прекращением трудовой активности. Для этого периода характерно изменение жизненного уклада и появление свободного времени, незанятого работой. Кризисным переживаниям способствуют ухудшение здоровья, осознание укорочения жизненной перспективы, социальная изоляция и одиночество, сужение финансовых возможностей. Личность утрачивает профессиональную идентификацию. Необходимым условием преодоления кризиса является вовлечение пенсионеров в социально- психологическую активность и общественно-полезную деятельность.
В этот период возможно освоение новых социально-полезных видов деятельности, привлечение работников, вышедших на пенсию, в качестве консультантов и т. п.
На каждом этапе профессионального становления конструктивным выходом из кризиса может стать любое решение личности. В одном случае увольнение и поиск другого места работы может оказать благоприятное воздействие на профессиональное развитие, а на другой стадии это будет считаться уже неконструктивным выходом.
Психологические
технологии
преодоления
кризисов

52
профессионального становления. В профессиональном консультировании наиболее эффективной является активизирующая стратегия профессионального самоопределения, согласно которой личность выступает как субъект своей профессиональной жизни и личностного развития. В соответствии с этим, психологическое сопровождение кризисов профессионального развития должно быть направлено на раскрытие и развитие индивидуальности личности, активизацию и реализацию ее потенциала, оптимизацию взаимоотношений в труде.
Главным принципом консультации является обеспечение настроя клиента на максимальную активность и принятие ответственности за реализацию выработанных решений.
Первостепенная роль в этой работе отводитсяпсихологической
профилактике
возможных кризисов через создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на кризисные явления: повышение социально-психологической компетентности (проведение семинаров по проблемам психологии личности и деструктивным ее изменениям, профессиональному становлению и росту, проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни); повышение аутопсихологической компетентности, способности дифференцировать собственные эмоциональные состояния; вовлечение в инновационную деятельность через повышение квалификации, стимулирование профессионального роста.
Второе направление преодоления профессиональных кризисов –
психологическое консультирование, в ходе которого личности оказывается помощь в самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, достижении эмоциональной устойчивости.
Ретроспективный анализ профессионального пути направлен на изучение типичных для личности стратегий преодоления кризисов на предыдущих этапах профессионального пути, осмысление способов


53 поведения, предшествующих кризису. Клиенту необходимо также помочь увидеть положительные моменты в профессиональном кризисе. Поиск решения осуществляется через обсуждение разных вариантов выхода из кризиса, описание идеальной профессиональной ситуации, разбор альтернативных решений, способов его реализации. Заключительным этапом консультации является присоединение к будущему путем проигрывания или детального обсуждения нового поведения, уточнения деталей, сопутствующих новому профессиональному поведению.
В целях устранения отклонений в личностном и профессиональном развитии используются методы психологической коррекции, которая направлена на усиление регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля и самоуправления, укрепление самообладания, а также на внесение определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов.
Последнее предполагает отказ от неоптимальных и неконструктивных форм сопротивления регламентации, ограничивающей его профессиональную активность, социально-профессиональный статус
(агрессивность, отсутствие инициативы, пьянство, сексуальные увлечения на работе и др.)
В качестве методов профилактики и психологической реабилитации профессиональных кризисов применяются разного рода психологические тренинги: транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, тренинг интуиции, ролевая игра и др.
Раздел 3. Разновидности и специфика ненормативных кризисов
личности в связи с утратой и психологической травмой
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 4. Личностный кризис как последствие пережитого
насилия
Несмотря на общую тенденцию гуманизации человечества, насилие тесно вплетено в коммуникативный контекст повседневной жизни

54 человека. Каждый человек в определенной степени подвергается как минимум одной из форм насилия – психологическому насилию. Однако в средствах массовой информации, формирующих и отражающих содержание общественного сознания, как пишет А.Б. Орлов, «проблема насилия выступает в весьма усеченной и трансформированной форме
«ужасов отдельного случая». Более того, проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме» [22].
Психологическая проблематика насилия является обширной сферой исследований в мировой практике социально-психологической работы в последние несколько десятилетий. Однако до настоящего времени в кризисной психологии не сложился полноценный терминологический аппарат и не выстроены полноценные концепции по поводу данной области в психологии. В отечественной психологической науке проблематика насилия является сравнительно молодой.
В этом параграфе мы приведем сложившуюся к настоящему времени эмпирическую типологию форм насилия:
1) физическое насилие представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений и другие формы манипулирования телом жертвы, например: побои, толчки различной степени тяжести, а также ограничения в еде и сне, принуждение к употреблению алкоголя и наркотиков;
2) сексуальное насилие определяется как преднамеренное манипулирование телом жертвы в качестве сексуального объекта, принудительное вовлечение в сексуальные действия, служащие получению насильником сексуального удовлетворения или демонстрации власти над жертвой; а также вовлечение в проституцию, порнобизнес и т. п.;
3) психологическое насилие включает различные разновидности, например эмоциональное, интеллектуальное и другие виды, и представляет собой преднамеренное манипулирование жертвой с игнорированием

55 личностных характеристик и потребностей в свободе, чувстве собственного достоинства и т. п. В эту группу также входят разрушающие отношения привязанности жертвы к лицу, совершающему психологическое насилие. Объектное отношение к человеку, которое приводит к деформациям личности и нарушениям развития в поведенческой, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сферах.
Выделяется в отдельный вид семейное насилие, помимо насилия, наносимого посторонними людьми. Домашнее, или бытовое, насилие может проявляться в самых разных формах: физической, экономической, эмоциональной и сексуальной. В эту форму могут быть вовлечены не только официально состоящие в браке пары, но сожители, встречающиеся молодые люди, бывшие супруги, а также родители и дети. Семейное насилие не предполагает разделение на пару «мужчина – женщина». Это могут быть, например, мать и дочь, взрослые дети и кто-то из родителей и другие варианты. Между тем 95 % жертв домашнего насилия – женщины.
Домашнее насилие представляет собой систему поведения, необходимую для сохранения власти и контроля одного члена семьи над другим.
Постоянно происходит повторение физического, вербального, эмоционального, морального, экономического принуждения с увеличением частоты. Целью этого поведения является внушение чувства страха, манипулирование и контроль. Семейное насилие – явление, очень распространенное во всем мире и практически в любых социальных группах населения. Явление насилия в семье настолько привычно, что многие жертвы насилия – женщины, дети – даже не осознают того, что происходящее с ними является насилием.
Не воспринимаются большинством людей в качестве насилия ограничения экономического плана, такие как ограничение в материальных средствах в целях приобретения жизненно важных вещей, запрещение женщине работать или учиться. Не всегда как насилие


56 расценивается ограничение члена семьи, например женщины, на личное общение с друзьями, родственниками. Брань, унизительное и грубое обращение, непристойные шутки, частая критика входят в элементы ежедневного общения и не считаются проявлениями насилия. Описанные здесь действия по-разному оцениваются мужчинами и женщинами.
Мужчины реже считают их формами насилия, чем женщины.
Как форма эмоционального давления и унижения личности выступает экономическое семейное насилие. К нему относят единоличное распоряжение средствами семейного бюджета одним членом семьи без достаточной степени демократичности решения общих вопросов о расходах, а также подотчетный мелочный контроль за расходованием средств другими членами семьи.
В кризисной психологии психологическое насилие изучается в двух ключевых аспектах:
1) проявления насилия и формы его осуществления, например: запреты различных форм поведения, запрет на переживание и проявление эмоций, унижения, оскорбления, предъявление чрезмерных требований, резкая критика, угрозы, ложь и манипулирование, изоляция, фрустрация базовых нужд и потребностей личности;
2) последствия насилия для жертвы – когнитивный стиль
«полезависимость», утрата базового доверия к миру, нарушение идентичности личности, внешний локус контроля и снижение ответственности за свое поведение, повышенная личностная тревожность, нарушения сна и аппетита, раздражительность, агрессивность, угодливость, низкая коммуникативная компетентность, заниженная самооценка, стремление к уединению, суицидальные склонности, отставание в физическом и психическом развитии, развитие различных форм психопатологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссизм, мазохизм, шизоидность, пограничные личностные расстройства), психосоматические заболевания желудочно-кишечного

57 тракта, кожные и нервные заболевания, нарушения обмена веществ и веса и т. п. Далее мы подробнее рассмотрим классификацию последствий насилия для жертвы по отдельным психическим сферам.
Развитие насилия имеет цикличный характер, в нем принято рассматривать три повторяющиеся стадии, втягивающие жертву и насильника в зависимые отношения. В каждом отдельно взятом случае длительность стадии и периодичность возникновения могут меняться.
Первая стадия развития насилия связана с нарастанием напряжения между будущей жертвой и насильником, возможны незначительные случаи побоев, напряженность между людьми возрастает. На первой стадии пострадавшие пытаются снизить значимость произошедшего, отрицают наличие избиения, объясняют себе: «Могло бы быть хуже, это всего лишь синяк», «сама виновата». Происходящее пока находится под мнимым контролем жертвы, которая идет на все, чтобы снизить значимость происходящего и не осознавать пагубность для себя этой ситуации. Они, оправдывая жестокость, пытаются защищать агрессию своего партнера или родителя.
Вторая стадия возникает, когда появляются случаи сильного избиения в связи с утратой контроля над ситуацией к концу первой стадии.
Грубые акты насилия с избиением становятся неизбежны, как объясняет происходящее В.Ю. Меновщиков: «Нападающий не способен управлять своим деструктивным поведением, что служит началом жестокого развития событий. Основное отличие между первой и второй стадиями в том, что тут обе стороны сознают: ситуация вышла из-под контроля.
Только один человек может положить конец насилию – сам нападающий»
[19]. То, как будет вести себя жертва в этой ситуации, уже не может ее изменить.
Третья фаза носит название «медовый месяц», она представляет собой период примирения, мольбы о прощении, необычайного внимания к жертве, взаимной любви. Насильник кается, задаривает жертву,